Послевоенный период развития дизайна с СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 21:55, реферат

Краткое описание

Научно-технический прогресс и рост производства уже сегодня обеспечивают удовлетворение нормальных потребностей человека.Но человечество может захлебнуться в потоке большого количества вещей,появление которых на рынке не обусловлено социальной необходимостью.Нельзя полагать,что дизайн явится средством спасения от всех недостатков производства вещей,но он призван для решения этих задач.В сущности дизайн представляет собой проектирование прогресса в сфере предметного мира,формирует определенное отношение людей к окружающей среде,воспитывает их эстетическое и этическое отношение.

Содержание

.Введение………………………………………………………..
2.Послевоенный период развития дизайна с СССР……………
3.Промышленный и транспортный дизайн…………………….
4.Мода 40-50-х годов…………………………………………….
5. Вениамин Самойлов. ГАЗ М-20 «Победа»…………………..
6.Графический дизайн…………………………………………...
7.Знаменитые образцы советского дизайна…………………….
7.1 Граненый стакан……………………………………………...
7.2 Неваляшка…………………………………………………….
7.3 Авоська………………………………………………………..
7.4 Шахматные часы……………………………………………...
7.5 Фотоаппарат зенит……………………………………………
7.6 Упаковка для молока и кефира………………………………
8.Заключение……………………………………………………...
9.Литература……………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

реферат платонова.docx

— 499.70 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1.Введение………………………………………………………..

2.Послевоенный период  развития дизайна с СССР……………

3.Промышленный и транспортный дизайн…………………….

4.Мода 40-50-х годов…………………………………………….

5. Вениамин Самойлов. ГАЗ М-20 «Победа»…………………..

6.Графический дизайн…………………………………………...

7.Знаменитые образцы советского дизайна…………………….

7.1 Граненый стакан……………………………………………...

7.2 Неваляшка…………………………………………………….

7.3 Авоська………………………………………………………..

7.4 Шахматные часы……………………………………………...

7.5 Фотоаппарат зенит……………………………………………

7.6 Упаковка для молока и кефира………………………………

8.Заключение……………………………………………………...

9.Литература……………………………………………………....

10.Приложение……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Научно-технический прогресс и рост производства уже сегодня  обеспечивают удовлетворение нормальных потребностей человека.Но человечество может захлебнуться в потоке большого количества вещей,появление которых  на рынке не обусловлено социальной необходимостью.Нельзя полагать,что  дизайн явится средством спасения от всех недостатков производства вещей,но он призван для решения этих задач.В  сущности дизайн представляет собой  проектирование прогресса в сфере  предметного мира,формирует определенное отношение людей к окружающей среде,воспитывает их эстетическое и этическое отношение.Исследование дизайна не может вестись на основе отдельных разносторонних исследований по эстетическим, социалогическим, экономическим, техническим и другим проблемам.Необходим  системный подход,который приводит в конечном итоге к появлению  межотраслевой науке-технической  эстетики.

Указанные причины привели  к становлению в нашей стране сначала «организованного дизайна»,а  затем единой системы художественно-конструкторских  организаций.

Послевоенный период развития дизайна в СССР

В послевоенный годы в истории  дизайна наметились две тенденции.Приверженцы  первого направления считали,что  моральный долг дизайнеров-способствовать эстетическому развитию публики, тогда как другие,придерживаясь демократических взглядов,стремились дать публике то,что она желала получить и что определялось коммерческим успехом.Дизайнерские фирмы,стремительно развиваясь,использовали свой талант не только для оформления товара,но и для его упаковки,для оформления интерьеров торговых помещений,витрин,выставок,средств общественноготранспорта,для изготовления фирменных знаков,логотипов,для разработки общей концепции имиджа данной корпорации.В дизайн пришли люди,имеющие слабую техническую подготовку.Проекты отличались техническим несовершенством.Появилась необходимость повышения социального престижа(Советское-Значит лучшее),повышение эргономических требований:цвет,запах,звук,форма,комфорт),воплощение формулы:человек-вещь-среда.

Промышленный и транспортный дизайн

Дизайнерское движение рождалось  разрозненно и стихийно.Условий  для создания общественной научной  теории не было,а отсутствие теории не позволяло организовать работу дизайнеров.В  тридцатые годы конструирование развивалось лишь благодаря энтузиазму отдельных архитекторов,художников,инженеров.

В послевоенные годы дизайн начал внедряться в проктирование  предметной среды.В феврале 1945 г.были вновь открыты художественно-промышленный училища в Москве(на базе б.Строгановского) и в Ленинграде (б.Штиглица).Через  десять лет эти учебные заведения,став уже высшими начали подготовку художников-конструкторов.

В декабре 1945 г.при Наркомате  транспортного машиностроения было создано Архитектурно-художественное бюро(АХБ).Бюро вело работы по отделке  пассажирских вагонов,в области  судостроения,разрабатывалась методика сотрудничества художников-архитекторов и конструкторов.В начале 1946 г.фактически впервые в нашей стране был применен принцип наглядного сравнения конструкторского и дизайнерского проектирования:были построены в натуре два варианта некупированного цельнометаллического вагона.Первый-по проекту инженеров:с использованием традиционных для вагоностроения принципов компоновки и отделочных материалов(вагонка),темный, без вентиляции;второй-по проекту дизайнеров Ю.Соловьева, Ю.Сомова, при участии Г.Лебедева и .Кулакова:со светлым, просторным и даже изящным интерьером.По стилю вагон Соловьева представлял собой геометрический функционализм с элементами обтекаемого стиля и применением авиационных технологий.Была предложена оригинальная конструкция крепления верхних полок,откидных столиков, введены складная лестница и зеркала зрительно увеличивающие пространство салона.Рельефные ребра жесткости, накладные металлические декоративные полосы,уступы в формах для пепельниц и плафонов светильников подчеркивали зрительное движение и глубину.Этот проект был признан лучшим и многие годы выпускался промышленностью почти без изменений.Позже подобные организации были внедрены в других отраслях промышленности и народного хозяйства.

В 1949 г.для завода им.Урицкого было выполнено проектирование нового городского троллейбуса.На основе анализа  прототипа,построенного уже после  войны, было предложено решение машины совершенно нового облика.Было значительно  увеличено остекление(широкие и  высокие окна с тонкими переплетами).Изменились проемы и конструкция дверей,которые  стали раскрываться шире,а также  была снижена высота подножек,что  улучшело условия выхода и входа.Был  создан специальный разгрузочный шлюз(площадка перед дверями)при входе,что повысило эксплуатационные качества.Форма кресел,освещение,интерьер кабины водителя также подверглись переработке.

Мода 40-50-х годов

40-е годы.Это скорбное  десятилетие-пожалуй,единственное  в истории страны,в котором  действительно не было моды.Весь  советский народ того времени  можно было разделить на две  основные категории-те,кто воевал  и те,кто работал в тылу.В  суровых условиях жизни «мирного»населения-тяжелая  работа на военных заводах,голод  и холод разрушенных городов  и деревень-было не до изысканных  туалетов.Те швейные фабрики,которые  продолжали работать,выпускали преимущественно  военную форму.Поэтому единственной данью моде,которую могли себе позволить в то тяжелое время женщины наравне с мужчинами,были белоснежные воротнички максимально кокетливо одетая пилотка.Однако еще за год до окончания войны-в апреле 1944 г.,в столице начал работу Московский дом моды,а уже ы 1945 г. восстановил свою работу и Ленинградский дом моделей.

50-е годы.Постепенно приоткрывшийся  «железный занавес» пропускал  тоненький ручеек информации  из государств с более развитой индустрией моды.Именно в это время в стране советов появились стиляги,откровенно протистующие против моды,навязываемой «линией партии».Их немыслимые наряды и прически вызывали не только насмешки,но могли привести к более серьезным последствиям.Мода продолжала свое развитие.Постепенно за рубеж выезжали наши спортсмены,артисты и литераторы и привозили оттуда не только впечатления но и действительно красивые и стильные вещи.Одежда купленная «выездными» долго служила предметом обсуждений и подражаний.Именно в 50-х зародилась мода в экспортном варианте.В 1955 г.в Будапеште и немалым успехом была показана коллекция одежды для уборщиц и доярок.Модели выходили на подиум с щетками и специальными ведрами.Но иностранцы не догадывались,что демонстрируемая одежда разработана исключительно для заграничных подиумов.А мода для советских рабочих была намного скромнее.

Вениамин Самойлов. ГАЗ М-20 «Победа»

История знаменитого советского ретро автомобиля началась с победы под Сталинградом, мир его увидел после победы над Германией, и назван он был естественно - "Победа".

Победа является уникальной машиной, которая рождалась в нелегкое время – шла Великая Отечественная Война. Началом ее разработки считается переломная Сталинградская битва. Тогда она шла под рабочим названием «Родина».

В СССР тогда не существовало сколько-нибудь серьезной кузовостроительной школы. Ни один ВУЗ страны не готовил  специалистов в этой области. Для  предвоенных моделей кузовную оснастку заказывали, как правило, американцам. В этот раз все пришлось делать самим.

Общую компоновку машины поручили вычерчивать группе под руководством Бориса Кирсанова. Ведущим конструктором  по кузову назначили Александра Кириллова. Контролировали их работу первый заместитель  Липгарта А. Кригер (по шасси и двигателю) и Юрий Сорочкин (по кузову). Последний  подключил к созданию форм машины талантливого художника Вениамина  Самойлова.

За основу Победы решили взять кузов немецкого Opel Kapitan образца 1938 года. Образец этого авто, отбитый Красной армией у вермахта, попал на Горьковский автозавод им. Молотова в 1941 году. Вениамин Самойлов переосмыслил кузов немецкого Kapitan'a и создал обтекаемую конструкцию без выступающих крыльев, с утопленными фарами. Задние двери навешивались, как у Опеля, на задних стойках. Что же касается двигателя, то в его основу лег американский танковый двигатель Додж.

Работа над машиной  происходила в тяжелейших условиях. Немецкие бомбардировщики постоянно  атаковали Горьковский автозавод, полагая что там производят бронемашины. В ходе 25 воздушных атак было разрушено  около полусотни производственных корпусов, выведено из строя 9 тысяч  метров конвейерных линий, 6 тысяч  единиц. Но работа над автомобилем  не прекращалась.

После изготовления первых машин обнаружился редкий оптический эффект: при взгляде на переднее крыло с определенных ракурсов, казалось, что крыло вогнуто. Этот эффект возникал из-за того, что большой участок  крыла имел кривизну постоянного  радиуса. На макетах по каким-то причинам этого заметно не было. Впервые  столкнувшиеся с таким удивительным оптическим обманом конструкторы, впервые же применили и специальную методику для его устранения - сюрфасографию (разработка смежных пространственных форм на плоскости).

6 ноября 1944 года главный  конструктор сам, лично сел  за руль опытного образца и  вывел его на испытания. А  очень скоро в испытаниях участвовали  уже три опытных образца.

19 июня 1945 года, за пять  дней до парада Победы, новая  машина предстала перед Иосифом  Сталиным. В Кремль привезли оба  образца: с 4- и 6-цилиндровыми  моторами. Первый, с рабочим объемом  2,12 л, выдавал 50 лошадей, а второй, 2,85-литровый, - 62 л.с. При этом максимальная  скорость должна была составлять  соответственно 105 и 120 км/ч. За  экономичность (с бензином было  туго) власти отдали предпочтение 4-цилиндровому движку, а "шестерку" решили использовать на более  вместительном и тяжелом ЗИМе.

Творение советских мастеров - "Победа" во многом превзошла свои западные аналоги. В этом превосходстве - секрет ее популярности в тогдашней Европе. Это был особенный, со множеством оригинальных решений автомобиль. Именно таких, сравнительно недорогих, выносливых (о кузове этой машины до сих пор ходят легенды), прихотливых к плохому бензину, но в то же время комфортабельных легковушек в мире было мало.

С 1951 года производство модели было налажено в Польше. Поляки назвали  автомобиль "Варшавой" и продолжали собирать его вплоть до 1973 года. А  в СССР "Победу" перестали производить с 1958 года.

Графический дизайн

Советский графический дизайн развивался в жанрах агитационного  и рекламного плаката, искусства  книжной графики, а также прикладных задач создания упаковки, товарных знаков и фирменных стилей. Плакаты несли просто огромный смысл в диалоге с людьми. Рисованные, броские, с точным, достаточно резким высказыванием можно было встретить повсюду – в школах, на вокзалах, в ресторане и даже приёмной директора. Подобным способом власти хотели донести главный смысл жизни русского человека. Зачастую автором того или иного плаката становились простые люди и неизвестные никому художники. Подобная агитация смелых, решительных действий была очень действенна в те времена и была главным оружием против врага, которым был и иноземный захватчик, и вор, и тунеядец. Одно можно сказать с уверенностью - все плакаты эпохи СССР были направлены на любовь к Родине.(рис.1)

В 1954-м году в рамках Московского  союза художников возникает секция, получившая впоследствии название «Промграфика»  — это было первое профессиональное объединение, выполнявшее заказы производства. В разные годы председателями секции были выдающиеся дизайнеры: Г.А. Щетинин, А.Д. Крюков, В.С. Акопов.

Знаменитые образцы советского дизайна

Граненый стакан

За время существования  граненого стакана люди придумали  миллион версий появления этой посуды. Но настоящая история его возникновения уходит корнями в далекие 40-е годы. Тогда, еще до войны, была изобретена первая посудомоечная машина. Конечно, она сильно отличалась от нынешних. Ее главной задачей было попросту «прокипятить» посуду. Тем не менее, она очень помогала советским работницам общепита. К сожалению, разработчики первой посудомоечной машины не учли размеры и габариты посуды. Обычные круглые стаканы туда попросту не вмещались, а вот граненые- запросто! К тому же, только эти стаканы выдерживали температуру в машине и не лопались.

Сегодня мы можем наблюдать  граненые кружки, бутылки и множество  другой посуды. Как говорится, мода не стоит на месте. Но именно стаканы с гранями всегда будут мысленно возвращать в далекое советское время.

Праздник с забавным названием  «День граненого стакана» существует на самом деле, а не только в шутках над любителями выпить. Днем рождения этой стеклянной посуды считается 11 сентября 1943 года. Как свидетельствует история, именно в этот день на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном был выпущен  первый советский граненый стакан. Дизайн граненого стакана советского образца приписывают Вере Мухиной, автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница». Впрочем, документального  подтверждения этому нет. По некоторым  сведениям, Вера Игнатьевна разработала  форму стакана специально для  советского общепита. «Мухинский» стакан, благодаря гладкому кольцу, идущему  по окружности и отличающему его  от граненого стакана традиционной формы, получился не только весьма прочным, но и удобным для мытья в  посудомоечных машинах. В силу этого, советский стакан на долгие годы прописался в столовых, на железнодорожном транспорте, а еще использовался в уличных  автоматах по продаже газированных напитков. Размеры стандартного граненого  стакана — 65 миллиметров в диаметре и 90 миллиметров в высоту. Самый  первый стакан имел 16 граней, что считается  сегодня «классикой жанра». Встречаются  экземпляры и с 12, и в 14, и с 18, и  с 20 гранями, а также с 17 гранями (но они не столь типичны, так как  выпускать стаканы с четным количеством  граней проще). На дне стакана, как  правило, выдавливалась цена — 7 или 14 копеек (столько стоили «20-гранники»). Сырье для стекла варили при огромной температуре в 1400-1600 градусов, затем  стаканы еще дважды обжигали и  гранили по специальной технологии. Одно время в стекловую смесь  для прочности даже добавляли  свинец, который используется в изготовлении хрусталя.(рис.2) 
Если говорить про обычный граненый стеклянный стакан (без верхнего гладкого ободка), то он был известен куда раньше — еще во времена Петра Первого. Засвидетельствовано, что граненый стакан императору подарили в качестве небьющейся посуды для распития спиртных напитков. Царь, увлекавшийся, как известно, корабельным делом, подарок оценил, заявив, что такой стакан не свалится на пол во время качки на корабле, а если и упадет, то не разобьется. В более позднее время 12-гранный стакан с чаем был изображен на картине известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» (1918 год). Эта посуда и стала прародителем советского граненого стакана. Кстати, еще один факт: выражение «сообразить на троих» напрямую связано с советским граненым стаканом. Дело в том, что до стеклянного ободка в 200-граммовом стакане помещается ровно 167 граммов водки — треть пол-литровой бутылки, что позволяет поделить ее содержимое «по совести».Теперь у гранчака новая жизнь — он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро Артемия Лебедева дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии (симбиоз штрих-кода со словами art. lebedev), ее дизайнеры поигрались отблесками граней стакана и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект “лебедевцы” назвали загадочно — “Латустридус”. Поставив перед собой цель “закусить граненым стаканом”, они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится “вкусный пломбирчик”. Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил.(рис.3)

Информация о работе Послевоенный период развития дизайна с СССР