Постмодернизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

цели курсовой работы: изучить взаимодействие интернет публицистики и постмодернизма, выяснить, действительно ли постмодернизм становится основным направлением в интернете.
Задачи данной курсовой работы:
- изучить природу постмодернизма
- рассмотреть основные признаки и характерные особенности постмодернизма
- рассмотреть постмодернизм в интернете как полноценное явление и выявить положение, которое он занимает на данный момент.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Природа и основные особенности постмодернизма 4
Природа постмодернизма 4
Особенности постмодернизма 5
Глава 2 Постмодернистская публицистика в интернете 13
Постмодернизм и интернет 13
Постмодернистская публицистика в интернете 14
Заключение 23
Приложения 24
Пидарасы в моем офисе 24
Революция, которую не заметили 26
Некролог: Русский MTV закрывают 29
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Постмодернизм.Интернет.docx

— 71.07 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Природа и основные особенности постмодернизма 4

Природа постмодернизма 4

Особенности постмодернизма 5

Глава 2 Постмодернистская публицистика в интернете 13

Постмодернизм и интернет 13

Постмодернистская публицистика в интернете 14

Заключение 23

Приложения 24

Пидарасы в моем офисе 24

Революция, которую  не заметили 26

Некролог: Русский MTV закрывают 29

Список литературы 34

 

 

 

 

Введение

 

Интернет – неотъемлемая часть современной жизни, он преобразует цивилизацию, влияет на её развитие, увеличивает скорость обмена информацией. Стираются границы между миром реальным и виртуальным. Человек осознанно добавляет сведения о себе в социальные сети, взамен получая фантастически объемы данных как о других людях, так и о события в мире. Виртуальное пространство также используется как средство развлечения, при том не только касательно кино, игр, но и литературы, журналистских материалов. При этом многие из них, да и сам интернет в целом сегодня уже больше относятся к постмодернизму, чем к какому-либо другому направлению.

Итак, цели курсовой работы: изучить взаимодействие интернет публицистики и постмодернизма, выяснить, действительно  ли постмодернизм становится основным направлением в интернете.

Задачи данной курсовой работы:

- изучить природу постмодернизма

- рассмотреть основные  признаки и характерные особенности  постмодернизма

- рассмотреть постмодернизм  в интернете как полноценное  явление и выявить положение,  которое он занимает на данный  момент.

Предметом исследования данной работы, как следует из целей и  задач, является постмодернизм в  интернете.

Объектом же – публицистика в интернете.

Глава 1. Природа и основные особенности  постмодернизма

Природа постмодернизма

 

Постмодернизму, его природе  и. на сегодняшний день посвящено  немало трудов. В некоторых мы можем  найти достаточно сложные, далеко не всегда сразу ясные объяснения природы  этого феномена. Однако есть и другие работы. Среди них наиболее увлекательное и понятное представление о природе постмодернизм предлагается в публкациик Ильина Ильи Петровича « Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа». Данная книга станет основным пособием для нашего труда. Пока же обратимся к природе постмодернизма.

Илья Петрович в иносказательной  форме разъясняет данное понятие, сопоставляя  его с мифическим существом, химерой. Химера – лев, с головой козла и хвостом змеи, существо, словно слепленное из противоречий.

Примечательно, что упомянутый нами автор использует такую аналогию. Во-первых, интересно само сопоставление с мифом. Миф существует не только как система представлений людей об окружающем мире и собственном месте в нем, но и определенная система знаков и символов, оказывающая влияние и на самого человека. Миф, это реальность психическая, но не материальная. Как указывает в своей книге Ильин, совершенно каждое явление сопровождают интерпретации, аура «исторического коллективного бессознательного, укоренённого в символике мифологизирующей природы человеческого сознания».1

При этом важно заметить, что миф не только существует в  сознании человека, но так же воздействует на него, его поведения и рассуждения. Что умело использовалось пропагандой  и ранее, вспомним хотя бы о потрясающей  идеологической компании Иозефа Геббельса  и его трудах, и не менее умело и ловко используется сегодня политтехнологами, PR-менами и журналистами.

Вернемся к химеричной природе постмодернизма. Такой иносказательный  образ, как указывает и сам  Ильин, в полной мере передает природу  постмодернизма: «Химеричность постмодерна обусловлена тем, что в нем, как в сновидении, сосуществует несоединимое: бессознательное стремление, пусть и в парадоксальной форме, к целостному и мировоззренчески-эстетическому постижению жизни, и ясное сознание изначальной фрагментарности, принципиально несинтезируемой раздробленности человеческого опыта конца XX столетия. Противоречивость современной жизни такова, что не укладывается ни в какие умопостигаемые рамки и поневоле порождает, при попытках своего теоретического толкования, не менее фантасмагорические, чем она сама, объяснительные  концепции.»2

Химера как мифологическое существо и интерпретация постмодернизма примечательна еще одной существенной деталью. Хотя она в действительности не существует, её изображения, равно как и литературные работы, которые мы традиционно относим к постмодернизму, вполне реальны. А значит, накладывают отпечаток на всю историческую и культурную действительность.

Особенности постмодернизма

Постмодернизм – особое широкое понятие, в рамки которого попадает не только, и даже не в первую очередь литература, сколько философия, искусство в целом, эстетика и различные гуманитарные направление. Многие исследователи отрицают существование самого феномена постмодернизма по той причине, что основные присущие ему черты мы можем найти в куда более ранних произведениях, не вписывающихся в конкретные временные рамки существования постмодернизма. Отчасти это действительно так, ведь постмодернистское мировосприятие, мировоззрение несет в себе и разочарование в идеалах, ценностях эпох Возрождения и Просвещения, где как мы помним, воспевался разум и безграничность человеческих возможностей. Постмодернизм – эпоха энтропийной культуры, для которой характерно размывание крупных жанров, смешение художественных языков и общими упадническими, эсхатологическими настроениями.

Для литературы постмодернизма характерен новый взгляд на прекрасное, как совокупность чувства, нравственной и концептуальной составляющих. Такой  подход обусловлен в первую очередь  ориентацией на нетрадиционную красоту, с её асимметрией и дисгармонией. Пристальное внимание к безобразному, порой уродливому, делает его привычным.

Постмодернизм – своеобразная рефлексия на новые явления в искусстве, философия культуры. Центральное же место в литературе постмодернизма и занимает ирония, она становится смыслообразующим принципом.

Еще одна важная особенность  постмодернизма -  место пародии  в нем. Она более не является пародией в традиционном смысле. Нет нормы  – нечего пародировать.

Целью постмодернизма не является отражение действительности, существующей культуры. Постмодернизм создает собственную реальность, где отсутствует линейность и детерминизм, но действуют симулякры, в некотором виде копии, не имеющие оригинала.

Постмодернист наблюдает  за устройством мира, но не вмешивается  в него, лишь его изучает и детально рассматривает. В связи с этим наиболее важной чертой постмодернизма является его интертекстуальность.

Интертекстуальность – не только совокупность фраз, цитат , каждая со своим специфическим смыслом, но и связанные с этими фразами  и цитатами особые смыслы или ассоциации. Интертекст же –особое пространство бесконечного множества цитат различных эпох.  В постмодернизме интертекст - бытийная характеристика эстетически познаваемой реальности.3

Именно с помощью интертекстуальности  литераторы создают новую реальность и новый, особый язык культуры. Литературный текст становится иным, отныне это  уже  не только законченное произведение со смысловым единством, но динамичный текст, полный смыслов и линий. Он уже не принадлежит автору в привычном  нам смысле.

По мнению одного из теоретиков постмодернизма, Барта, современной литературе нужно не произведение, но текст, отчасти независимый от автора. И только так, по мнению Барта, современная литература сможет избежать ангажированности, литературной, или какой либо иной. Только так сможет преодолеть воздействие социальных стереотипов.

Другая особенность постмодернистского текста заключается в том, что  он сам создает нового читателя, активно участвующего в постмодернистском  игровом процессе. Игра - постоянная смена мест, размытие границ между  жизненными ситуациями и литературой. На второй или даже третий план уходят пространство и время. Герой при этом чаще всего оказывается сочинителем, пытающимся устроить собственную жизнь по определенным эстетическим законам. Подобную схему мы можем наблюдать у Венедикта Ерофеева в поэме «Москва-Петушки». Однако при всей значимости эстетической составляющей, постмодернизм исключает психологический анализ. Более не наблюдаются выверенные характеры, иделогическая устойчивость и идентичность у героев литературных произведений. Они в меньшей степени обладают системой социально психологических черт и атрибутов, присущих героям произведений иных литературных направлений. Также они более реальны, чем другие персонажи, и по сути сами являются цитатами, словоформами, частью постмодернистской интертекстуальности.

Следующая интересная особенность  постмодернизма, позволяющая его  лучше понять – видоизменение  традиционной для художественной литературы оси космос-хаос.  И если в произведениях  других литературных эпох четко прослеживается разграничение линий космоса и хаоса, то в постмодернистских они разрушаются. Полностью отрицается наличие какой-либо гармонии, взвешенности мира. Отрицается космос, божественное и прекрасное. Но не хаос. С ним постмодернизм  вступает в активный диалог.

Размываются и отрицаются все привычные эстетические категории. «Одним из наиболее распространенных принципов специфики искусства  постмодернизма является подход к нему как к своеобразному художественному  коду, т.е. своду правил организации  «текста» художественного произведения. Трудность этого подхода заключается  в том, что постмодернизм с  формальной точки зрения выступает  как искусство, сознательно отвергающее  всякие правила и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией».4

Как мы уже отметили выше, постмодернизм обращается к хаосу, отрицая любую гармонию. Весь мир  становится оплотом хаоса, где главенствует массовая культура, псевдоценности, где нет прекрасного. Личность человека становится синонимом мира, она столь же подвержена хаосу, опустошена, нелогична. В таких условиях текст становится безграничным, он сливается с окружающим миром, нет ничего, что он бы не объял, не вобрал в себя. Для отражения двойственности и нелогичности мира постмодернизм использует некоторые приемы: «намеренная затрудненность повествовательной манеры, фрагментарность, пародийность, использование автором определенной маски, интертекстуальность, аллюзийность, присутствие игрового момента»5.

Постмодернизм открыто признается, что не только не отображает существующую реальность, но создает новую, зачастую не одну. При этом он разрушает немифологическую оппозицию между текстом и реальностью, присущую классическому модернизму. Нет больше необходимости заниматься поиском границ - есть только текст.

Для постмодернистской литературы характерна мозаичность, витражность, цитатность. Текст собирается из различных кусочков, намеков, ассоциаций, он становится смесью текстов, относящихся к различным культурным эпохам. Появляется гипертекст, система, одновременно являющаяся одним текстом и их же множеством.

В сущности, постмодернистская  филология есть не что иное, как  утонченный (когда в большей, когда  в меньшей степени) поиск цитат  и интертекстов в том или ином художественном тексте…»6

 «Постмодернистская мысль  пришла к заключению, что все,  принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, как представление о ней, зависящее  к тому же от точки зрения, которую выбирает читатель. Таким образом, рождается вывод о том, что восприятие человека становится обреченным на «мультиперспективизм»: на постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов действительности, в своем мелькании не дающих возможность познать ее сущность»7.

 Последней, но одной  из наиболее важных и значимых  особенностей постмодернизма, является  его плюрализм. Широта мнений  и взглядов присутствует во  всех постмодернистских произведениях.  При этом отсутствует серьезность.  Постмодернизм взаимодействует  с аналитической философией, и с феноменологией, и даже с прагматизмом, но все же подвергает их иронии.

Итак, выделим основные составляющие парадигмы постмодерна.

деканонизация, ироническая  переоценка ценностей;

ориентация на множественность  интерпретаций текста; 

размытость жестких бинарных оппозиций; пристрастие к технике  бриколлажа, или цитатного совмещения несовместимого

принцип читательского сотворчества, создание нового типа читателя;

отказ от традиционного «я», стирание личности, подчеркивание множественности «я»;

универсализирующий принцип  изображения

гибридизация, мутантное  изменение жанров, порождающее новые  формы;

множественность смыслов  и точек зрения;

карнавализация как признание  имманентности смеха, «веселой относительности» предметов, как участие в диком  беспорядке жизни;

использование приема «двойного  кодирования»;

метаязыковая игра, игра в текст, игра с текстом, игра с читателем, игра со сверхтекстом, театрализация текста;

принципиальная асистематичность, незавершенность, открытость конструкции;

игровое освоение Хаоса;

появление новых, гибридных  литературных форм;

интертекстуальность, опора  на всю историю человеческой культуры и ее переосмысление

фрагментарность, коллаж, монтаж, использование готового или расчлененного  литературного текста;

плюрализм культурных языков, моделей, стилей, используемых как равноправные;

игра с «мерцающими» культурными  знаками и кодами;

выявление плюралистического  типа мышления с его раскрепощающим характером, ориентирующего на приятие  жизненного богатства и разнообразия;

растворение голоса автора в используемых дискурсах

дву- или многоуровневая организация текста, рассчитанная на элитарного и массового читателя одновременно, использование жанровых кодов как массовой, так и элитарной литературы, научного исследования и т. п.; сочетание развлекательности и сверхэрудированности

Травестийное снижение классических образцов, иронизирование и пародирование;

цитатно-пародийное дву - и  многоязычие, пастишизация

использование культурфилософской постструктуралистской символики  «мир — текст — книга —  словарь — энциклопедия — библиотека — лабиринт» и ее вариантов

дву- и многоуровневая организация  «двухадресного» текста

 явления авторской  маски, «смерти автора»;

Информация о работе Постмодернизм