Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 14:43, курсовая работа
В таком понимании режиссерское искусство сформировалось сравнительно недавно. Лишь на рубеже XIX и XX столетий в историю мирового театра начали входить имена выдающихся режиссеров: Кронека и Рейнгардта в Германии, Антуана во Франции, Крэга в Англии, Ленского в России. До этого функции режиссера носили не столько художественно-творческий, сколько административно-технический характер и мало отличались от обязанностей нынешнего помрежа (помощника режиссера). Творческие функции, составляющие главное содержание современного режиссерского искусства, раньше брал на себя, обычно явочным порядком, кто-нибудь из наиболее авторитетных участников общей работы — автор пьесы, первый актер, художник или антрепренер.
Напоминая о том, что в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от правильности его построения, хочу сказать, что: "Каждый человек, который способен творить, произведения искусства, просто обязан знать законы их построения!"
Объект: Сценарий Культурно-досуговой программы.
Предмет: Драматургия Культурно-досуговой программы.
Цель: Теоретическое и практическое осмысление методики разработки сценария.
Задачи:
* Исследовать основные
* Изучить специальную
* Рассмотреть основные понятия.
* Проанализировать сценарий.
Глава № 1. Драматургия культурно-досуговой программы
1.1 Основные понятия
Эпос - устное народное творчество, повествование , излагаемое от первого лица , имеющее хронологический порядок , к которому относятся сказки , сказания , мифы , предания. Для эпоса характерно физическое действие без особых психологических переживаний персонажей. Словесное действие в форме диалогов и монологов в эпосе исключено. Основными персонажами эпоса являлись народные герои, силы стихий, которые олицетворяли например , в Древней Греции титаны и мифические герои. С появлением письменности к эпосу стали относить произведения прозы.
Лирика - литературные произведения, в которых значительное место занимают личные переживания героев или авторов, так же описание природы.
Драма - произведение литературы, в котором описание событий ведется через диалог действующих лиц, предназначенное для зрелищного воплощения. Особенностью драмы является развитие конфликта посредствам диалогов и монологов. Для пояснения написанного автором используются ремарки.
Сценарий - четвертый самостоятельный род литературы, в котором синтезировались элементы эпоса, лирики и драмы.
Сценарий - это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения используются, в какой обстановке происходит действие.
Драматургия - сюжетно - образная концепция (взгляд) культурно - досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кинофильма, эстрадного номера, обряда. Драматургия - это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.
Сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.
Либретто - более развернутое, чем сценарный
план, краткое содержание театрально-музыкально-
Литературный сценарий - подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб.
Режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.
Культурно - досуговая программа - это результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.
Форма культурно - досуговой программы - это угол зрения специалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материала и аудитории.
Замысел представляет собой - задуманное автором (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения.
Композиция - (соединение, расположение, составление) построение художественного произведения.
Монтаж - метод культурно-досуговой деятельности, позволяющий скомпоновать выступления реальных лиц, цитаты из документов, отрывки из произведений художественной литературы, кинофильмов, музыкальные фрагменты и другие элементы.
1.2 Сравнительный анализ
Современное понимание технологии культурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического инструмента воздействия на человека, с учетом его психологии, в том числе и в условиях домашнего досуга, привело к необходимости определения границ деятельности учреждений культуры. Ведомственная разобщенность учреждений культуры (Министерство культуры РФ, ведомства, творческие союзы, профсоюзы), отсутствие координирующего центра, разобщенность в деятельности разных ведомств, хаотичность использований форм и методов работы порождают много негативных проблем. Особенно остро встает вопрос о драматургии культурно-досуговой деятельности.
Драматургия является основой, связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовывать разнообразные направлении культурно-досуговой деятельности. Подбор и использование драматургического материала являются важнейшим фактором эффективности культурно-досуговой деятельности. Прежде всего, здесь следует учитывать: форму деятельности (массовая, групповая, индивидуальная); место проведения (домашний досуг или учреждение культуры); состав аудитории. С точки зрения, драматургии, культурно-досуговая программа - это результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.
Драматургия - это сюжетно-образная концепция (взгляд) культурно-досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кино-фильма, эстрадного номера, обряда и т.д. Драматургия - это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.
Но если в театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса и на основе ее литературного материала создается идейно-насыщенный, созвучный современности, органичный в исполнении актеров спектакль, то в культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных актеров, которыми является аудитория. Конечно, сферы применения здесь различны: в одном случае - пьеса, на основе которой строится спектакль с учетом идейно-тематической основы, заложенной автором, в другом - конкретная исходная, реальная ситуация. В одном случае режиссер идет от пьесы к жизни, а в другом наоборот - от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.
В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурно-досуговой программе - исходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме.
Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе деятельности учреждения культуры и театра.
В учреждении культуры сценариста профессионально; драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач дает им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ - документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга - создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию; в сценарии используется все многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специальных выразительных средств; использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа; в сценарии культурно-досуговой программы герой - конкретный, реальный человек или художественный образ; задача сценариста создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.
В театре: творчество драматурга носит индивидуальный характер; написание пьесы требует оригинального творчества; использование документального материала бывает крайне редко, но в основном, творчество драматурга представляет собой художественный вымысел; пьеса строится по актам; задача драматурга создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства); театральная драматургия сценична; герой пьесы - художественный обобщенный образ; задача драматурга наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ.
Как видим, драматургия культурно-досуговых программ имеет много специфических отличительных черт от драматургии театра. Но неоспоримым фактом, говорящим в пользу ее существования, является то, что самые популярные формы культурно-досуговых программ проводились на основе хорошо драматургически разработанных сценариев.
Одна из особенностей драматургии культурно-досуговых программ - наличие в сценарии конкретных фактов жизни. Следует, разумеется, обращаться и к художественному замыслу, и к использованию обобщенных образов героев прошлого и будущего.
Для того чтобы положить конкретные факты в основу сценариев, надо хорошо знать жизнь данного коллектива или района, черпать из нее сюжеты и факты.
Документальная основа - также специфична для драматургии культурно-досуговых программ, и она нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть важные политические и нравственные проблемы, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.
Обязательными компонентами драматургии являются количественные и качественные, показатели, которые обладают следующими характеристиками:
актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических, культурных задач, стоящих перед обществом;
преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так в педагогическом и художественном аспектах;
жанровое разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы.
А в основе драматургии предметной деятельности, то есть на занятиях в коллективах художественной самодеятельности или технического творчества (обучающих методиках), лежит сценарный план. И здесь все выразительные средства используются в соответствии с законами драматургии.
Драматургию культурно-досуговой программы можно рассматривать как уникальный организм, как галерею живых лиц. А сценарное мастерство характеризуется наличием у специалиста художественного мышления как основы сценарной деятельности. Специфика драматургии определяется художественно-выразительными средствами культурно-досуговой деятельности, методикой работы над сценарием, его сюжетно-композиционным построением и сценическим воплощением программы.
Драматургия культурно-досуговой программы включает в себя следующие обязательные элементы: цель как ожидаемый эффект от организуемого общения участников; характеристику соответствующего методического принципа (или принципов); логику использования форм, средств и способов организации деятельности участников; набор условий ее эффективной реализации.
Тогда в структурном отношении каждый сценарий культурно-досуговых программ может соответствовать требованиям ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждении культуры.
Таким образом, исходя из выше перечисленного, можно составить таблицу, в которой четко отображаются сходства и различия драматургии театра и культурно-досуговой программы.
1.3 Сценарий - литературная основа культурно-досуговой программы
Как известно, существует три рода литературы: эпос, лирика и драма.
Эпос - повествование, излагаемое от первого лица, имеющее хронологический порядок.
Лирика - описание природы, чувств и переживаний человека.
Драма - описание событий ведется через диалог действующих лиц, для пояснения, написанного автором используются ремарки.
Культурно-досуговая деятельность, как одна из основных направлений в работе досуговых учреждений, позволяет говорить об особой форме клубной драматургии - сценарии.
В основе драматического действия лежит конфликт - противоречие между заявленной потребностью и фактическим её неудовлетворительным состоянием. Поскольку драматургия первична, а режиссура вторична, то сценарист получает возможность решающего мнения в проектировании программы. драматургия культура досуговый сценарий
Драматургия - это сюжетно-образная концепция (взгляд) культурно-досуговой программы или массового действа, где само драматургическое действо создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.
В качестве исходного материала выступают выразительные средства на основе самой жизни, реальный фактический материал; реальные герои, которыми является и аудитория; конкретная исходная реальная ситуация. Режиссер (сценарист) идет от жизни к драматургии, представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.
С точки зрения драматургии, досуговая программа - результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.
Одна из задач сценариста культурно-досуговой программы заключается в том, чтобы создать оригинальное художественно-просветительное произведение путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.
Информация о работе Режиссерский замысел, как интуитивная проникновение в художественную истину