Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 07:02, реферат
Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. В “Очерках гоголевского периода” (в 1856 г.) Чернышевский писал: “Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений”. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала “Современник”.
ПЕРЕДВИЖНИКИ.
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX В.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
РУССКАЯ
ЖИВОПИСЬ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX В.
Конец 19 – начало 20
в. – важный период в развитии русского
искусства. Он совпадает с тем этапом освободительного
движения в России, который В.И. Ленин назвал
пролетарским.
Какова же общая картина
развития русского искусства в этот период
? Еще плодотворно работали ведущие мастера
критического реализма – И.Е. Репин, В.И.
Суриков, В.М. Васнецов, В.Е. Маковский…
В 1890-е годы их традиции нашли свое развитие
в ряде произведений молодого поколения
художников-передвижников, например Абрама
Ефимовича Архипова (1862-1930), творчество
которого также связано с жизнью народа,
с жизнью крестьян. Его картины правдивы
и просты, ранние – лиричны (“По реке Оке”,
1890, “Обратный”, 1896), в поздних, ярко живописных,
живет буйная жизнерадостность (“Девушка
с кувшином”, 1927). В 1980-е годы Архипов написал
картину “Прачки”, рассказывающую об
изнурительном женском труде, служащую
ярким обличительным документом самодержавию.
К молодому поколению
передвижников относятся также Сергей
Алексеевич Коровин (1858-1908) и Николай Алексеевич
Касаткин (1859-1930). Десять лет трудился
Коровин над своей центральной картиной
“На миру” (1893). Он отразил в ней сложные
процессы расслоения крестьянства в современной
ему капитализировавшейся деревне. Важнейшие
стороны России сумел выявить в своем
творчестве и Касаткин. Он поднял совершенно
новую тему, связанную с усилением роли
пролетариата. В шахтерах, изображенных
в его знаменитой картине “Углекопы. Смена”
(1895), угадывается та мощная сила, которая
в недалеком будущем разрушит прогнивший
строй царской России и построит новое,
социалистическое общество.
Но в искусстве 1890-х
годов обнаружилась и иная тенденция.
Многие художники стремились отыскать
теперь в жизни прежде всего ее поэтические
стороны, поэтому даже в жанровые картины
они включали пейзаж.
Часто обращались и
к древнерусской истории. Эти веяния в
искусстве отчетливо прослеживаются в
творчестве таких художников, как А.П.
Рябушкин, Б.М. Кустодиев и М.В. Нестеров.
Излюбленным жанром Андрея
Петровича Рябушкина (1861-1904) был исторический
жанр, но он писал и картины из современной
ему крестьянской жизни. Однако художника
привлекали лишь отдельные стороны народной
жизни: обряды, праздники. В них он видел
проявление исконно русского, национального
характера (“Московская улица XVII века”,
1896). Большинство персонажей не только
для жанровых, но и для исторических картин
были написаны Рябушкиным с крестьян –
художник почти всю свою жизнь провел
в деревне. В свои исторические полотна
Рябушкин привносил некоторые характерные
черты древнерусской живописи, как бы
подчеркивая этим историческую достоверность
изображений (“Свадебный поед в Москве
(XVII столетие)”).
Другой крупный художник
этого времени – Борис
Михайлович Кустодиев (1878-1927) изображает
ярмарки с разноцветными ложками и грудами
пестрых товаров, русские масленицы с
ездой на тройках, сцены из купеческой
жизни.
В раннем творчестве Михаила
Васильевича Нестерова наиболее полно
раскрылись лирические стороны его дарования.
В его картинах всегда большую роль играл
пейзаж: художник стремился найти отрадное
в тишине вечно прекрасной природы. Он
любил изображать тонкоствольные березки,
хрупкие стебельки трав и луговых цветов.
Его герои – худенькие отроки, обитатели
монастырей, или добрые старички, находящие
мир и покой в природе. Глубоким сочувствием
овеяны картины, посвященные судьбе русской
женщины (“На горах”, 1896, “Великий постриг”,
1897-1898).
К этому времени относится
творчество пейзажиста и анималиста Алексея
Степановича Степанова (1858-1923). Художник
искренне любил животных и безупречно
знал не только внешний вид, но и характер
каждого зверя, его навыки и повадки, а
также специфические особенности различных
видов охоты. Лучшие картины художника,
посвященный русской природе, проникнуты
лиризмом и поэзией – “Журавли летят”
(1891), “Лоси” (1889), “Волки” (1910).
Глубокой лирической
поэзией проникнуто и искусство Виктора
Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905).
Прекрасны и поэтичны его образы задумчивых
женщин – обитательниц староусадебных
парков – и вся его гармоническая, похожая
на музыку живопись (“Водоем”,1902).
В 80-90-х годах XIX века
формируется творчество выдающихся русских
художников Константина Алексеевича Коровина
(1861-1939), Валентина Александровича Серова
и Михаила Александровича Врубеля. В их
искусстве с наибольшей полнотой отразились
художественные достижения эпохи.
Дарование К.А. Коровина
одинаково ярко раскрылось как в станковой
живописи, в первую очередь в пейзаже,
так и в театрально-декорационном искусстве.
Очарование коровинского искусства заключается
в его теплоте, солнечности, в умении мастера
непосредственно и живо передавать свои
художественные впечатления, в щедрости
его палитры, в колористическом богатстве
его живописи (“У балкона”, 1888-1889, “Зимой”,
1894).
В самом конце 1890-х
годов в России формируется новое художественное
общество “Мир искусства” во главе с
А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым, оказавшее большое
влияние на художественную жизнь страны.
Основное его ядро – художники К.А. Сомов,
Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере,
А.П. Остроумова-Лебедева. Деятельность
этой группы была очень разносторонней,
художники издавали свой журнал “Мир
искусства”, устраивали интересные художественные
выставки с участием многих выдающихся
мастеров.
Их деятельность способствовала
широкому распространению в русском обществе
художественной культуры, однако, они
искали в жизни лишь красоту и осуществление
идеалов художника видели лишь в вечной
прелести искусства. Их творчество было
лишено боевого духа и социального анализа,
свойственных передвижникам, под знаменем
которых шли самые прогрессивные и самые
революционные художники.
Александр Николаевич
Бенуа (1870-1960) по праву считается идеологом
“Мира искусства”. Как и его товарищи,
Бенуа разрабатывал в своем творчестве
темы из прошлых эпох. Он был поэтом Версаля.
Крупный знаток французской культуры
XVII и XVIII веков, Бенуа почитал старинную
королевскую резиденцию квинтэссенцией
художественного духа великой страны.
Это восхищение он стремился воплотить
в пейзажах, жанрах, книжных иллюстрациях,
театральных декорациях. В станковых произведениях,
в основе которых лежали натурные впечатления,
художнику хорошо удавалось передать
поразительную пространственность Версаля,
созданного близ Парижа волей Короля-солнца,
фантазией и умением великих архитекторов,
скульпторов, садовников.
В своих исторических
композициях, населенных маленькими, словно
неживыми фигурками людей, он тщательно
и любовно воспроизводил памятники искусства
и отдельные детали быта (“Парад при Павле
I”,1907).
Глубоко почитая Пушкина,
Бенуа создал циклы иллюстраций к его
произведениям. Лучший из них – к поэме
“Медный всадник”. Художник воссоздал
образ пушкинского Петербурга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Одно поколение художников
сменяет другое, и каждое из них вносит
неповторимый вклад в сокровищницу русской
живописи, художественную летопись страны
и эпохи. Двадцатый век, до предела насыщенный
грандиозными социальными, политическими,
культурными сдвигами и потрясениями,
предопределил необычайно динамичную
и стремительную эволюцию изобразительного
искусства, его образного строя и выразительных
средств. Но не рвется связь времен, и сегодня
для сотен и тысяч художников, миллионов
и миллионов зрителей совершенные создания
отечественной классики, творения Д. Левицкого
и О. Кипренского, К.Брюллова и А. Венецианова,
А.Иванова и П. Федотова, В.Перова и И.Крамского,
И.Репина и В.Сурикова, В.Серова и М.Врубеля
остаются бесценным наследием, обретшим
новую жизнь в совеременной действительности,
нашим духовным богатством, вдохновляющими
образцами высочайшего мастерства. Знание
и освоение этого золотого фонда русского
искусства, творческое развитие его лучших
традиций необходимы для создания художественной
культуры нашей эпохи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Информация о работе Русская живопись концаXIX – началаXX века