Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:42, доклад
Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников.
Скопинский гончарный промысел развивался как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.
К концу XIX в. Скопин был уже сложившимся центром гончарного производства, изделия которого своей самобытностью привлекали внимание коллекционеров и музеев. В начале XX в. произведения скопинских мастеров экспонируются на крупнейших выставках в Петербурге (1902) и в Париже (1900). Фигурные сосуды вошли в коллекции П.И. Щукина и А.А. Бахрушина. Скопинские «художества» активно раскупались на ярмарках в Рязани и Москве.
Однако в период империалистической войны художественный промысел в Скопине резко сократился. Большинство гончаров были призваны в армию, да и спрос на их изделия упал. Правда, некоторые мастера-виртуозы еще работали, но делали простую бытовую посуду и лишь изредка возвращались к своему удивительному искусству.
Новый этап развития промысла
связан уже с советским периодом.
К моменту Октябрьской
Пожалуй, наиболее полно керамика Скопина 1930-х гг. представлена в собрании Рязанского областного художественного музея. Внимательное знакомство дает возможность сравнить и проанализировать ее сходство и различие с керамикой XIX в. Первое, что бросается в глаза — это размеры произведений: они стали гораздо меньше. При сохранении, в общем, сложного объема тулова мы не встречаем объемов в виде трубчатых отрезков, соединенных в виде восьмерки, или направленных в разные стороны, или соединенных в треугольник, что так характерно было для старой скопинской керамики. Теперь же тулово решается, как правило, в форме кольца (иногда нескольких колец, вставленных одно в другое) или в форме барабана, на котором укрепляется невысокое, узкое горлышко. Традиционно выполнялись и скульптурные сосуды (сосуд «Слон»), декоративная пластика (скульптура «Лев» М.И. Тащеева).
Почти все произведения скопинской керамики 1930-х гг. монохромны и имеют характерный красновато-желтый цвет. В XIX в. в состав скопинских глазурей входил свинец, работа с которым вызывала свинцовое отравление, а иногда и смерть. Поиск нового безвредного состава полив, не уступающего по своим декоративным свойствам свинцовой глазури, не сразу увенчался успехом.
Отличает керамику этого периода и характер декора. Редко встречаются сосуды, украшенные, как и раньше, скульптурными изображениями птиц и животных. На смену такой форме декора пришли всевозможные «налепы» в виде жгутиков, спиралей, шариков и т.?д. Нельзя сказать, что это было совсем уж новым явлением в керамике Скопина. И в предметах XIX в. можно усмотреть наличие таких декоративных элементов, но все же превалирующее значение имели штампованный орнамент и скульптурные детали. Теперь же именно лепной декор оказался выдвинутым на первый план.
Произведения 1930-х гг. показывают, что определенный прогресс в возрождении искусства скопинских мастеров был налицо. Однако достигнуть прежнего уровня мастерства не удалось: многие характерные пластические и декоративные приемы были забыты. Промысел требовал пристального к себе внимания и тщательного изучения. Это стало возможным только после Великой Отечественной войны. Именно в период с 1945 по 1950 гг. были сделаны сколько-нибудь заметные шаги вперед при участии сотрудников Научно-исследовательского института художественной промышленности РСФСР. Институт систематически поддерживал контакт с промыслом и помог производству, проводя там творческие семинары, разрабатывая улучшенные составы масс, глазурей и т.д.
Большая роль в возрождении искусства Скопина принадлежит художнице Л.Н. Шушкановой, разрабатывавшей новые образцы для художественной керамики. Она тонко чувствовала специфику традиционной керамики Скопина и широкие возможности развития ее декоративных особенностей. Вместе с тем она стремилась к тому, чтобы выполненные ею образцы отвечали требованиям времени. Скопинские изделия стали проще по форме, в них сильнее выявлялось практическое назначение при сохранении многих декоративных особенностей, сложившихся ранее. Как положительную черту керамики 1950-х гг. можно отметить возврат в произведения скульптурных изображений птиц, рыб, животных.
В это же время возобновили создание декоративных изделий старые мастера М.И.?Тащеев и И.И.?Максимов. Позже к ним присоединился талантливый художник-керамист М.М.?Пелёнкин, потомственный гончар.
Таким образом, поиски шли по двум направлениям: дальнейшее развитие декоративной лепки и восстановление производства бытовых изделий в характере традиционной скопинской пластики и создание разнообразных и нужных в современном обиходе вещей.
С 1958 г. в Скопине начинает функционировать фабрика по производству художественной керамики. Признанием успехов скопинских мастеров в возрождении местной гончарной традиции явилось экспонирование их работ на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.
Новые качественные шаги в развитии промысла связаны со сложившимся здесь в 1960-1970-е гг. творческим коллективом художников-единомышленников во главе с А.И. Рожко.
На фабрике шел процесс смены поколений: не было уже в живых старых мастеров М.И. Тащеева и И.И. Максимова, на смену им пришли молодые, не имеющие еще навыков работы с материалом. Большая роль в их обучении принадлежала М.М. Пелёнкину, который продолжал работать на фабрике и вел напряженную педагогическую деятельность. Под его влиянием к производству уникальных произведений стали обращаться его ученики. Одной из наиболее талантливых оказалась Н.К. Насонова из семьи потомственных гончаров. В 1965 г. пришел на промысел А.И. Рожко, тогда выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища.
Гончары и художники современного промысла восприняли и творчески переосмыслили художественную систему искусства прошлого и создали свое искусство, стремясь воспринять не только и не столько внешние особенности традиционной скопинской керамики, сколько проникнуть в самую суть образно-пластического языка изделий.
поворотным моментом в истории промысла стали 1970-е гг. Они отмечены появлением произведений с ярко выраженным скопинским характером. Это традиционные квасники, кумганы, скульптурные сосуды, подсвечники. При этом мастера не копируют произведений прошлого, обращаясь лишь к их образному строю, применяют разнообразные декоративные приемы, которыми отмечены классические скопинские вещи.
Характерной особенностью авторских
произведений 1970-х гг. является присутствие
в них черт индивидуальности, творческого
почерка каждого мастера. Подражание
старым мастерам, копирование, с которого
начинался творческий путь, сменились
формированием собственной
Приход в традиционное производство гончаров разных возрастов говорит о живучести народного скопинского искусства. 1980-е гг. дали новый импульс в развитии промысла: на фабрику пришли молодые талантливые художники, значительно обогатившие традиции скопинской керамики новыми декоративными и пластическими приемами. Это — ученица А.И. Рожко по детской художественной школе Л.А. Воронова, выпускницы Абрамцевского училища Т.В. Лощинина и Т.К. Голованова — теперь ведущие мастера промысла.
Мастера Скопина, потомственные и профессиональные, каждый из которых имеет свой собственный почерк, совместными усилиями сохраняют яркое и неповторимое искусство народной керамики. Развитие современного промысла идет по нескольким направлениям: выпуск массовой продукции способом шликерного литья в гипсовых формах, производство бытовых вещей и создание уникальных авторских произведений, предназначение которых — музей, выставки, конкурсы. Было бы неверным не отметить, что сегодняшний день Скопинского промысла не из легких. Как уже не раз было в его истории, трудности, переживаемые страной, отражаются и на состоянии уникального народного искусства. Но хочется верить, что и на этот раз самобытное творчество скопинских мастеров окажется сильнее всех проблем и сложностей. Порукой тому — постоянное участие мастеров Скопина на всех крупнейших российских выставках. Собрания ведущих музеев страны — ГРМ, ГИМ, Государственного Эрмитажа, Всероссийского музея декоративно- прикладного и народного искусства, Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Рязанского художественного музея, Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, современные произведения мастеров Скопина дают возможность проследить развитие традиции местной керамики с момента возникновения и до сегодняшнего дня.