Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:59, курсовая работа
Цель работы – изучение опыта использования танца в кинематографе.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:
Рассмотреть особенности танца как культурологического феномена
Осветить особенности кинематографа как массового вида искусства
Изучить особенности использования танца в кинематографе
Наиболее интересна экранная версия мюзикла Л. Бернстайна "Вестсайдская история" (1962, режиссер Р. Уайз), в которой балетмейстер Роббинс достиг редкостного слияния хореографического действия с монтажным ритмом фильма, виртуозно использовал возможности широкого экрана и стереофонии. Популярностью пользовались снятые в США муз. фильмы балетмейстера и танцовщика Дж. Келли: "Американец в Париже" (1950, с Л. Кэрон), "Приглашение к танцу" (1952, 1956, с К. Сомбер, Т. Тумановой, Д. Адамс, К. Бесси, И. Юшкевичем) и др.
Американский фильм "Красные башмачки" (1948, режиссер Э. Пресбургер и М. Поуэлл, балетмейстеры Р. Хелпмен и Мясин, с участием М. Ширер) положил начало жанру полнометражных фильмов-балетов, ставившихся с начале 50-х гг. во многих странах. Среди них: "Длинноногий папочка" (1954), "Хрустальный башмачок" (1954, с Кэрон), "Раз-два-три-четыре, или Черные трико" (1960, режиссер Т. Янг; включал одноактные балеты "Пожирательница бриллиантов", "Сирано де Бержерак", "Кармен" и "Траур на 24 часа", с Р. Жанмер, Р. Пти, М. Ширер, С. Шарис и М. Шевалье) - все постановки Р. Пти в США; "Сон в летнюю ночь" (1966, балетмейстер Баланчин, США), "Лебединое озеро" (1966, спектакль Венской государственной оперы, с М. Фонтейн), "Ромео и Джульетта" (1967, балетмейстер К. Макмиллан, с участием М. Фонтейн), "Жизель" (1969, труппа Балет Кубы, с А. Алонсо, и труппа "Американ балле тиэтр", с К. Фраччи и Э. Бруном), "Весна священная" (балетмейстер М. Бежар), "Я люблю тебя, ты танцуешь" (1975, режиссер Ф. Вейерганс, с участием Бежара и Р. Пулворде) и др. 9
В СССР в конце 30-х гг. и в первые послевоенные годы были созданы фильмы-концерты, в которые входили и отдельные балетные номера в исполнении выдающихся мастеров советских театров. Позже появились фильмы, содержавшие большие фрагменты из классических балетов: фильм "Мастера русского балета" (1954) включал в себя монтаж балетов "Лебединое озеро" (с Г. С. Улановой, Н. М. Дудинской, K. M. Сергеевым), "Бахчисарайский фонтан" (с Улановой, М. М. Плисецкой, П. А. Гусевым, Ю. Т. Ждановым, И. Д. Вельским) и "Пламя Парижа" (с В. М. Чабукиани и М. Готлиб).
Шедевром танцевальной постановки в кино по праву можно назвать великолепный номер «Расставание», исполненный в 1937 году эстрадными танцорами Александрой Седляровой и Александром Смолко для кинокартины «Человек с оружием». Созданию этой композиции потворствовал гений Петра Кретова, буквально вдохновленного звучащей в этом фильме песней «Тучи над городом встали».
Выдающийся хореограф-режиссер Петр Кретов некогда брал уроки в студии легендарной Веры Майя. В двадцатых годах двадцатого века он весьма усердно трудился ассистентом у Фореггера в Харьковском театре оперы и балета. Опыт этот, по словам самого Кретова, расширил его восприятие танца как такового. Также именно в качестве ассистента будущий балетмейстер принимает участие в разработке новых постановок великого Фореггера.
Тридцатые годы двадцатого столетия принесли Кретову шанс творческой реализации и славу мастера постановки танцевальных скетч-новелл. Короткий танцевальный номер, а длительность его практически никогда не выходила за рамки четырех минут, нес в себе максимум содержания и сюжетности. Отличительной особенностью подобных постановок зачастую являлось использование минимального списка задействованных движений, в то время, как режиссерская задумка просто поражала.
«Расставание» стало поистине яркой иллюстрацией непревзойденного таланта не только самого хореографа, но и исполнителей. Ведь одно дело — подобрать и сложить в единое па, находясь в школе танцев, где оценка проделанной работы безусловно важна, но не на столько важна, как в кино. Здесь все иначе — иначе воспринимаются движения, по-другому звучит музыка, а танец становится не только реакцией на звучащие биты и собственное настроение.
Талант Смолко и Седляровой в полной мере проявился в «Расставании» не только в виртуозной технике исполнения, грациозности и душевности танца, но и в том, что сами исполнители активно участвовали в творческом процессе. Самостоятельно собранный и обработанный материал, оригинальные предложения и неравнодушие к общему процессу работы — все это показывает в них личностей одухотворенных и творческих. А только такие люди и могут создавать поистине гениальные вещи!
Запоминающийся танец в киноленте — совокупность таланта, гениальности звучащей музыки и удачно преподнесенного смысла произведения искусства. В нем важно все — наклон головы, подобранные костюмы, движения и ритм. Ну и конечно, то, с какими эмоциями и каким настроем он исполняется, ведь особая энергетика передается на расстоянии, а значит, прочувствованное исполнителями обязательно найдет отклик у зрителей, сделав фильм поистине легендарным.10
С 50-х гг. начали создаваться полнометражные фильмы-балеты: "Ромео и Джульетта" (1955, балетмейстер Л. М. Лавровский, с Улановой, Ждановым, А. Н. Ермолаевым, С. Г. Коренем), "Лебединое озеро" (1957, с Плисецкой и Н. Б. Фадеечевым), "Венецианский мавр" ("Отелло", 1961, балетмейстер В. М. Чабукиани, с Чабукиани, В. В. Цигнадзе и З. М. Кикалейшвили), "Золушка" (1961, балетмейстер Р. В. Захаров, с P. C. Стручковой и Г. Ледях), "Конек-Горбунок" (1961, балетмейстер А. И. Радунский, с Плисецкой и В. В. Васильевым), "Спящая красавица" (1964, балетмейстер K. M. Сергеев, с А. И. Сизовой, Ю. В. Соловьевым и Н. М. Дудинской), "Балерина" (1966, фрагменты из балетов "Раймонда" и "Кармен-сюита"). Спектакль Большого театра "Жизель" (с Улановой и Фадеечевым), показанный на гастролях в Лондоне в 1956, был снят на пленку англ. кинематографистами.
Значительными опытами освоения специфических возможностей кино при создании жанра "кинобалета" стали советские фильмы 70-х гг. (постановка на основе спектаклей Большого театра): "Анна Каренина" (режиссер М. М. Пилихина, балетмейстер М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов, с Плисецкой, М. Э. Лиепой, Н. И. Сорокиной и др.), "Спартак" (режиссер В. К. Дербенев, балетмейстер Ю. Н. Григорович, с В. В. Васильевым, Н. И. Бессмертновой, Н. В. Тимофеевой и Лиепой), "Грозный век" ("Иван Грозный", режиссер Дербенев, балетмейстер Григорович, с Ю. К. Владимировым и Бессмертновой).
В 1960-70 на Центральной студии телевидения поставлены телефильмы-балеты: "Граф Нулин" Асафьева (балетмейстер В. А. Варковицкий, с О. В. Лепешинской, С. Г. Коренем, Я. Г. Сангович, А. И. Радунским), "Подпоручик Киже" на муз. Прокофьева (балетмейстер О. Г. Тарасова и A. A. Лапаури, с P. C. Стручковой и Васильевым), "Трапеция" на музыку Прокофьева (режиссер Ф. Слидовкер, балетмейстер Рыженко и Смирнов-Голованов, с Е. С. Максимовой), "Озорные частушки" (режиссер В. А. Граве, балетмейстер те же, с Сорокиной и Владимировым), "Тристан и Изольда" на муз. Вагнера (балетмейстер Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василев, с Касаткиной и С. Н. Радченко), "Хореографические новеллы" (режиссер В. Граве, балетмейстер те же, с Плисецкой, Васильевым, Максимовой, Бессмертновой, Л. И. Семенякой и др.), "Паганини" на муз. Рахманинова (режиссер тот же, балетмейстер Л. М. Лавровский, с М. В. Кондратьевой и Я. Д. Сехом), "Дуэт" (посвященный творчеству Васильева и Максимовой), "Гибель розы" на муз. Малера (балетмейстер Р. Пти, с Плисецкой и В. П. Ковтуном), "Жизель" (режиссер В. И. Граве, с Бессмертновой и М. Л. Лавровским), "Шопениана" (режиссер тот же, с Бессмертновой и А. Ю. Богатыревым), "Дуэт молодых" (посвященный творчеству Н. В. Павловой и В. М. Гордеева), "Солисты Большою балета" (режиссер Слидовкер, с Тимофеевой и Лавровским), "Мцыри" Торадзе (режиссер Какабадзе, балетмейстер и исполнитель Лавровский), "Кармен-сюита" (режиссер Слидовкер, балетмейстер А. Алонсо, с Плисецкой, Радченко, Л. Араухо и др.), "Поэзия танца" ("Болеро" и "Айседора", режиссер Слидовкер, исполнительница Плисецкая), "Сильфида" Левеншелля (режиссер Е. Мачерет, балетмейстер Э. М. фон Розен, с Т. И. Фесенко, A. M. Сидоровой, A. B. Мальгиной), "Галатея" на муз. Лоу (режиссер A. A. Белинский, балетмейстер Д. Брянцев, с Максимовой, М. Э. Лиепой, В. Н. Гуляевым), "Старое танго" (режиссер и балетмейстер те же, с Максимовой).
В 1983 на экраны вышел фильм «Мы из джаза». По признанию публики, один из лучших отечественных музыкальных фильмов, вторая работа Карена Шахназарова. Картина представляет собой импровизации на темы истории полузапретного советского джаза: талантливый парень-одессит стал фанатиком "музыки толстых" в годы, когда она считалась чуждой советскому народу. Он создает джаз-банд и пытается пробиться в мир эстрады, убежденный, что джаз - искусство пролетарское. Фильм талантлив во всех составляющих: азартная режиссура, Игорь Скляр (дебют) в роли Кости, юная Елена Цыплакова, похожая на Мэрилин Монро, Лариса Долина в роли американской блюз-дивы. Танцевальные мотивы в фильме исполнены под музыку Анатолия Кролла.
Гармоничное сплетение песни и танца зрители наблюдают в фильме «Бриллиантовая рука».
Пример авангардного танца продемонстрировала семья Гагариных фильме «Ирония судьбы». В целом, стиль их танца следует охарактеризовать как акробатический.
В 1981 на экраны вышел фильм «Карнавал», которому сразу же был присвоен статус музыкальной комедии. По мнению А. Федорова, сам сюжет был создан как будто бы для мюзикла.
Современный танец играет ключевую роль в фильме Виктора Волкова "Танцы на крыше". По мнению А. Федорова, режиссер предлагает изобразительную аляповатость и стереотипную банальность разрешения конфликтов. Главный герой - подросток - решая дилемму: брейк-данс и "легкая жизнь", или честная и гордая работа на заводе, быстро и бесповоротно выбирает последнее. Правда, после того, как добродушный дружинник ловит его с поличным за спекуляцию дефицитными билетами на эстрадное шоу. Здесь уже авторы ведут "жестокую игру" со зрителями. Постановщиком танцев в данном фильме выступил В. Гнеушев.
В 1984 году на ТВ экраны вышел фильм «Мэри Поппинс, до свидания», который воспринимается в качестве полноценного мюзикла. В картине много танцев, музыки и песен. В танцах задействованы главные герои фильма.
Отдельную категорию фильмов с танцевальными элементами составляют киноленты, в которых танец выступает центральной темой.
В 1952 году на советские экраны вышел фильм «Учитель танцев» - фильм-спектакль Центрального театра Советской Армии по пьесе Лопе де Вега. Юный Альдемаро (Владимир Зельдин) из обедневшего дворянского рода любит дочь богатого и знатного сеньора. Под вымышленным именем, назвавшись учителем танцев, герой попадает в дом отца возлюбленной.
В качестве примера также можно привести фильм «Зимний вечер в Гаграх» (1985). Главный герой фильма, некогда знаменитый чечеточник, кумир публики, живет ныне скромно и незаметно. Он репетитор танцев в эстрадном коллективе, где блещут иные "звезды"... И вдруг все меняется, к старому артисту словно возвращается молодость. Так подействовала на него встреча с несколько странным молодым человеком, который пришел со сломанной ногой и попросил, чтобы его ни много ни мало научили "бить степ".
Отдельную категорию фильмов с танцевальными
элементами составляет фильм-балет - это
особый жанр кинематографическо
В данном направлении кино выделилось несколько жанров:
К жанру фильм-балет относятся: «Анна Каренина», «Анюта», «Барышня и хулиган», «Галатея», «Двенадцатая ночь», «Жиголо и Жиголетта», «Принц и Нищий», «Последняя тарантелла», «Старое танго», фильмы-балеты Александра Белинского, как основоположника направления в кино и другие.
«Анна Каренина» — фильм-балет 1974 года, поставленный по мотивам одноимённой повести Л. Н. Толстого. В основу фильма лёг балет Родиона Щедрина, премьера которого состоялась на сцене Большого театра 10 июня 1972 года. Либретто написал Борис Львов-Анохин, хореографию поставили Наталья Рыженко, Виктор Смирнов-Голованов и М. М. Плисецкая. Декорации и костюмы сделал Валерий Левенталь, а костюмы для Майи Плесецкой создал Пьер Карден.
Автором фильма-балета «Анна Каренина» стала Маргарита Пилихина, которая сама была очень хорошим кинооператором, но фильм «Анна Каренина» снимал признанный мастер Валентин Пиганов, впервые использовавший профессиональные линзы и фильтры для кинокамеры, в то время не было постпродакшина12. В этом фильме-балете снимались Майя Плисецкая, Марианна Седова, Марис Лиепа, Владимир Тихонов и Нина Сорокина.
Особую роль в становлении фильма-балета как жанра сыграла балерина Екатерина Максимова в фильме А.Белинского «Галатея». Благодаря творческому союзу Белинского и Васильева на свет появились фильмы «Анюта», «Жиголо и Жиголетта», «Галатея», а также фильм «Старое танго» с хореографией Брянцева.
Как полагает Б. А. Львов-Анохин , фильмы Белинского очень разные, а истории, взятые за драматургическую основу сюжетной линии вызывают эмоцию «улыбка сквозь слёзы», эта эмоция похожа на ощущение от фильмов Чаплина. В фильме «Последняя тарантелла» режиссёр планировал прибавить к балетной лексике слова: «Впервые в своих балетных фильмах я прибегаю к слову. И отнюдь не потому, что сюжет „Нунчи“ не может быть понятен с помощью одной хореографии. В „Тарантелле“ должны быть кадры, свободные от музыки, так, кстати сказал Боб Фосс».13
Артисты уже начали репетировать диалоги, но в конечной режиссёрской версии в фильме их не было, а закадровый текст читал Олег Басилашвили.