Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:42, реферат
Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology – высокие технологии) – стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Основоположники и самые яркие представители – Ричард Роджерс, Ренцо Пиано, Норман Фостер.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные этапы развития хай-тек: от формирования стиля до новых веяний в современном мире………………………………………………7
1.1. Зарождение стиля………………………………………………………7
1.2. Интерьер в стиле хай-тек……………………………………………….9
1.3. Развитие стиля хай-тек………………………………………………..12
1.4. Индустриальный Хай-тек……………………………………………..18
1.5. Геометрический Хай-тек……………………………………………...18
1.6. Бионический Хай-тек………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ)
Хай-тек: понятие и феномен
Курсовая работа
студентки вечернего отделения 3 курса
факультета дизайн среды
Лосевой Виктории Андреевны
Научный руководитель
кандидат искусствоведения
Чащина Светлана Васильевна
Киров
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1…………………………………………………………………….28
Введение
Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology – высокие технологии) – стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Основоположники и самые яркие представители – Ричард Роджерс, Ренцо Пиано, Норман Фостер.
Никаких декоративных излишеств. Активное внедрение новейших технологий в среду обитания человека. Порой демонстративное использование технических форм – ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций и другого антуража «века техники». В крайних проявлениях стиля «хай-тек» («хайтек») целесообразность технических устройств даже приносится в жертву формальной выразительности. Свет гармонично сочетается с пространством. Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла. Популярны металлостеклянные многоярусные галереи, связывающие торговые предприятия и развлекательные учреждения, характер интерьера которых определяют элементы инженерного оборудования («Рейнбоу центр» в Ниагара-Фоллс, США, 1978).
Торжество высоких технологий отличает Центр Помпиду Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно в Париже (1971–1977) (илл. 1). Архитекторы поместили опорные конструкции и переходы с внешней стороны здания, создав таким образом прочный металлический каркас вокруг внутреннего помещения, которое могло быть приспособлено для любых культурных целей.
В числе образцов стиля «хайтек» – здание Гонконгского и Шанхайского банка в Гонконге (илл. 2), прочность внешних структур которого символизирует надежность хозяина (архитектор Норман Фостер, 1986), здание компании Ллойда в Лондонском Сити (архитектор Ричард Роджерс, 1986), административное здание и издательский комплекс «Файненшнл Таймс» в Лондоне (архитектор Николас Гримшоу, 1988), здание Рейтерс на Блэкоуолярд в Лондоне (архитектор Ричард Роджерс, 1992, премия Королевского института архитекторов/ RIBA).
Известен своими новаторскими конструкциями в стиле «хай-тек» американский архитектор китайского происхождения Пэй Ио Минь. Он – автор самого высокого в Азии семидесятиэтажного здания Китайского банка в Гонконге (368 м, 1987)(илл. 3) и стеклянной пирамиды (вход в Лувр) в Париже (1989). Его сооружения отличает большая легкость, обусловленная сочетанием прозрачного стекла и тонких видимых металлических конструкций.
Модой 70–80-х годов были «зеркальные» здания с ограждениями из поляризованного светоотражающего стекла, скрывающими конструкции. Огромные постройки как бы растворяются отражениями окружающей среды в зеркалах фасадов («Пасифик дизайн центр» в Лос-Анджелесе, США, 1976) (илл. 4).
В 70–80-е годы 20 века привлекали своей необычностью «хай-тек-интерьеры» жилищ с элементами технического оборудования (промышленные и медицинские светильники, открытые металлические каркасы и контейнеры). Сегодня интерьер в стиле «хай-тек» – это мебель со встраиваемой техникой, стеклянные столы и полки, стулья с металлическими ножками и спинками, журнальные столики на колесиках, двери и перегородки из небьющегося стекла, прозрачные двери-купе в алюминиевой раме, стеклянные двери на фотодиодах, металл в деталях, светильники с моделируемым светом, настенные панно-обогреватели и т.д.
Стремительно завоевывающие мир нано-технологии открывают перед архитекторами и дизайнерами самые неожиданные перспективы.
Хай-тек – этот стиль дизайна иллюстрирует возможности современной техники и науки, а также в какой-то мере пытается создать будущее сегодня. Хай-тек, погружающий в нереальную, фантастичную атмосферу, еще до конца непонятен широкой публике. Он рационален и стремится к универсальности. И все же по-своему красив.
Из-за использования новейших технологий, материалов, оборудования интерьер в стиле хай-тек часто сравнивают с космическим кораблем, где все блестит, мягко и бесшумно заезжает-выезжает и трансформируется. Стиль может ассоциироваться и с «техно», и с индустриальными мотивами. В своей основе он довольно холодный и аскетичный, местами даже грубоватый. Главное в нем – принцип техногенности, потому что хай-тек родился как стиль производственный. Он возник из дизайна промышленных помещений, все элементы обстановки которого подчиняются функциональному назначению. В интерьере, где большинство элементов инженерного оборудования открыто, декором становятся конструктивные узлы, крепеж, всевозможные сочленения и заклепки, обилие стеклянных и металлических деталей. Применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям, металлические каркасы и технические коммуникации. Трубы, арматура, воздуховоды, лифты, перемычки, балки, фермы, кабели – нарочито выставляются напоказ.
Безусловно, этот стиль на любителя. У поклонников традиций он может вызвать категорическое неприятие. Кажется, что холодность и чрезмерный техницизм противопоказаны жилому пространству. Однако многие интерьеры в стиле высоких технологий имеют неоспоримые плюсы: это удачное сочетание пространства и света, идеальные пропорции и формы предметов, сдержанный декор. А в результате – классическая гармония и целостность.
Хай-тек – стиль, пропагандирующий эстетику материала, динамику и напор, это стиль для людей молодых душой. Для него характерно использование в отделке самых современных материалов, а максимально функциональная мебель имеет экстравагантную форму. Искусственные материалы с их возможностью к легкой трансформации формы, цвета и оттенков являются основой интерьера хай-тек. Пластик всех видов – жесткий и гибкий, прозрачный и непрозрачный, гладкий или с ярко выраженной фактурой – все находим в интерьерах в стиле хай-тек.
Модные тенденции в дизайне интерьера меняются не так часто, как в дизайне одежды, а, по мнению специалистов, один раз в 5–10 лет. Однако случается, когда интерьерный стиль остается популярным на протяжении нескольких десятков лет. Это в полной мере относится к стилю хай-тек, который вошел в моду в 60-х годах ХХ века и до сих пор вдохновляет дизайнеров на создание пусть и экстравагантных, но по-своему гармоничных интерьеров.
Свежие ветры перемен дали жизнь самым невероятным замыслам, проникнутым духом новой эры. В архитектуре сформировались новые принципы градостроительства: социальная направленность жилища, его функциональное соответствие самым необходимым потребностям обитателей. Простые и четкие формы, окна от пола до потолка, металл и бетон – дома, похожие на корабли, плывущие в будущее, а внутри создавался интерьер нового времени.
Но в чистом виде хай-тек появился все-таки в 60-х годах, когда идеи архитекторов могли опираться на совсем иную материальную базу. Новые возможности материалов и конструкций, стремительное развитие различных отраслей науки породили новый стиль – яркий, не похожий ни на какой предыдущий и поначалу немного шокирующий.
Цель исследования курсовой работы - «Проанализировать эволюцию стиля хай-тек с 1960г. до наших дней».
Предмет исследования – архитектура в стиле хай-тек с 1960г.г. по наши дни.
Объект исследования – влияние стиля хай-тек на архитектуру в современном мире.
Метод исследования:
Литература о дизайне не очень велика и предельно разнообразна. В своей книге Безмоздин Л.Н. «В мире дизайна» излагает концепцию разноуровнего дизайна. Раскрывает методологические основы совершенствования теории и практики стиля хай-тек. Достаточно полно раскрывает периоды стиля хай-тек, но т.к. книга была выпущена в 1990 г., нет информации о хай-тек в последующие годы.
Так же Безмоздин Л. Н. достаточно ёмко пишет про хай-тек в книге «Дизайн в современной культуре», но опять таки до 1987 года.
Бытачевская Т. Н. в своей книге «Искусство как формообразующий фактор в дизайне» даёт достаточно полное определение стиля хай-тек, и даёт много информации о формообразовании стиля.
Воронов Н. В. в книге «Что такое дизайн» и в книге «Знание», говорит о художественных средствах искусства предметного мира и его роли в воспитании эстетического вкуса .
Лаврентьев А. Н. в 2007 г. издаёт книгу «История дизайна», казалось бы здесь можно найти больше информации о стиле хай-тек после 1990 годов по 2000, но здесь я нашла только определение стиля хай-тек.
Глазычев В. О. в своих брошюрах «О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе». и «Искусство» рассказывает о стиле хай-тек на западе, подробно рассказывает как зараждался хай-тек.
Грожан Д. В. в Справочнике начинающего дизайнера в общих чертах рассказывает о стиле хай-тек и опускает подробности.
Очень подробно раскрывает тему про стиль хай-тек Ковешникова Н. А. в книге «Дизайн: история и теория».
В соответствии с поставленными целью и задачами работа приобрела следующую структуру. Основная часть состоит из шести разделов. Первый называется «Зарождение стиля» и посвящён определению хай-тек, его развитию.
Во втором разделе «Интерьер в стиле хай-тек» основное внимание уделено объяснению, что такое интерьер в стиле хай-тек.
В третьем разделе «Развитие стиля хай-тек» здесь внимание уделено архитектуре в стиле хай-тек, основным тенденциям, формам зданий. Четвёртый раздел «Индустриальный Хай-тек» посвящён описанию индустриального этапа хай-тека.
Пятый раздел «Геометрический Хай-тек» описывает второй этап хай-тека – геометрического.
И в шестом разделе «Бионический Хай-тек» внимание уделено бионическому этапу Хай-тека, мобильности и функциональности новых зданий.
Сложно сказать, что такое низкие технологии, но высокие — это значит экономичные, эргономичные и функциональные технологические новинки в разных областях. Итак, стиль Хай-тек, зародился в Великобритании еще в 60-х годах прошлого столетия. И уже в самом названии кроется его суть – архитектура, наполненная функционализмом. Здания, построенные в данном стиле, лишены элементов декора, буквально оголяя свою основную суть. Если вы хотите понять суть стиля, достаточно прочесть главный тезис Хай-тек, который звучит, как «Дом – машина для жилья». Ученые так и не определились, что же явилось основной предпосылкой к возникновению стиля Хай-тек. Одни полагают, что Хай-тек просто продолжил традиции конструктивизма, правда в более оригинальной и современной манере. Другие ссылаются на английскую изобретательность, которая традиционно присутствует в британской культуре. Так или иначе, но стиль зародился непосредственно после окончания Второй Мировой. Именно в этот момент, «промышленная архитектура» начала 20 века, стала постепенно заменяться на «интеллектуальный» вариант зодчества. Нельзя сказать, что Хай-тек – стиль ленивых, только потому, что возводить подобные сооружения легче, чем при использовании других стилей. Легкости возведения предшествует долговременное продумывание всех деталей для того, чтобы здание получилось максимально функциональным, не потеряв при этом Хай-тек изящества. Новые возможности материалов и конструкций, стремительное развитие различных отраслей науки породили новый стиль – яркий, не похожий ни на какой предыдущий и поначалу немного шокирующий.
Хотя многие считают, что Хай-тек начал формироваться не в середине и даже не в начале XX века, а в середине XIX столетия. Именно тогда архитектура переживала небывалый подъём в технологическом смысле. Появились первые «технологичные» шедевры, такие как Хрустальный дворец (Crystal Palace английского архитектора Джозефа Пакстона на первой Всемирной выставке в Лондоне в Гайд-Парке в 1851 году. В 1852—1854 годах Хрустальный дворец был перенесён в Сайденхем-Хилл и перестроен, но в 1936 году сгорел) (илл. 5) или Эйфелева башня (задуманная как мемориал в честь столетия Великой французской революции для парижской Всемирной выставки 1889 года и построенная Гюставом Эйфелем). Это потом уже, в 20-х годах прошлого столетия, конструктивисты продолжили идеи Хай-тек, а в 60-х их поддержали структуралисты. Тогда архитекторы исповедовали обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса.
Хай-тек во все времена вызывал к себе осторожное отношение. Как известно, парижане изначально восприняли проект Эйфеля в штыки, Мопассан, к примеру, любил сидеть в ресторанчике в самой башне только потому, что это было единственным местом, откуда не было видно металлического «монстра». А между тем башня, представляющая собой металлический каркас, выполнена целиком в эстетике Хай-тек.