Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:56, контрольная работа
Образование в сфере культуры и искусства является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившейся в современном российском обществе, национальным достоянием нашей страны, обеспечивает сохранение высочайшего уровня профессионального искусства России. Оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности человека. Художественное образование в Республике Бурятия – открытая, динамичная, сохраняющая традиции и одновременно постоянно меняющаяся система, гибко реагирующая на запросы и потребности основного социального заказчика – населения республики.
Характеристика образования в сфере культуры
Республики Бурятия
Образование в сфере культуры
и искусства является важнейшей
составляющей образовательного пространства,
сложившейся в современном
Художественное образование
в Республике Бурятия – открытая,
динамичная, сохраняющая традиции и
одновременно постоянно меняющаяся
система, гибко реагирующая на запросы
и потребности основного
Функции системы:
1. Создание условий для повышения конкурентоспособности личности, формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный, интеллектуальный и духовный потенциал Республики Бурятия.
2. Формирование региональной творческой элиты, ее полноценное воспитание.
3. Повышение уровня культурной жизни республики, качества профессионального творчества и формирование заинтересованной в его результатах публики.
Проводимая в последние
годы в республике политика в сфере
образования и культуры способствовала
сохранению художественной инфраструктуры,
ее материально-технической базы, что
позволяет на новом этапе социально-
В Республике Бурятия функционирует система трехуровневого художественного образования, включающая в себя 2 образовательных учреждения среднего профессионального образования, 59 образовательных учреждения дополнительного художественного образования детей (детских школ искусств, в том числе по видам искусства) (далее – детские школы искусств), ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская академия культуры и искусств». В настоящее время 3775 учащихся обучаются по музыкальным специализациям, 1312 - изобразительному искусству, 1314 - хореографическому искусству, 355 - хоровому пению, 204 - театральному мастерству, 220 учащихся занимаются в классах общеэстетической подготовки, 162 – на фольклорном отделении, 184 – на эстрадном отделении (вокал) и 70 учащихся занимаются цирковым искусством.
Охват учащихся Республики Бурятия дополнительным художественным образованием в сфере культуры и искусств составляет 7,4%, что не соответствует федеральному нормативу 12%.
На протяжении пяти последних лет прослеживается положительная динамика развития контингента учащихся: 2005 год - 6500 чел, 2010 год – 7586 чел., 2011 – 7609 чел. Данная позиция связана с открытием новых, перспективных отделений, стабилизации отсева учащихся, функционированием отделений раннего эстетического развития детей, планомерной работой с родителями, заметной активизации концертной деятельности школ на различных площадках.
Созданная в республике система организации республиканских, региональных, всероссийских, международных конкурсов и фестивалей по всем видам искусства позволяет выявить лучшие коллективы и талантливых исполнителей. За последние семь лет проведено 70 фестивалей, и конкурсов в которых приняло участие более 3 тысяч одаренных детей и молодежи, на которых побывало более 100 тысяч зрителей.
Высокий потенциал педагогического
мастерства подтверждают успешные выступления
учащихся и студентов на международных,
российских и республиканских конкурсах,
фестивалях исполнительского мастерства,
выставках художественного
Обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Республики Бурятия проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальностям культуры и искусства, такими как хореографическое искусство, музыкальное искусство эстрады, цирковое искусство, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, живопись, дизайн, актерское искусство, библиотековедение, инструментальное исполнительство, вокальное искусство, музыкальное звукооператорское мастерство, искусство танца и тд.
Развитие системы выявления
и поддержки одаренных детей,
их ранняя профессиональная ориентация,
является основой для сохранение
и развитие творческого потенциала
учреждений профессионального искусства
Республики Бурятия. Художественное образование
социально востребовано и поэтому
требует постоянного внимания и
поддержки. В сфере художественного
образования необходимо обеспечение
гарантий доступности и обеспечение
равных возможностей для получения
общего и профессионального
Основными проблемами образования в сфере культуры являются:
Модернизация художественного образования требует:
- Развития и внедрения современных технологий в образовательные процессы.
- Сохранения и дальнейшего
развития системы
- Обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения жителями Республики Бурятия образования сферы культуры и искусств.
- Совершенствования системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи путем отбора на конкурсах и фестивалях, учреждения грантов, стипендий, создания специальных баз данных.
- Совершенствования кадровой политики. Выявление, поощрение и пропаганда яркого педагогического и управленческого опыта среди преподавателей и руководителей образовательных учреждений сферы культуры и искусств системы Министерства культуры РБ.
- Развития и укрепления материально-технической базы образовательных учреждений. Приведение в соответствие с нормативами обеспеченности и требований к учебным заведениям материально-технической базы и зданий.
- Развития системы научно-методического обеспечения и сопровождения деятельности образовательных учреждений дополнительного и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства.
- Участия в сохранении и развитии единого образовательного культурного и информационного пространства Республики Бурятия и России.
Государственная политика по развитию образования в сфере культуры предполагает реализацию следующих мероприятий:
- развитие системы выявления и поддержки творчески одаренных детей;
- наращивание контингента учащихся образовательных учреждений дополнительного художественного образования;
- сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства;
- создание условий для подготовки профессиональных кадров для сферы культуры и искусства;
- внедрение системы «непрерывного» роста квалификации преподавателей учебных заведений и других работников отрасли посредством повышения квалификации, переподготовки и аттестации;
- строительство пристроя и реконструкция здания Бурятского республиканского хореографического колледжа.
Культура Бурятии представляет собой соединение культур народов Азии и Европы, формирование которой шло параллельно с развитием устоев общественной жизни в Забайкалье. Свой вклад в эту культуру внесли многие племена и народы, на протяжении тысячелетий сменявшие друг друга на этой территории. В ней нашли отражение культурные ценности, идеалы и нормы кочевой цивилизации, северных лесных охотников, европейских народов. В результате взаимодействия и взаимопроникновения этих культурных традиций они оказались тесно переплетены, что нашло отражение в быту, привычках, нормах общественной морали, искусстве. На этой основе возникли явления религиозного и культурного синкретизма. В то же время, основные черты национальных культур сохранили свое своеобразие и первозданный вид.
Одним из интересных направлений культуры Бурятии является культура его коренного населения – бурят. Огромный пласт культуры принадлежит буддизму и буддийской традиции, принесенной в Бурятию из Тибета и Монголии. К этому пласту относится буддийское учение, включающее философию, тибетскую медицину, астрологию, буддийскую живопись. На этой основе в Бурятии развивались письменность и книгопечатание. Большой вклад в развитие связей Бурятии с Тибетом внес русский художник Николай Рерих.
Лесные охотники – эвенки,
издревле проживавшие в Забайкалье,
несмотря на сильное влияние культур
соседних народов, сумели сохранить
свою культуру до наших дней. Ныне оригинальная
культура эвенков активно возрождается.
Культура русских в Бурятии сохранила
свои традиционные черты благодаря, прежде
всего, одной из наиболее ярких групп представителей
русского населения – семейским (старообрядцам).
Самобытностью отличается искусство Забайкальских
казаков.
Культура Бурятии. Современный пласт культуры, получивший развитие в результате создания в Бурятии институтов, деятельность которых была направлена на приобщение людей к европейской культуре, представлен видами культуры, в которых использованы сюжеты, как прошлого, так и настоящего Бурятии. Это литература, опера и балет, искусство драмы, искусство кино, музыкальное искусство, скульптура и живопись, эстрада, цирк, фольклор. Национальное искусство иных народов, проживающих в Бурятии, представлено фольклорными ансамблями выходцев из Кореи, Китая, Армении, Азербайджана, Польши, Германии, Украины. В Бурятии работают национальные культурные центры и общественные объединения.
Наиболее интересные образцы
материальной культуры хранятся в фондах
и выставочных залах музеев, образцы
классического и современного искусства
представлены в деятельности театров,
дворцов и клубов, в деятельности
Бурятской государственной
Культура Бурятии находится в непрерывном развитии, она обогащается новыми достижениями, в ней появляются новые направления и виды, но при этом она сохраняет наследие прошлых эпох.
Таблица 8
Структура подпрограммы 6. «Образование в сфере культуры»
Наименование |
Ед. изм. |
2013 год |
Прогнозный период | ||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год | |||
Цель: Развитие художественного и профессионального образования в сфере культуры и искусства | |||||||||
Задача: Выявление и обучение особо одаренных детей, ранняя их ориентация на профессиональную деятельность в сфере культуры и искусства | |||||||||
Целевые индикаторы | |||||||||
Среднегодовой контингент, обучающихся по программам образования детей в области культуры и циркового искусства |
чел. |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
Задача: Развитие системы подготовки творческих кадров для сферы культуры и искусства | |||||||||
Целевые индикаторы | |||||||||
Среднегодовой контингент, обучающихся по программам среднего специального профессионального образования в сфере культуры и искусства |
чел. |
573 |
573 |
573 |
573 |
573 |
573 |
573 |
573 |
Задача: Обеспечение профессионального роста преподавателей учебных заведений и других работников отрасли | |||||||||
Целевые индикаторы | |||||||||
Количество слушателей, прошедших обучение по подготовке, переподготовке и повышению квалификации |
ед. |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
Количество методических выездов |
выезд |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
Охват детей до 15 лет дополнительным образованием в сфере культуры и искусства |
% |
7,55 |
7,60 |
7,62 |
7,65 |
7,67 |
7,68 |
7,69 |
7,70 |
Мероприятия |
|||||||||
Мероприятие 6.1. Оказание государственными учреждениями (образования в сфере культуры) государственных услуг (работ), в том числе на содержание имущества * |
тыс. руб. |
89 828,9 |
90 542,5 |
91 894,5 |
91 894,5 |
91 894,5 |
91 894,5 |
91 894,5 |
91 894,5 |
Мероприятие 6.2. Приобретение музыкальных инструментов для отделения дополнительного художественного образования детей Колледжа искусств им. П.И. Чайковского ** |
тыс. руб. |
1550,0 |
1550,0 |
1370,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Мероприятие 6.3. Приобретение циркового реквизита и оборудования для Бурятской республиканской цирковой школы ** |
тыс. руб. |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Мероприятие 6.4. Приобретение оборудования для создания компьютерного класса в Бурятском республиканском хореографическом колледже ** |
тыс. руб. |
150,0 |
150,0 |
80,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Общая сумма финансирования подпрограммы |
тыс. руб. |
91 678,9 |
92 392,5 |
93 494,5 |
91 894,5 |
91 894,5 |
91 894,5 |
91 894,5 |
91 894,5 |
Информация о работе Характеристика образования в сфере культуры Республики Бурятия