Церковь Покрова на Нерли.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:28, реферат

Краткое описание

Церковь Покрова на Нерли является наглядным примером единого идейно-художественного плана развития Владимиро-Суздальского княжества, правящего там князя Андрея.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 1.77 Мб (Скачать файл)

УГАХА

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Церковь Покрова  на Нерли.

Гражданская архитектура Пскова.

Деревянные  клетские храмы Древней Руси.

 

 

 

 

 

Выполнила:

Проверил: профессор

 Каптиков А.Ю

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

Содержание

1 часть. Покрова на Нерли                                                                  3 стр

2 часть. Гражданская архитектура  Пскова                                      8 стр

3 часть. Деревянные клетские храмы Древней Руси                   15 стр  

Список литературы                                                                                19 стр 

 

Часть 1.

Церковь Покрова на Нерли.

Введение.

Церковь Покрова  на Нерли является наглядным примером единого идейно-художественного  плана развития Владимиро-Суздальского княжества, правящего там князя Андрея.

Это небольшой  с четырьмя обычными крестообразными  столбами храм, расположенный в полутора километрах от Боголюбово в устье реки Нерль, входила в комплекс резиденции князя Андрея. Церковь была посвящена неизвестному в Византии празднику Покрова Богородицы, введенному Андреем Боголюбским без позволения Киевского митрополита. Строительством особого храма Покрова Богородицы утверждалась в присущих средневековью аллегорических образах идея божественного покровительства Владимирской земле и исключительных права «богоизбранного» князя Андрея.

Белокаменный  изящный храм, воздвигнутый у водных ворот Владимирской земли, должен был  убедительно демонстрировать покровительство  небесных сил. Безымянные мастера блестяще нашли образ этого первого  на Руси храма Покрова.

Поднятая  над  заливными лугами путем устройства искусственной насыпи, облицованной известняковыми плитами, как бы парящая  над зеркальной гладью вод, устремленная ввысь церковь легко связывалась  у наших предков с идеей  заступничества божественных сил.

 

 

 

Изменения церкви.

Памятник дошел до нас, пережив  ряд искажений и повреждений, утеряв свои существенный части. Покрытие главы и четырехскатная кровля были деревянными. От протеков кровли своды были в трещинах и разрушались,, стены от потоков воды с крыши почернели. Из-за периодически сильных половодий фундамент подмывало водой и он разрушался.  Промежутки между закомарами были заложены кирпичом под прямолинейную кровлю, кирпичом же был заложен южный портал, с сверенной, южной и западной стороны существовали кирпичные паперти, а по их упразднении деревянные притворы против порталов. Кровли паперти разрушили части колонок пояса. В связи с общим ремонтом здания в 1803г. Была сделана существующая ныне луковичная глава.

Существенные искажения храм потерпел в 1877 г., когда явочным порядком без  ведома археологических органов и владимирского епархиального архитектора, церковники предприняли варварский ремонт здания. Были сбиты остатки древней фресковой росписи в барабане и куполе. Часть резных камней оказалась штуковыми, что вводило в смущение некоторых исследователей. В том же году было восстановлено позакомарное покрытие, при этом под кровлей шарообразно вспученной к куполу, был скрыт выступавший первоначально наружу, сложенный из туфа и облицованный белым камнем прямоугольный постамент под барабаном главы, а нижние части окон барабана были укорочены кирпичной закладкой.

Архитектурная композиция церкви Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли это одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, крытый по закомарам храм. Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня (в целом около 4 м глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объем – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава.

Членения  северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид  и ширины восточных прясел стен практически  равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при  взгляде с любой стороны.

 

Уже в плане ясно видно резкое выделение работающих и заполняющихся  частей стены: многообломный пилястры с полуколоннами вместе с внутренними лопатками равняются полуторной толщине стены и образуют как бы стройный скелет здания. Это конструктивное усовершенствование играет едва ли не большую архитектурно-художественную роль. Сильно выступая за плоскость фасада, сложные пилястры пронизывают его пучками вертикальных линий, в верхнем поле стены над отливом прибавляются новые вертикали профилей закомар и дробно профилированных косяков высоких кокон. Фасад приобретает почти скульптурную объемность, глубину и резкость членений. Над закомарами поднимается стройный барабан главы, слегка приподнятый на прямоугольном постаменте. Узкие окна барабана, обрамленные тонкими полуколоннами, как бы продлевали движение фасадных вертикалей, идущий выше городчатый поясок с мелкими зубцами носит характер пояса треугольников с острой вершиной. Над завершающим барабан венцом арочек поднималась плавная линия шлемовидной главы.

Утончающиеся кверху стволы стройных колонн усиливают впечатление ракурса  и высоты здания.

Точно так же почти неуловимыми, деликатными приемами отредактировано оформление апсид: средняя апсида несколько приподнята, разрывая горизонталь колончатого пояса и подчеркивая в восточном фасаде легкое движение к главе, окно средней апсиды также вырывается из строя боковых несколько вверх.

Стремясь предельно ослабить впечатление  реальной тяжести и материальности каменной кладки и массы стены, мастера прибегли к менее тонким приемам. Профиль цоколя имеет не большой рельеф. Многообломность пилястр суживала поле стены и отодвигала его вглубь. Это особенно сильно выражено в восточных делениях боковых фасадов, где верхней части стена фактически исчезла: обломы пилястр, дробно профилированная ниша окна, наконец, резной грифон в тимпане вытеснили стенную плоскость.

Резное убранство храма соей немногосложностью и простотой вполне отвечает ясности и совершенству архитектурного замысла зодчих. На всех трех фасадах повторена одна и та же композиция резных камне. В центральной закомаре помещен библейский пророк и псалмопевец царь Давид.

Зодчий последовательно применяет композиционные приемы, ослабляя ощущение горизонтальных рядов кладки и тем самым подчеркивая вертикальную направленность композиции здания. Благодаря игре светотени рельефов теряется представление о материале – камне и реальной весомости здания.

Тем же движение и иллюзорной легкостью  проникнуто внутреннее пространство храма.

Столбы слегка сужаются кверху. Благодаря  небольшой ширине пролета между  столбами и стеной, усиливается иллюзия  их большой высоты, массивность столбов при этом скрадывается.

Несомненно, что храм Покрова был  богато наделен драгоценной утварью  и другими произведениями прикладного  искусства.

В идеальной взаимосвязи общего и частного, целого и мельчайших деталей заключается причина  того целостного и исключительно  сильного впечатления, которое производит Покров на Нерли – создание безымянного  гениального владимирского зодчего. В нем нельзя передвинуть ни одного камня, нельзя изменить ни одного соотношения, не нарушив его гармонии. Именно в этой тончайшей и ясной гармонии и лежит сходство архитектура  Покрова на Нерли с музыкой, с  песнопением. Архитектурный образ  Покрова пронизан глубокой одухотворенностью, напряжением и трепетным стремлением ввысь. Он как бы впитал в себя ту взволнованную и полную противоречий атмосферу, которая характерна для первых лет княжения Андрея Боголюбского.

Разрез  и план церкви Покрова на Нерли  с фундаментами храма и гипотетических открытых галерей.

Реконструкция Н.Н.Воронина.

 

 

 

 

 

 

Часть 2.

Гражданская архитектура Пскова.

Введение.

В крупных  городах России значительно ощущалась  имущественная разница различных  социальных групп. Так же это чувствовалось  и в Пскове. Что способствовало появлению различных типов домов.

XVII век был в Пскове временем  расцвета каменной гражданской  архитектуры. 

 
Для начала этого строительства  был характерен разительный контраст между обычными жилищами горожан  и палатами богатейших псковских  купцов. Основную массу застройки города по-прежнему составляли дворы небогатых горожан с небольшими деревянными жилыми зданиями в два-три невысоких этажа и еще более мелкими дворовыми строениями. Как и в XVI веке, под ними встречались каменные подызбицы и погреба, но обычно невысокие. 

Первые  же каменные жилые здания XVII века были огромными по тем временам. Окна их верхних деревянных помещений  достигали высоты крестов, увенчивавших главы больших псковских храмов. Необычайная массивность палат, их высокие суровые стены, обширные деревянные хоромы с гульбищами, возвышавшиеся  в четвертом и пятом этажах, каменные ограды дворов, ворота со створами из "досчатого" железа - все это должно было поражать всякого видевшего их тогда. Два нижних каменных этажа таких палат занимали подклети и клети - помещения для хранения товаров и наиболее ценного имущества. Они перекрывались каменными сводами. Освещавшие их небольшие окошки были снабжены углубленными в специальные впадины железными ставнями, защищавшими внутренность палат от искр и головешек в случае пожара, а также решетками, предохранявшими палаты от воров. Двери закрывались железными запорами. Двери подклетей и сеней закладывались еще изнутри толстыми деревянными брусами-засовами, уложенными в специальные каналы. Подклети иногда связывались с клетями внутренними лестницами в толще стен. 

В сени второго этажа поднимались  по наружному крыльцу. Из сеней лестница, проходившая внутри одной из стен, вела в третий этаж, где принимали  гостей. В первых постройках такого рода весь этот этаж был занят одним  большим помещением - повалушей, в которой гости пировали и забавлялись музыкой, представлениями скоморохов, плясками, пением, играми и т. д. Когда не было гостей, повалуша, надо полагать, служила общим залом для семьи, местом, где ели, выполняли домашние работы. При довольно большой площади, она была высотой всего метра в два с половиной. Оштукатуренные и выбеленные светлые стены ее сочетались с обширной поверхностью деревянного потолка. Внутри повалуши к ее стенам прилегали деревянные тамбуры, защищавшие от сквозняков и от попадания холодного воздуха из междуэтажных лестниц и выходов на гульбища - обширные деревянные наружные балконы. У стен же стояли облицованные поливными изразцами печи.  
 
Повалушу старались по возможности лучше осветить. Однако окна тогда были маленькими, а их "оконничные станки" и слюдяные узорные оконницы задерживали много света. Ниже подоконников кругом у стен шли давки, резные ножки которых врубались в деревянный пол. Какую-то часть повалуш занимали обширные столы.  
 
Четвертый этаж был уже полностью деревянным. В его сени, помещавшиеся над сенями нижележащего каменного этажа, поднимались из повалуши по внутренней лестнице. По сторонам сеней размещались горницы: ближе к улице - мужской части семьи, в стороне, обращенной в глубь участка, - женской.  
 
Еще выше, уже в пятом этаже, располагались холодные помещения - сенники, чердаки, вышки и светлицы. Они не занимали всей площади здания, а возвышались в виде отдельных срубов над его серединой (над сенями) и над торцами. Из них были выходы на балконы (гульбища). 

Такие огромные пятиэтажные  жилые здания строили в Пскове до середины XVII века. С каждой новой  постройкой в их архитектуру вносились  изменения. Совершенствовалось устройство окон и дверей, изменялись состав и  расположение помещений, их связь между  собой. Эти нововведения сопутствовали  переменам в обычаях и укладе жизни богатейшего псковского купечества.  
 
Скоро обычай пировать и развлекаться в одной палате вышел из моды. Повалуши продолжали устраивать лишь не особенно богатые люди. В богатых жилых зданиях повалушу заменили три помещения: верхние сени, столовая палата с пировым столом, занимавшим почти всю ее площадь, и совершенно свободная палата, где гости после пира отдыхали и забавлялись. Как и раньше, первый и второй этажи продолжали служить для хранения имущества, а третий этаж отводился для приема гостей. Существенным усовершенствованием в устройстве палат явилось применение в окнах и дверях закладных деревянных колод, позволившее улучшить утепление и освещение каменных зданий. При палатах стали устраивать не только деревянные гульбища (располагавшиеся над крыльцами), но и каменные открытые галереи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы жилых каменных домов

Дом с трехчастным построением плана. Тип каменного жилого здания с сенями посередине и двумя палатами по бокам возник одним из первых и в дальнейшем получил наиболее широкое распространение в посадском строительстве. Кирпичные дома с трехчастным планом, типичным для восточнославянского жилища, встречаются во многих древнерусских городах. Они по сей день возвышаются среди малоэтажной застройки Пскова.

В основе планировочного решения трехчастных каменных палпт лежажла схема зажиточного деревянного посадского дома, который берет свое начало от народного жилища – избы со связью. Это в своем роде типовая ячейка .

Тип посадских зданий «глаголем». Развитие каменного жилого строительства неизбежно привело к созданию новых типов жиль. Первое время на формирование каменного жилища оказывали значительное воздействия первичные формы городских хором и устойчивые приемы композиции деревянного зодчества. Образование схемы Г-образного плана посадского дома ещё во многом связано с композиционными приемами, свойственными деревянным постройкам. Основная жилая ячейка распиралась за счет пристройки дополнительных клетей. Зажиточный древнерусский жилой дом по мере разрастания семьи обрастал прирубами, новыми горницами и придельцами.

Этот прием  объединения отдельных клетей посредством  сеней в «стаи», как бы складывание  дома из отдельных пространственных ячеек, оказывал влияние на первых порах  и на композицию каменных построек. Особенно наглядно этот прием композиции, построенной на непосредственном примыкании одних объемов к другим, проявляется  в монастырских жилых постройках из кирпича, где само требование однотипных жилых помещений приводило к  повторяемости принятой жилой ячейки. Так, например, «дом воеводы» в Пскове, датируемый началом 17 века имел план в  виде буквы «Т». К узкому корпусу, составленному из отдельных помещений, присоединена с помощью сеней  ещё одна палата.

Информация о работе Церковь Покрова на Нерли.