Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории искусства"
Пир Хефрена 2ая по величине. Возле нее заупокойный храм. Стены храма облиц из розового гранита, пол- из белого известняка. Статуи Хефрена вдоль стен из чер-зел дифита. Высота 143,3 или 139 м. Периметр 205,125 на 215,25м. Рядом находится сфинкс
Пир Мекерена. Выс 66 м. Рядом заупокойный храм. В пир находится саркофаг из базальта
Вопрос №10.
Рядом с нижним храмом пирамиды Хефрена стоит большой сфинкс, высеченный из скалы.
Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос IV однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменного исполина, просившего освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита дошла до наших дней.
В начале 19-го столетия снова были видны только голова и плечи сфинкса. Его лицо обезображенное солдатами наполеоновской армии, лишилось носа. После того как вновь произвели раскопки, открылась могучее львиное тело сфинкса и вытянутые вперед когтистые лапы. Его широкое скуластое лицо, некогда окрашенное в красный цвет, возможно имеющее портретное сходство с фараоном Хефреном, непроницаемо и строго, глаза обращены на восток.
25. Вавилонский период
происх расцвет культуры Хамураппи (1792- 1750). Строятся огр дворцы. Приблизившийся к этому времени принадлежит Вавилонскаябошня (Этеменаки). При Хамураппи Вавилон объединил под своим главенством обл Шумера и Аккада. В это время Хаммурапи записал свод законов на 2х м каменном столбе. Столб украшен высоким рельефом. Был запечатлен на нем Бог Солнца Шамаш, сидя на троне- храмике, передавая символы власти- жезл и магическое кольцо стоящему перед ним на коленях Хаммурапи,при этом оба смотрят др другу вглаза.
12 Переодизация: 1- Гомеровский( складывается мировоззрение о богах и ост.)11-8в. До н.э.
2-Архаический(Перестиль, Сыкора, Кодра) 7-6в. До н.э.
3- Классический( Акрополь) 5-4в до н.э.
4- Эллинитический(упадок) 4-1в до н.э.
Храм - здание, посвященное Божеству и служащее местом поклонения, жертвоприношения и молитвы. Устройство жертвенников и закрытых зданий, как мест культа, было распространено с времен глубокой древности у всех народов. Храмовая архитектура отличается большим разнообразием, в зависимости от природных условий страны, свойств строительных материалов, характера народа, формы религиозных верований. Прототипом для христиан послужили древнегреческие Храмы
1. храм в антах
- выступы продольных стен
2. простиль - тип
античного храма, простиль - прямоугольное
в плане, как правило,
3. амфипростиль
- тип древнегреческого
4. периптер - тип древнегреческого храма. Периптор - прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой, расстояние от которой до стен наоса равно одному интерколумнию. Внутри Периптор обычно состоял из пронаоса и наоса (латинское целла), позади наоса часто устраивался опистодом. Периптор сложился к началу 7 в. до н. э. и был наиболее распространённым типом храма в эпоху архаики и классики Внешние формы Периптера часто использовались архитекторами классицизма.
Наос (греч. naðs), целла (лат. cella), главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.
Опистодом - закрытое помещение в западной части древнегреческого храма, имеющее выход на западный фасад и отделённое стеной от наоса. Опистод часто служил государственным казнохранилищем.
Интерколумний - пролёт между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре.
5. псевдопвриптер
- тип античного храма. В
6. диптер - тип
древнегреческого храма, в
7. псевдодиптер - тип греческого храма. Отличается от диптера отсутствием второго (внутреннего) ряда колонн наружной колоннады. В Псевдодиптере расстояние от колоннады до стен наоса равно примерно двум интерколумниям.
8. моноптер - тип античного храма без целлы, круглого в плане, без стен, крыша которого поддерживалась кольцевым рядом колонн.
9. толос - круглая
в плане, обычно монументальная
Греческое ис-во развивалось под влиянием 3 потоков:
1-эгейский (Мал. Азия)
2-дорийский ( ввел строгий стиль, с Крита)
3-восточный ( Египет, мессопотамия. Конкретный)
24. Шумеро-Аккадский период
центр культуры- город Ур. Рядом возникает город Урук и Лагам. Ур- предпологаемая родина библ Авраампа. В Уре изобретают колеса, пахота на запряженном быке,дойка рогатого скота. Стали делать оружие сначала из воска- модель, слепок. Город сост из 2х ворот и крепостных стен в форме овала, примерно 24 тыс чел. Была самая большая ступенчатая пирамида,посвящ Богу Луны Син,пир назыв Зиккурат. Платформа Зиккурата 62,5на 43м. Высота 15 м. Из облицованных обожженных кирпичей. Грани Зиккурата наклонены во внутрь для большей устойчивости. Наверх вели 3 лестницы- терассы. Все Зиккураты были 7ми ярусными. Каждый ярус был цветным. Вокруг Зиккурата распологались священные постройки и дворец.
12. ОРДЕР - вид архитектурной композиции, художественно переработавшей стоечно-балочную конструкцию и имеющей определенный состав, форму и взаиморасположение элементов. В классической архитектуре различают Ордера: дорический, ионический, коринфский (греческие) и их модификации - тосканский, композитный или сложный (римские). Ордером называют также и художественные системы Древнего Египта, Крита и т.д. Ордер может быть полным и неполным. Полный содержит 3 основные части: антаблемент, колонну и пьедестал. Неполный ордер не имеет пьедестала.
Дорический, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры
. Характеризуется приземистыми, сужающимися кверху колоннами, установленными на основании (стилобате), покрытыми каннелюрами. . Антаблимент разделялся на три части: архитрав, фриз с метопами и карниз. Архитрав всегда выполнялся гладким, без украшений. Фриз состоял из двух чередующихся частей: немного выступающих вперёд триглифов и утопленных квадратов – метоп. Торцевые окончания балок перекрытий также украшались триглифами. Карниз располагался выше фриза и состоял из слезника (плиты, выступающей вперёд), тяги (элемента, расположенного под слезником, уменьшающего его вынос и таким образом поддерживающего его), венчающего элемента, помещавшегося над слезником. Нижнюю часть слезника украшали модульоны или мутулы квадратной формы.
Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей. Он имел прямые колонны и венчался капителью, по форме напоминавшей рога барана (волюты). Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Колонны устанавливались на базах с каннелюрами в количестве двадцати четырёх штук, причём углубления разделялись срезами – так называемыми площадочками. Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз выполнялся сплошным, без ячеек, но иногда украшался рельефом. Зато в карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.
Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Отличие заключалось в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа.
28.Нов царство
Центр строительства Карнак и Луксор, Фивы. Склад окончательная планировка храма. Перед храмом ставят обелиски- символ солнеч луча. Вход оформлен башнями. За ними следовал перистильный дворик, окруженный колоннами. Затем гипостильный зал_ многоколонн зал. В глубине- святилище и служеб помещения.
Типы храмов:1 сооруж на открытых местах долины Нила. 2 скальные хр. 3 храмы для богослужения. 4 хр в честь умерших сооруж на некотором расст от усыпальниц. Усыпальн устраивались преимущественно в скалах. Хр Амона Ра в Карнаке строился со 2 –по 1 тыс. арх- Аменхотеп. Длина 1400 м шир 600 м имеет протодорический ордер. Колонны в центре выше чем по бокам. Гипостильный зал постр Сети 1 и Рамзесом 2 шир 103 м и поддерж 16 рядами колонн.
Хр Амона-Ра в Луксоре.
Постр при Аменхотепе 3 1455-1251гг. оснава
всей композиции- мощная дорога со сфинксами.
Имеет зал ромбовидной формы
со 140 папиросовид колоннами
Скальн заупокойный хр Рамзеса 2 14-13вв. почти скрывается в скалах. Снаружи виден фасад, украш статуями Рамзеса 2(4 шт) и 2 статуи его жены. Потолок внутри подпир 6 столбов с головой богини Хатер.
15. Скульптурные фигуры архаических аполлонов, повторяемость поз и отсутствие индивидуальных образов. Курос и кора – тип греческой монументальной скульптуры, не привязанной к стене или колонне, установленной отдельно на постаменте (или вершине колонны) или без него. Одиночная
скульптура конца архаического периода представлена двумя основными типами:
изображением обнаженного юноши – куроса и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки – коры. Курос (греч. kúros), статуя юноши-атлета (преимущественно обнажённого), характерный образец древнегреческой пластики периода архаики. Сложение этого типа статуи (конец 7 в. до н. э.) связано с развитием общественного самосознания граждан раннего полиса, с возникновением идеала физически совершенного героя, атлета или воина. К. отличаются строгой фронтальностью композиции, суммарностью трактовки форм человеческого тела; лица их оживлены т. н. архаической улыбкой. К. ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Устаревшее название К. — «архаические Аполлоны». Кора – одним из высших достижений архаического искусства Афин конца 6 в. до н.э. стали прекрасные статуи девушек в нарядных одеждах, которые являются воплощением изысканности и утонченности.
Вопрос №16
Мирон (Mýrōn), древнегреческий скульптор середины 5 в. до н. э. Родился в Элевтерах, работал в Афинах. Произведения М., исполненные главным образом в бронзе, не сохранились и известны лишь по свидетельствам античных авторов и римским мраморным копиям. Крупнейший представитель ранней классики, М. преодолевал застылость искусства архаики, проявляя особый интерес к изображению кульминационных моментов в развитии движения; выявляя в гармонии человеческого тела динамически-напряженное начало, М. показывал красоту атлетического усилия («Дискобол». Национальный музей, Рим) или разумной воли, сдерживающей безудержный порыв (группа «Афина и Марсий»).
Оригинал статуи не дошел до нас, но сохранилось несколько римских копий. В "Дискоболе" взят момент наибольшего усилия при метании диска, но, несмотря на это, фигура уравновешена. Взят момент между двумя противоположными действиями, составляющими вместе законченное единое действие. Это и определяет устойчивость статуи, ее внутреннюю законченность и то чувство большого усилия, которое поражает в данном образе, утверждающем красоту сильного человека.
Поликлет (480 г. до н.э.- конец 5 в. до н.э.). Родина не известна. Учителем был скульптор Агелад. Потиклет в отличие от Мирона стремится создать идеальный образ. Его герои более сдержаны в движении и спокойны, чем подвижные, деятельные герои Мирона.
Поликлетов канон требовал округлой головы, широких плеч, коренастого торса, крепких бедер и коротких ног, что в целом накладывало на фигуру отпечаток скорей силы, чем изящества. Скульптор так дорожил своим каноном, что для его изложения написал трактат, а для наглядного подкрепления изваял статую. Вероятно, это был Дорифор.
Дорифор – статуя юношу, победившего в метании копья. Эта статуя представляет собой совершенное воплощение естественного движения. Дорифор – по гармоническим пропорциям, ритмам, движениям, чертам лица – сын своего времени и своего народа. Все элементы фигуры согласованы друг с другом, и легкое движение одного вызывает как реакцию движение другого. В статуе в движении участвуют не только ноги и плечи, но и руки и торс. Для гармонии скульптор придал легкий изгиб телу. Напряженные мышцы Дорифора исполнены внутренней силы, а не образованы лишь внешним контурным рисунком.
Вопрос №17. Пракситель (Praxiteles)
(около 390 до н.э. – около 330 до н.э.), древнегреческий скульптор. Сын и ученик Кефисодота Старшего; работал преимущественно в Афинах.
В ранних работах Пракситель следовал традициям Поликлета, в дальнейшем выработал новый, более утонченный идеал красоты, отвечающий художественным веяниям эпохи поздней классики. Созданные им стройные и пропорционально гармоничные образы богов полны мечтательной задумчивости и созерцательности.