Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:37, курсовая работа
Цель написания работы: изучить ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона.
В данной работе ставились следующие задачи:
1. изучить биографию Тутанхамона и его гробницу.
2. изучить ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона, чтобы лучше разбираться в их символике, так как любой элемент изделий в Древнем Египте носил свой определённый сакральный смысл.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография Тутанхамона……………………………………………………...4
Глава 2. Гробница Тутанхамона………………………………………………………6
Глава 3. Ювелирные изделия из гробницы……………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………………….32
На дне саркофага было обнаружен ларец для благовоний. Картер пишет: «превосходный образец культовой утвари - богато орнаментированный сосуд из золота и серебра, предназначенный для священных благовоний»
Этот изысканный образец ювелирного искусства около 15 сантиметров в высоту сделан из золота; подставка – из серебра. Ларцу придана форма двух картушей (каждый из них образует особое вместилище для благовоний), украшенных резными и коваными узорами и инкрустированных с лицевой и оборотной стороны непрозрачным разноцветным стеклом и прозрачным кальцитом. Изображения с лицевой стороны внутри картушей представляют юного царя с солнечным диском над головой, с локоном Гора, сидящим на эмблеме праздника «хеб». Символические изображения на боковых сторонах коробочки передают имена царя и фигуру вечности «хех». Серебряную подставку обрамляет кованый фриз из знаков «анх» и «уас». На нижней поверхности подставки изображены дикие болотные птицы, выполненные в стиле Амарны. Двойные перья «шу» с солнечным диском, образующие крышку, инкрустированы разноцветным стеклом.
Диадема царя в форме повязки.
После удаления нескольких слоев повязки обнаружилась великолепная диадема, целиком охватывающая голову фараона, - предмет исключительно красивый и в то же время простой. Диадема представляет собой золотой обруч, богато орнаментированный рядом кружков из сердолика. В середину каждого кружка вделана крошечная золотая шишка. С задней стороны прикреплен бант в виде диска, обрамленного цветами, с которого свешиваются две золотые также украшенные ленточки. Обе стороны диадемы оканчиваются подвесками такого же типа, но более широкими. Каждую из них венчает массивный урей, прикрепленный к ребру подвески. Следует отметить, что эмблемы власти над севером и югом, относящиеся к этой же диадеме, были найдены отдельно, у правого и левого бедер мумии, а так как фараон лежал внутри саркофага головой к западу, то змею Буто поместили слева, а коршуна Нехебт - справа, то есть так же, как и соответствующие эмблемы на гробах.
Обе эти золотые эмблемы царской власти имели на внутренней стороне углубления, в которые вставлялись скрепы-застежки на диадеме. Таким образом, их можно было снимать и надевать, применяясь каждый раз к той короне, которую желал носить фараон.
Достойным упоминания примером изящной работы по металлу является золотой коршун Нехебт с обсидиановыми глазами. Форма головы и полукруг коротких тугих перьев, охватывающий, подобно воротнику, его шею с затылка, - все это говорит о том, что птица, олицетворяющая богиню Верхнего Египта, была обыкновенным коршуном. Эта порода широко распространена и по сей день в Нубии и нередко встречается в средних и южных провинциях Египта, однако в Нижнем Египте - лишь в исключительных случаях.
Описанная диадема ведет свое происхождение с очень отдаленных времен. Во всяком случае, ее название «сешнен» и форма восходят к тем повязкам, которые носили мужчины и женщины всех сословий еще во времена Древнего царства, то есть примерно за полторы тысячи лет до Нового царства. Более того, имеются достаточно убедительные данные, позволяющие причислить диадему такого типа к древнейшим принадлежностям погребальной утвари. Упоминания о ней встречаются в «Текстах саркофагов» Среднего царства».
Очень много было обнаружено эмблем, амулетов и воротников. Эмблемы некоторых божеств встречались дважды и иногда сочетались попарно, в частности Нехебт и Буто. Возможно, этим древние египтяне стремились достичь особой действенности некоторых символов. Этих украшений мистического и личного характера на теле фараона было обнаружено огромное количество.
Все украшения имеют особый смысл. Они очень редко применялись только из эстетических побуждений. Сделаны эти украшения очень оригинально. Орнаментальные мотивы и символы комбинируются в них, и в результате смысловое значение сочетается с художественным эффектом. Отдельные детали их не воспроизводят полностью натуру; напротив, объекты окружающего мира подобраны соответственно их символическому значению и симметрично оформлены в виде орнамента. Лишь временами кое-где встречаются элементы чисто геометрического рисунка.
Множество амулетов и священных эмблем, найденных на шее царя, имеют огромное значение. Они свидетельствуют о том, как сильно страшили египтян опасности загробного царства, ожидающие покойника. Несомненно, эти амулеты предназначались для защиты его от напастей во время путешествия по потустороннему миру. Качество и количество этих защитных амулетов зависели от положения и богатства покойника, а также от степени любви и привязанности его родных и близких.
Египтяне питали необычайное пристрастие к бусам, и весьма нередко на одной мумии находят несколько ожерелий, два или три воротника, один-два пояса и полный набор браслетов и ножных колец. На подобные украшения идет несколько тысяч бусин и бисерин.
На шее фараон было обнаружено множество ожерелий-воротников, представляющие собой кованые золотые пластинки, покрывавшие шею и грудь царя: 1)ожерелье Буто и ожерелье Небти(т.е. Нехбет и Буто,2) ожерелье Нехбет, ожерелье сокола.
Ожерелье Гора.
Ожерелье Буто.
Наиболее выразительные воротники, обнаруженные на шее мумии - это воротники - пекторали из перегородчатой эмали. Один из них, нагрудное ожерелье Гора, выполненное целиком из 38 золотых пластинок, инкрустированных по способу, напоминающему перегородчатую эмаль (тщательно инкрустированных разноцветным стеклом и нанизанных вместе с каёмкой из бисера). Этот великолепный образец ювелирного искусства открывает серию трех ожерелий, которые находились на дальнейших слоях.
Также было обнаружено гибкое ожерелье Нехбет, изображающее богиню Нехебт - грифа с распростертыми
крыльями. Туловище грифа монолитное,
украшенное разноцветной смальтой, глаза
и клюв инкрустированы обсидианом. В лапах
знаки вечности. Птица-гриф связывалась
также в иероглифике со знаком "мать". Распростертые крылья составлены из
256 золотых пластинок, инкрустированных
разноцветной смальтой, имитирующей бирюзу,
красную яшму и лазурит. Пластинки соединены нитью через небольшие петельки
и расположены в несколько рядов, разделенных
золотыми бусинками. Также пластинки гравированы
с обратной стороны. Этот роскошный воротник имел магическое
защитное значение. Противовес в виде
цветка также инкрустирован разноцветной
смальтой.
Ожерелье Небти.
Говард Картер пишет в книге: «На упомянутом ожерелье лежал чистый лист папируса, а под ожерельем, посредине груди, - другое ожерелье в виде сокола: из чеканного листового золота, подобное найденному в первой группе на плечах. На обеих сторонах его, параллельно правой и левой руке, находилось по небольшому золотому амулету в форме узла неизвестного назначения. Справа и слева от нижней части груди лежали три золотых браслета, два из них замыкались большими бочкообразными бусами из лазурита и сердолика, третий - эмблемой в виде «ока Гора», сделанной из железа. Это была вторая из трех находок столь редкого и имеющего такое большое, я бы сказал историческое, значение металла. Из него была сделана описанная выше подставка для головы «урс» и только что упомянутая эмблема «удж» на браслете, а третью находку, имеющую особенно важное значение. Картер пишет: «Здесь же мы видим несомненное доказательство применения в Египте этого столь необходимого металла, обладание которым, по словам Рэскина, играло и играет такую огромную роль «в природе, в политике и в искусстве».
На 11-12 слоях украшений на мумии были обнаружены следующие юелирные украшения.
Подвеска состоит из
жуков Хепер, поддерживающих диски (средний - луны,
два - солнца). Под жуками знак "неб".
Нижняя часть, в свою очередь, заканчивается
подвесками в форме цветов и бутонов лотоса.
Жуки и розетки из лазурита, маленькие
бутоны маргариток и лотоса из карнеола,
цветы инкрустированы разноцветной смальтой.
Цепочка из мелких бус. |
Пектораль из жуков Хепер.
Картер пишет: «Жуки здесь, несомненно, имеют мистическую связь с солнечными и лунными дисками, которые мы видим в их передних лапках. В религиозных текстах скарабей обычно ассоциируется с диском. По всей вероятности, лунный диск, в данном случае шар, появляющийся из лунного полумесяца, символизирует бога Тота, олицетворяющего месяц. Оба диска в значительной степени были связаны с древнейшими источниками египетской мифологии. И независимо от религии, бытующей в той или иной период, культ солнца, скрываясь под новой оболочкой, всегда оставался основным не только в отношении живущих, но и в еще большей степени в отношении умерших. В «Книге мертвых» (гл. XV) мы читаем: «О ты, сияющий диск, подымающийся каждый день на горизонте, да озаришь ты лицо Осириса, который поклонится тебе на рассвете и умилостивит на закате». Эти образцы ювелирного искусства отражают вершину развития прикладного искусства XVIII династии - сюжеты природы и символика орнамента сочетаются, лаская глаз и привлекая внимание. В этом отношении до известной степени показателен стиль выполнения жуков. При всей условности трактовки воспроизводится каждая существенная деталь насекомого и его особенно бросающиеся в глаза черты: выступающие спереди рожки и оболочка крылышек намеренно подчеркнуты; на щите, то есть завершении широкой плоской головки, видны зубчики, расположенные полукругом; дугообразные передние лапы с наружной стороны оканчиваются пятью крепкими когтями и подобно четырем длинным и тонким задним лапкам резко выступают наружу; последняя пара, слегка дугообразная, заканчивается острыми клещами».
Золотая подвеска в виде коршуна Нехебт.
Золотая фигура коршуна с опущенными
крыльями, украшенная инкрустацией из
лазурита, карнеола, сердолика и цветной
смальты. На оборотной стороне картуш
с именем Тутанхамона. Цепочка подвески
состоит из золотых и лазуритовых пластинок,
нанизанных на нити, окаймленных мелкими
бусами из золота и голубой смальты. Застежка
цепочки из двух золотых фигурок соколов,
украшенных лазуритом, полевым шпатом,
ониксом, сердоликом и цветной пастой
в технике перегородчатой эмали и инкрустирована
разноцветным стеклом.
Пектораль в виде глаза «удж».
Пектораль представляет собой глаз «удж» с геральдически оформленным уреем Буто спереди и коршуном Нехебт позади. Оборотная сторона его покрыта изящной чеканкой по золоту, а внизу имеются инкрустации лазуритом и каким-то неизвестным камнем бледно-зеленого цвета, напоминающим эпидот. Пектораль в виде глаза из золота, инкрустирован лазуритом, светло-зелёным камнем и разноцветным стеклом.
Пектораль в виде солнечного сокола из золота.
Тело птицы прорезной работы. Пектораль полумесяца и лунного диска из золота, инкрустированный разноцветным стеклом.
Подвеска со скарабеем.
Подвеска, составленная из фигуры скарабея, трех вертикальных пластинок, солнечного диска и знака "неб" ("владыка"), воспроизводит имя фараона (Небхепрура). Скарабей и солнечный диск помещены на лунном серпе из лазурита на золотой основе. Остальные части подвески богато инкрустированы лазуритом, сердоликом и цветной смальтой. Скарабей подвешивался к золотой цепочке, оканчивающейся тремя массивными золотыми подвесками. Две из них в форме цветов лотоса. Третья, наиболее массивная, несет на себе картуш фараона с двумя уреями по сторонам. Этот пектораль задуман так, чтобы воплотить игру слов, связанную с царским именем: крылатый скарабей держит в передних лапках лунный диск и полумесяц, а в задних лапках - детерминатив множественного числа (три вертикальных штриха) и иероглиф «хеб» (праздник). Таким образом, вместо Небхепрура (тронное имя Тутанхамона) получается Хепрухебиах (праздник воплощений луны)».
Особенности всех этих пекторалей свидетельствуют о том, что они, несомненно, были личными украшениями фараона.
Невозможно пропустить великолепные браслеты, расположенные на обеих предплечьях мумии фараона. Картер пишет: «Оба предплечья от локтей до запястий украшены великолепными браслетами, семь штук надеты на правую руку, а шесть - на левую. Они причудливо составлены из скарабеев и ажурных пластинок из карнеола чудесной ювелирной работы. Одни снабжены гибкими обручами из бус, другие - геометрическим орнаментом или узором из цветов с инкрустациями из полудрагоценных камней и многоцветного стекла. Судя по диаметру, они были рассчитаны на очень маленькую руку. Ни один из них не имел характерных особенностей погребальных украшений; очевидно, они когда-то использовались в повседневной жизни».
Золотой кинжал.
На мумии Тутанхамона
были обнаружены два кинжала - один
с золотым клинком, заткнутый за пояс, другой
с железным клинком, находившийся у правого
бедра фараона. Оба они по своей форме
относятся к кинжалам, появившимся в Египте
в начале XVIII династии.
Рукоятка золотого кинжала украшена полосами
из золотой зерни и цветным узором из камней
и смальты, выполненным в технике перегородчатой
эмали. На вершине рукоятки - золотая пластина-накладка
с именем фараона. В верхней части - схематическое
изображение птицы с распростертыми крыльями,
а в нижней - орнамент из золотой нити в
виде спирали и витой веревочки. Лезвие
украшено продольными желобками, заканчивающимися
пальметкой и орнаментальным гравированным
пояском над ней. Золотой кинжал был вложен
в изящные ножны. Одна сторона их (с петлями
для прикрепления к поясу) украшена вертикально
расположенными фигурами животных в "летящем
галопе", на которых нападают охотничьи
собаки. В нижней части этой стороны ножен
помещен элегантный цветочный орнамент,
а вверху, над пояском со спиральным орнаментом
- иероглифическая надпись: "Благой
бог, владыка силы, Небхепрура, которому
дана жизнь". Вторая сторона ножен покрыта
орнаментом в технике перегородчатой
эмали, имитирующим перья. В верхней ее
части - поясок из пальметок, а в нижней
- головка шакала в фас.
М. Э. Матье указывала, что такое изображение
животных в египетском искусстве появилось
после знакомства египтян с произведениями
искусства Эгейского мира и Передней Азии.
Г. Картер видел в стиле исполнения кинжала
влияние искусства стран Средиземноморья,
но считал его изделием египетского мастера.
Характер орнамента, трактовка фигуры
птицы с распростертыми крыльями иные,
чем в египетских образцах, позволяют
предположить, что золотой кинжал является
иноземным изделием, выполненным специально
для фараона.
Второй кинжал с железным клинком, но с
рукояткой, подобной рукоятке золотого
кинжала, увенчанной горным хрусталем,
тоже никак не может быть признан египетским
изделием. О подарках фараонам железных
кинжалов с золотыми рукоятками, украшенными
драгоценными камнями, рассказывают письма
митаннийского царя Тушраты из Эль-Амарнского
архива.
Информация о работе Ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона