Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 20:59, реферат
славянское язычество — совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. В данном реферате рассматривается славянская мифология до принятия славянскими народами христианства.
1 Введение
2 реконструирование славянской мифологии
3 Формирование славянского язычества
4 Религия древних славян
- реконструирование понятий
5 Пантеон князя Владимира
- Перун
Происхождение имени
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИЕТ»
Язычество Древней Руси
Верхний пантеон богов
Реферат по курсу «Основы филологии»
Гуськова Анастасия Михайловна
студентка 1 курса
филологического факультета
направление: «Прикладная филология»
Лучинская Елена Николаевна
Кафедра общего и славяно-русского языкознания
Краснодар
2013
Содержание
1 Введение
2 реконструирование славянской мифологии
3 Формирование славянского язычества
4 Религия древних славян
- реконструирование понятий
5 Пантеон князя Владимира
- Перун
Происхождение имени
атрибуты
-Хорс
этимология имени
-Даждьбог
этимология
- Стрибог
этимология
- Симаргл
Этимология имени
функции божества
появление Симаргла в древнерусском пантеоне
- Мокошь
Упоминание в русских летописях
функции божества
6 Другие боги Древней Руси
-Велес, Волос
Функция божества
-Сварожич
Происхождение имени
Введение.
славянское язычество — совокупность мифологических во
По отношению к мифологии и религии славян употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией: слово «язык» означало, в том числе и «отдельный народ, племя». Нестор-летописец, рассказывая об истории славян, придерживался мнения, что все славяне произошли от общности славянских племён: «Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю <…> От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест на которых осели… И так разошёлся славянский язык…». Таким образом, слово «язычество» в ряде случаев используется не для описания политеизма как такового, но и в узком смысле как синоним политеизма славян.
Источники сведений
Учёные реконструируют славянскую мифологию по различным источникам.
Во-первых, это письменные источники.
Тексты византийских авторов VI
Все эти тексты не содержат каких-либо
целостных изложений мифологии или отдельных мифов.
В любом случае следует помнить, что это
не изложение самих мифов, а пересказ их
понимания современниками-иноверцами.
Во-вторых, письменные источники XV—XVII веков и фоль
Более достоверны, но и более трудночитаемы археолог
Важными оказываются сведения языкознания,
сравнительного религиоведения и изучения
мифологических сюжетов у других
народов. Помимо всемирного авторитета
в этой области Дж.
Дж. Фрэзера, можно назвать С. А. Токарева, В. Н.
Формирование славянского язычества
Славянская мифология и религия
В первой половине I
тысячелетия н. э. на религию славян оказали
значительное влияние кельты и
степное ираноязычное население (скифы, сарматы и аланы
Очень близки были верования славян и балтов.
Это касается таких божеств, как Перун
(Перкунас), Велес
и, возможно, других. Немало общего также
с германо-скандинавской
мифологией: мотив мирового
древа, наличие драконов и
прочее.
Религия древних славян
О религии древних славян почти
ничего не известно, так как праславянская
общность располагалась вдали от
центров цивилизации. Узнать какие-то
факты о мифологии и религии
древних славян можно лишь при
помощи мифолого-лингвистических
Единственным убедительно
Вообще в распоряжении учёных крайне
мало сведений о мифологии древних
славян, особенно же это касается времён
общеславянского единства. Это объясняется
многими факторами, и прежде всего —
отсутствием развитой письменности и
удалённостью от основных центров цивилизации.
Одним из первых письменных описаний религии
древних славян является описание византийского историка Прокопи
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один из богов[14], творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
— Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга VII (книга III Войны с готами)
Один из важнейших источников по славянской языческой мифологии — это летописный рассказ о так называемой «языческой реформе» князя Владимира Святославича, когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств:
И начал княжить Владимир
в Киеве один, и поставил идолы
на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми
усами, Хорса (и) Дажьбога,Стри |
Существует огромное количество
интерпретаций данного
Сутью языческой реформы
Владимира исследователи
По мнению И. Я. Фроянова, основной изъян языческой реформы Владимира заключался в верховенстве Перуна над остальными богами, что вылилось в религиозное насилие «Русской земли» над подвластными ей племенами, вызвавшее их сопротивление.
Боги восточных славян
Пантеон князя Владимира
Перун — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в
Славянская этимология имени Перун достаточно очевидна.
Оно происходит от глагола «ударять, бить» и суффикса деятеля -unъ (ср. бег
Атрибуты Перуна
Перун, как считается, ассоциировался с возвышенностями — к примеру, его идолы, по данным летописей, стояли на холмах. Есть и лингвистические причины для такой привязки, к которым, однако, следует относиться внимательно, поскольку они могут быть позднейшим сближением по созвучию двух совершенно разных корней.
Одним из важнейших атрибутов Перуна был дуб. Интересно, что в славянских языках не сохранилось индоевропейское название дуба. Оно было табуировано, что ещё раз подверждает сакральность дуба для славян.
Константин VII Багрянородный (сер. X века) оставил описание ритуала, связанного с дубом, производившегося на острове Хортица, на пути из варяг в греки. В данном случае речь идёт не столько о славянах, сколько о «русах» — скандинавах, перенявших славянские обычаи:
На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай.
У южных славян известно поклонение Илье-пророку на холмах с дубравами.
В грамоте галицкого князя Льва Даниловича 1302 года, в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб как одна из границ: «…а отъ той горы до Перунова Дуба горѣ склонъ».
Свидетельствуют о культе дубов
и данные археологии. Б. А. Рыбаков пише
Дважды наука обогатилась
Цветок Перуна — ирис германский
Из цветов Перуну, видимо, принадлежал ирис. Этот вывод делается на том основании, что южнославянские народы называют ирис германский перуника, наряду с богиша«Божий цветок».
Оружием Перуна были палица, топор, камни и «громовые стрелы», или Перуновы Камни. Славяне считали, что ископаемые моллюски-белемниты, или древние каменные орудия — топоры, наконечники стрел и копий, которые время от времени находили при обработке пашни, или при строительстве — это «громовые стрелы» Перуна, уходящие в землю при ударе молнии и со временем выходящие на поверхность. Этим артефактам придавались магические свойства, например — они могли исцелять болезни. Данные представления о «громовых стрелках» сохранялись в народе вплоть до недавнего времени. О палице, как атрибуте идола Перуна и драк в его честь в Новгороде, упоминает летопись (см. выше).
Важным атрибутом Перуна считался и топор. С данным фактом связываются многочисленные амулеты-«топорики», находимые археологами на древнерусских землях и связываемые с дружинной средой (ведь Перун — покровитель князя и дружины). Считается, что амулеты-«топорики» выдавались отрокам во время постригов, и сначала носились ими как обереги, а по мере входа в дружину — как престижный символ принадлежности к ней.
Из дней недели Перуну был несомненно
посвящён четверг.
Об этом свидетельствует, во-первых, индоевропейская
традиция, связывающая с богом-Громовержцем
именно этот день недели (ср. нем. Donnerstag «день Дон
Информация о работе Язычество Древней Руси Верхний пантеон богов