Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 22:11, реферат
Знания об аутентичных японских садах, как ни странно очень скудны и, к сожалению, не систематизированы, носят клиповый, отрывочный характер. Иногда приходится убеждаться в том, что наши представления о предмете грешат довольно большой односторонностью. От более близкого знакомства с японскими садами часто удерживает экзотика философских смыслов, заключенных в них. И, как правило, труднее всего воспринимается мысль о том, что далеко не все японские сады и не все его элементы наполнены символами, совершенно чуждыми западному восприятию.
Введение………………………………………………………………………………….стр.2
История японских садов………………………………………………………………...стр.3-4
Типы японских садов. Их свойства и применение……………………………………стр.4-13
Современный японский сад……………………………………………………………стр.13-14
Заключение………………………………………………………………………………стр.14
Список источников……………………………………………………………………..стр.15
Элементы традиционного чайного сада.
Матиаи.
Если родзи не разделён на внутренний и внешний, то матиаи представляет собой место, где гости, вошедшие в сад из хакамацукэ, ждут приглашения хозяина. Если родзи разделён, то и матиаи две – внешняя скамейка и внутренняя, где гости ждут начала чайной церемонии. Матиаи – это не просто скамейка, а небольшая трёхстенная конструкция с навесом, где лежат круглые циновки, поднос с курительными принадлежностями и т. п., а иногда делается и вешалка. Матиаи устраивается поодаль от хакамацукэ, причём туалет может либо примыкать к нему, либо стоять отдельно. Если территория маленькая, лучше использовать туалет главного дома.
Колодец.
Издавна для чайной церемонии была важна вода, поэтому в родзи копался колодец. О значении воды можно судить по тому, что часто павильон строился после поисков места, где можно было бы получить воду высокого качества. «Сруб» колодца выкладывался из плоских камней, и к нему подводилась дорожка из тобииси. Рядом устанавливались камни для черпанья воды и для бадьи. Колодец накрывался крышкой, сплетённой из бамбука с помощью пальмовых верёвок. В наше время, конечно, удобнее брать воду из водопровода, но лучше, по возможности, сделать колодец и брать воду именно из него.
Внутренние ворота, накакугури.
Внутренние ворота расположены на границе между внешним и внутренним родзи, и хозяин встречает гостей, стоя с их внутренней стороны. Эти ворота делаются двустворчатыми или подъёмными, типа жалюзи. Между двумя родзи может устанавливаться также накакугури – преграда в виде стенки с небольшим проёмом, перед и за которой положены «камень гостя» и «камень для перелезания». Эта своеобразная калитка, как и нидзиригути – низкий вход в чайный павильон, через которые можно пролезть, только согнувшись, были сделаны специально, чтобы уравнять гостей разных сословий, ибо перед такими проходами должен был склониться как простолюдин, так и князь. Гость попадает через накакугури во внутренний родзи, ополаскивает руки и рот у цукубаи и через нидзиригути попадает в чайную комнату, но в случае большого расстояния между входом в родзи и павильоном на этом промежутке располагаются и внутренние ворота, и накакугури. Предполагается, что тогда гость сможет сохранить до нидзиригути настрой на чайную комнату, полученный им во время пролезания в накакугури. Можно сказать также, что благодаря наличию таких функционально сходных элементов, как накакугури и нидзиригути осмысляется взаимосвязь пространства родзи и чайного павильона. Конструкция ворот и форма накакугури может быть различной и подбирается в соответствии с обликом сада.
Фонарь.
Основной функцией фонаря является освещение, но и другая его функция, заключающаяся в дополнении пейзажа родзи, имеет немаловажное значение. Более того, с появлением электрического освещения фонарь обычно выполняет чисто декоративные задачи.
В старинных руководствах рекомендуется устанавливать фонари в каких-нибудь двух местах, расположенных у накакугури, скамейки, нидзиригути, цукубаи или подставки для мечей, которая тоже может иметься в чайном саду. Но такое место может быть и одно, и три – в зависимости от вида родзи. Однако рядом цукубаи его ставить весьма желательно, если не из практических, то из эстетических соображений. Это ключевое место сада, которое трудно пропустить.
Что касается материала, то почти все фонари делаются из камня, хотя в зависимости от пейзажа они могут быть и деревянными, и металлическими, поставленными на каменный цоколь или деревянную раму.
Форм фонарей тоже существует довольно много, и выбираются они в соответствии с назначением, местом установки, чтобы фонарь органично вписывался в ландшафт и выглядел в нём естественно.
Ограда.
Она отделяет внутренний сад от внешнего или основной сад от родзи и, кроме того, выполняет важную декоративную функцию. Существует много видов оград и много способов их изготовления. Чаще всего применяются бамбуковые ограды, и первая среди них – решётчатая. Она больше всего подходит для мест, где необходимо выявить очарование простоты, таких, как граница между двумя родзи. Высота такой ограды равна примерно 120 см.
Деревья.
Виды деревьев для каждого случая подбираются отдельно, но главное – следует избегать неестественного выбора, когда, скажем, дерево, живущее в глубине гор, сажает-ся рядом с водой. Кроме того, следует заботиться о том, чтобы деревья не заслоняли друг друга и не выстраивались в ряд. Существует также правило, согласно которому нежелательна посадка цветущих деревьев, таких, как слива, вишня и т. п., чтобы родзи не был излишне ярок. Так или иначе, важно дорожить естественностью и всё делать в соответствии с духом ваби-саби.
Сад камней.
Основные принципы использования камней.
1. Камни – объект поклонения. Камни всегда были связаны с жизнью людей независимо от части света, но представления о них в разных районах земли не всегда совпадали. Во многих странах Запада камень в больших количествах использовался для строительных работ, но в Японии камень для этих целей использовался редко. Он играл особую роль в культовой практике, где он одухотворялся, становился объектом веры и эстетического наслаждения естественной красотой, не меняющейся с калейдоскопической скоростью. Объектом поклонения могли стать не просто камни, целые скалы, которые сплошь увешивались симэнава – ритуальными соломенными верёвками с вплетёнными в них полосками бумаги. Такие огромные камни считались местом обитания божества, а не просто минералами. Отголосок культового значения камней сохранился в расстановках сухих пейзажей более позднего времени. Например, можно установить камни в саду такими способами, как «Гора Хорай», «Гора Сюми» (гора Сумэру), «Три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха). При расстановке «Гора Хорай» посреди водоёма ставится один большой камень, символизирующий эту гору. Гора Сюми изображается расстановкой из группы сурового вида камней в центре водоёма или на искусственной горке. «Три драгоценности» тоже является расстановкой, основанной на буддистских представлениях. Используются также постановки, основанные на народных поверьях и мифологических сюжетах, такие, как «Остров журавля» и «Остров черепахи». Все эти расстановки продолжают существовать и в наше время. На их основе создаётся всё больше типов островов, причём «Остров журавля» предпочитают формировать, сажая на нём деревце, что чрезвычайно оживляет вид. (рис.2)
2. Выбор камней.
Форма.
На форму внимание обращается прежде всего. Камни лучше использовать в группах, тогда даже при наличии в форме одного из них дефекта, в целом возникает гармония. Однако для пейзажных камней, которыми любуются по отдельности, выбор подходящей формы чрезвычайно важен. При выборе камня необходимо также учитывать характер места, где этот камень будет установлен.
Естественный характер камня.
Камни, обретшие свой облик в результате долгого пребывания под ветром и дождём, размытые течением или волнами лучше подходят для сада, чем камни со свежими сколами, обнажающими их структуру. Часть камня, выступающая из земли и подвергающаяся климатическому воздействию, окисляются, мелкие включения растворяются, камень стирается. Острые углы исчезают, и тогда он выражает покой. Обычно любят замшелые камни и, вообще, камни, имеющие старый вид.
3. Баланс при расположении камней.
Место и способ установки камней меняются в зависимости от цели, преследуемой при разбивке сада, поэтому нельзя сказать, что то, что хорошо в одном месте, наверняка подойдёт и в другом. Но в любом случае для сохранения динамики и баланса следует избегать фронтальных композиций. Это относится также и к камням для водопадов, и к тем, что устанавливаются рядом цукубаи. У водоёмов и потоков камни часто устанавливаются в ключевых точках. В случае моделирования с помощью камней гор и островов, важным моментом обычно является сбалансированное распределение камней, осуществляемое при отсутствии горизонтальной симметрии.
4. Количество расставляемых камней.
Общей основой расстановки камней является использование их нечётного числа, т. е. три, пять и семь, хотя могут составляться и два камня. В Японии любят нечётность, поскольку число 753 считается счастливым. В принципе, камней может быть сколько угодно, но, как правило, они составляются группами из двух-трёх штук или берётся просто один камень. Например, расстановка пяти камней может состоять из групп 2-2-1 или 3-2, из семи камней – 3-2-2 или 2-3-2. При этом расстановка не должна обладать горизонтальной симметрией.
5. Запрещённые расположения камней.
Плохо устанавливать рядом камни одинаковой высоты. Не ставятся рядом камни одинаковой формы и объёма. Не используются вместе горные, речные и морские камни. Не составляются камни из разных цветов. Кисэй (сила духа, дух) камней не должна работать в разных направлениях. Нельзя игнорировать включения.
Избегают расположения камней на одной линии параллельно постройке.
Камни не располагают на одной линии по вертикали. (рис.3)При создании композиций из камней необходимо использовать основной композиционный приём, всегда применяемый при планировке японского сада. Он заключается в том, что любые композиционно связанные объекты сада должны образовывать воображаемый разносторонний треугольник. Во многом именно благодаря этому приёму японский сад, даже самый абстрактный, вызывает ощущение некоей скрытой внутренней энергии, сдерживаемой динамики. Для сада камней простейший случай такой композиции – группа из трёх камней, вершины которых, соединённые друг с другом, образуют треугольник. В более сложных случаях в одной или нескольких вершинах могут находиться группы камней, связанные своими внутренними треугольниками. В случае группы из двух элементов одна из вершин остаётся пустой, но эта пустота должна быть обыграна так, чтобы третий элемент там как бы подразумевался, сохраняя баланс композиции.
Среди садовых камней есть горизонтальные, плоские, вертикальные, наклонные, ступенчатые. Есть угловатые и округлые камни. При расстановке они группируются определённым образом, но способы установки каждого отдельного камня, в принципе, одни и те же, только круглые камни и камни в форме игрального кубика в расстановках не используются.
При установке камня, прежде всего, необходимо, чтобы возникало чувство устойчивости. Камни, которые выглядят валяющимися или опрокинутыми, не годятся. Чрезвычайно устойчивы камни, закопанные в землю. Считается хорошим способ, при котором камень закапывается наполовину или на две трети, но на это требуется особое настроение, поэтому, как правило, закапываемая часть незначительна. Если основные правила установки выполнены верно, камень выглядит устойчиво. Когда в земле тянутся корни, и есть опасность их обрыва, важнее думать не об устойчивости камня, пропадающей из-за плохого контакта с землёй, а скорее о том, чтобы камень был поменьше и полегче. Лучше, чтобы подземная часть камня имела форму, позволяющую сохранить эти корни. Даже если камень особенно ценный, и хочется, чтобы он выглядел большим и высоким, всё равно возникает неприятное ощущение от мысли о повреждённых корнях. Камни, найденные стоящими вертикально в естественных условиях, обычно устанавливаются вертикально и в садах. Существует и наклонная установка, но и при ней камень не должен казаться падающим. Для выражения силы и движения, как правило, применяется ступенчатая расстановка. В случае обрыва корней или наличия дефекта у камня лучше посадить траву или кустарник, скрыв эти недостатки. Труднее всего правильно установить главный камень, остальные же как бы починяются его воле, составляя вместе с ним гармоничную композицию. Главный камень, который, как правило, является и самым большим, обычно располагают на заднем плане, чтобы он не действовал на зрителя подавляюще и не отвлекал на себя всё внимание. Правда, бывают случаи, когда для увеличения глубины сада пользуются обратной перспективой, располагая на переднем плане крупные объекты, но этим методом надо пользоваться с большой осторожностью.
Песчаные узоры.
Не исключено, что началом создания рисунков, называемых «песчаные узоры» или «след метлы», послужил красивый вид двора после его уборки. Наверное, беспорядочным следам подметания стали придавать вид узора, чтобы они выглядели прилично. С давних времён служители синтоистских храмов вызывали ощущение чистоты, посыпая площадки белым гравием или мелкой щебёнкой. То же делали и в эпоху Хэйан, посыпая белым гравием широкий двор перед святилищем и дно водоёма. Однако белый гравий хорош не всегда, на солнечных участках он утомляет глаза, а вот на северных участках, в тенистых садах и т.п. белый песок или гравий создаёт ощущение освещённости. Если нужно, чтобы от площадки исходило чувство покоя, лучше использовать коричневый или другие тёмные тона. Этот приём применяется в сухих садах и в настоящее время, причём при создании узоров, безусловно, привлекают, прежде всего, образы, связанные с водой, такие, как морские волны и речные потоки. Узор из прямых линий обычно символизирует стоячую воду, из волнистых – проточную, а концентрические окружности – волны, бьющиеся о берег острова.
Узор наносится с помощью специальных тяжёлых грабель, форму зубьев которых можно менять в зависимости от создаваемого узора. Узор выбирается не только исходя из личных пристрастий. Необходимо, чтобы он гармонировал с остальными элементами сада и, при необходимости, нёс функциональную нагрузку. Например, линии, расположенные горизонтально по отношению к точке обзора, уводят взгляд в глубину и способствуют зрительному расширению пространства.
Мощёные дорожки.
В качестве материала для мощения дорожек используются обработанные природные камни, кирпичи, различные изделия из бетона и др., но в любом случае должен присутствовать декоративный узор, образуемый камнями. В случае камней неправильной формы ширина швов между ними неодинакова. При использовании округлых камней в местах, где сходятся три камня, могут образоваться свободные промежутки треугольной формы. Когда промежутки слишком велики, возникает ощущение пропуска, и если заполнять эти промежутки мелкими камнями как попало, вид будет весьма неприглядный.
При любой форме камней, неправильной или обработанной симметрично, в садах в японском стиле нежелательны четыре шва, сходящиеся в одной точке. Укладку надо производить так, чтобы при составлении камней не образовывались четырёхугольники. При этом длинная ось каждого камня должна быть перпендикулярна направлению дорожки. Ширина шва различается в зависимости от размеров материала и окончательной отделки, но плохо и когда он слишком узок, и когда слишком широк. Например, для кирпичей подходит ширина около 10 мм. В случае больших камней зазоры делаются широкими, и можно, заполнив их землёй, посадить туда траву и цветы. Кроме того, впечатление, создаваемое дорожкой, зависит и от глубины шва. Если материал толстый, лучше делать глубокий шов. При тонких камнях, укладываемых с использованием строительного раствора, он должен быть достаточен для заполнения раствором. При всей прелести дорожек из естественных камней они неровны, и ходить по ним трудно. Дорожки же, составленные из плоских обработанных камней – это и классика, и современность, поэтому они с успехом используются в наше время.(рис.5)
Тобииси.
В японских садах существует вид дорожек, укладываемых особым образом из отдельных камней. Эти камни называются тобииси – «взлетающие камни». Очевидно, они названы так потому, что могут довольно сильно, до 8 см, возвышаться над поверхностью земли. В отличие от мощёных дорожек, основной целью которых является обеспечение удобства передвижения, дорожки из тобииси в значительно большей степени служат эстетическим целям. Боле того, зачастую они сознательно делаются неудобными для быстрой ходьбы. Поэтому чаще всего дорожки такого типа создаются в чайных садах с их неспешной, спокойной, медитативной атмосферой. Великий мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю, фактически определивший её ритуал, полагал, что дорожка из тобииси только на 60% должна служить практическим целям, а на 40% - эстетическим. Другой же мастер, Фурута Орибэ, считал, что эстетическая нагрузка должна быть основной. По тобииси посетитель идёт, внимательно глядя под ноги, пока не дойдёт до обзорного камня большей величины. Дойдя до него, посетитель останавливается, поднимает голову и замирает, очарованный чудесным видом или особой деталью сада, на которую хотел обратить его внимание хозяин. Если сад достаточно большой и дорожка разветвляется, то хозяин может управлять движением посетителя с помощью сэкимори иси («камень – страж»). Это небольшой, 8 – 10 см в диаметре камушек, красиво перевязанный чёрной верёвкой и закрывающий проход по дорожке, в начале которой лежит. Всё это служит для того, чтобы доставить посетителю наибольшее эстетическое удовольствие и настроить на чайную церемонию. Благодаря своим эстетическим достоинствам тобииси стали использоваться не только в чайных садах. В садах, не рассчитанных на прогулки по ним, такие дорожки могут быть чисто декоративными или служить садовнику для ухода за растениями. Там, где тобииси предназначены, всё-таки, прежде всего для хождения, они могут подвергаться обработке, придающей им более удобную форму, поскольку найти много естественных камней, удобных для хождения, довольно сложно. Могут использоваться и искусственные тонированные камни. Лучше, если с помощью тонирования создаётся впечатление старого камня. Размеры тобииси определяются удобством ходьбы и составляют обычно 40 – 60 см. Обзорные камни несколько больше.