Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 01:02, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы. Досуговое пространство для детей и подростков - сфера, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития. Досуг - это зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей и подростков в контактах. Досуговая деятельность детей и подростков как социально-педагогическое явление признана важной сферой их жизнедеятельности, способствующей восстановлению психофизических сил. Нестабильность общества в целом, кризис привычных норм и ценностей в жизни людей, устранение государства от проблем отдыха подрастающего поколения, дифференциация населения по материальным возможностям создали значительные трудности в достойной организации досуга детей.
Содержание
Введение Глава 1. Научно-теоретические основы организации досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста в семье § 1. Сущность досуговой деятельности § 2. Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников § 3. Виды досуговой деятельности младших дошкольников, методы ее организации § 4. Семья как ведущий фактор в организации досуга младших дошкольников Заключение Список литературы
Глава 1. Научно-теоретические
основы организации досуговой деятельности
ребенка дошкольного возраста в семье
§ 1. Сущность
досуговой деятельности
§ 2. Особенности
организации досуговой деятельности младших
дошкольников
§ 3. Виды досуговой
деятельности младших дошкольников, методы
ее организации
§ 4. Семья как
ведущий фактор в организации досуга младших
дошкольников
Заключение
Список литературы
Введение
Досуг - свободное время от основной
деятельности, которым человек распоряжается
по собственному усмотрению. Неумение
содержательно и с пользой для себя и окружающих
организовать досуг - показатель низкой
культуры человека. С другой стороны, интересный
досуг - средство всестороннего развития
личности человека.
Актуальность темы. Досуговое пространство для детей и подростков
- сфера, в которой особенно ярко раскрываются
его естественные потребности, специфика
интересов и уровень культурного развития.
Досуг - это зона основного общения, удовлетворяющая
потребности детей и подростков в контактах.
Досуговая деятельность детей и подростков
как социально-педагогическое явление
признана важной сферой их жизнедеятельности,
способствующей восстановлению психофизических
сил. Нестабильность общества в целом,
кризис привычных норм и ценностей в жизни
людей, устранение государства от проблем
отдыха подрастающего поколения, дифференциация
населения по материальным возможностям
создали значительные трудности в достойной
организации досуга детей.
Важную роль в организации досуговой
деятельности детей играют родители, семья
в целом. Культурный уровень родителей
определяет уровень культурного развития
детей, их желания и интересы, что в значительной
мере влияет на организацию досуговой
деятельности.
Но в современном обществе, родители
чаще заняты карьерой, чем своими детьми,
что является причиной "брошенности"
детей. Ребенка оставляют в лучшем случае
у бабушек, или нанимают специализированный
персонал. Но это не приводит ни к чему
хорошему. В обоих случаях "сиделки"
не смогут заменить родителей: в первом
случае, несмотря на то, что ребенок хорошо
знаком с бабушкой, разница в два поколения,
устаревшие методы воспитания могут повлиять
на успешную социализацию в обществе;
оставляя же ребенка с гувернанткой, родители
рискуют нанести ему серьезную психологическую
травму (незнакомый человек).
К сожалению, родители вовремя
не понимают всей серьезности данной проблемы.
И в будущем это приводит к возникновению
чувства вины перед своими детьми, и внутренней
обиды на родителей.
Тема детского досуга широко
освещена в исследованиях отечественных
педагогов и психологов: H. A. Ветлугиной,
Н.К. Крупской, Б.Т. Лихачева, A. C. Макаренко,
Н.П. Сакулиной, В.А. Сухомлинского, СТ.
Шацкого и др. Но роль семьи в организации
досуговой деятельности ребенка остается
малоисследованной, что вызывает потребность
в изучении данной сферы.
Объект исследования: Досуговая
деятельность детей младшего дошкольного
возраста.
Предмет исследования: Роль
семьи в организации досуговой деятельности
ребенка младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление
роли семьи в организации досуговой деятельности
ребенка
Задачи:
.Проанализировать литературу
по проблеме исследования.
2.Рассмотреть особенности
организации досуговой деятельности
детей младшего дошкольного возраста.
.Выявить специфику организации
досуговой деятельности ребенка
младшего дошкольного возраста.
.Рассмотреть виды и
способы организации досуговой
деятельности младших дошкольников.
.Выявить потенциал семьи
в организации досуговой деятельности
младших дошкольников.
досуг младший школьник семья
Глава
1. Научно-теоретические основы организации
досуговой деятельности ребенка дошкольного
возраста в семье
§ 1. Сущность
досуговой деятельности
Досуг - часть внерабочего времени,
которая остаётся у человека после исполнения
непреложных непроизводственных обязанностей
(передвижение на работу и с работы, сон,
приём пищи и др. виды бытового самообслуживания).
[14]
Проблема досуга остро встала
во время первоначальной стадии развития
капитализма. Следствием длительного
рабочего дня было почти полное отсутствие
досуга у низших классов общества. Одержимость
производством, конкуренция, отсутствие
правового регулирования навязывали ритм
труда, не оставлявший времени для досуга
- ведь едва хватало времени даже на психологический
отдых. К тому же неоспоримым результатом
разделения труда, монотонности производственных
задач стало разрушительное воздействие
такого труда на человеческую психику.
Тогда досуг становится необходимым, существенно
важным для восстановления душевного
равновесия людей, пытающихся, как это
показал Фрейд, в проведении досуга реализовать
ту сторону личности, которая не находит
себе применения в профессиональном труде.
Некоторые социологи даже пришли к выводу,
что досуг должен заменить труд на пути
расцвета человеческой личности, в том
смысле, что те виды деятельности, которые
раньше рассматривались как вторичные,
могут стать первостепенными.
Досуг - это не обязательно отдых;
он может представлять собой активную
деятельность. Но речь идет о свободной
и неоплачиваемой деятельности, представляющей
собой просто средство самовыражения
человеческой личности. [16]
Раз досуг - деятельность, то
это означает, что он не пустое времяпровождение,
не простое бездельничанье по принципу: что
хочу, то и делаю. Это деятельность, осуществляемая
в русле определенных интересов и целей,
которые ставит перед собой человек.
В настоящее время в рамках социологических,
социально-психологических и индивидуально-психологических
исследований принято вычленять активные
и пассивные формы проведения досуга.
В первом случае - это деятельностные разновидности
досуга.
Во втором случае - это пассивное
потребление различных культурных мероприятий
и - особенно во второй половине 20 в. - потребление
продукции средств массовой коммуникации.
Деятельность, входящую в сферу
досуга, можно условно разделить на несколько
взаимосвязанных групп.
.учёба и самообразование
в широком смысле слова;
2.различные формы любительской
и общественной деятельности;
.общение с другими людьми;
.пассивный отдых.
Таким образом, исходя из данного
разделения, можно выделить множество
форм организации досуговой деятельности.
Например, первая группа представляет
собой различные формы индивидуального
и коллективного освоения культуры: посещение
публично-зрелищных мероприятий и музеев,
чтение книг и периодики, слушание радио
и просмотр телевизионных передач, пользование
ресурсами Интернет и т.д.
Ко второй группе можно отнести
формы самодеятельных занятий и увлечений
(фотография, рисование, пение, танцы и
др.), физкультура и спорт, туризм и экскурсии
и т.д.
Третья группа включает в себя
различные занятия и игры с детьми, товарищеские
встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха
и т.д.).
В подходах к пониманию сущности
досуга до сих пор нет полного единства.
Долгое время как зарубежные, так и отечественные
специалисты тесно связывали и чуть ли
не отождествляли свободное время с досугом.
Условно исследовательские
подходы можно разделить на три группы.
Представители первой (в основном, экономисты)
рассматривают свободное время как часть
нерабочего времени, связанного преимущественно
с расширенным воспроизводством рабочей
силы в эпоху НТР. поэтому в определениях
они исходили из потребностей производства
и Роли свободного времени в повышении
культурно-технического уровня. А он является
важнейшим фактором повышения производительности
труда.
Вторая группа (этнографы, психологи
и педагоги) акцентируют внимание на всестороннем
развитии человека. А свободное время
сводят к нерабочему и предназначают его
для отдыха и физического развития трудящихся:
этнография учитывает свободное
время при рассмотрении характеристики
людей и традиций;
психология изучает субъективное
отношение людей к свободному времени;
педагогика связывает с ним
вопросы воспитания.
Таким образом, содержательные
характеристики отражают экономические,
специальные, физические и социально-психологические
характеристики.
Третью группу представляют
философы. Гегель характеризовал естественно
- возрастной процесс и последовательность
его состояний с предпочитаемыми формами
досуга.
В диалектической концепции
К. Маркса свободное время предстает как
сфера свободной деятельности, "не определяемой
подобно труду под давлением той внешней
цели. осуществление которой является
естественной необходимостью или социальной
обязанностью". К признакам рабочего
времени Маркс относил также технологическую
и юридическую их регламентацию.
Маркс определил досуг как "последовательный
процесс восстановления человеческих
сил и их развитие", а свободное время
как время, "представляющее собой досуг,
так и время для более возвышенной деятельности."
Из этих определений вытекают
два методологических принципа:
I. В основе понятийного
смысла термина "досуг" лежит
понятие "свободного времени"
как пространства досуга
II. Введение уровней досуга
- от развлечения до игры "творческих
сил". [2]
Сегодня в энциклопедиях и справочниках досуг и свободное
время" между собой уравнивают.
В Толковом словаре живого великорусского
языка" В.И. Даль дает характеристику
человеку в условиях досуга как досужий -
умеющий, способный к делу, ловкий, искусный.
До начала XX века понятие "досуг"
означало достижение, способность, возможность
человека проявить себя в свободное время
от работы время. [15]
Большая советская Энциклопедия
дает такое определение: Досуг - часть внерабочего
времени, остающегося у человека за вычетом
непреложных, необходимых затрат. [14]
Энциклопедия социологии определяет
досуг как систему различных видов человеческой
деятельности, ориентированная на реализацию
разнообразных потребностей людей и осуществляемая
в свободное время индивида. Проведение
досуга способствует как процессам рекреации
человека, так и удовлетворению его потребностей
в межличностном общении и различных развлечениях.
[18]
Под досугом современного человека
подразумевается время, которое свободно
от необходимого труда в сфере общественного
производства, а так же от воспроизводства
человеком своих жизненных функций в рамках
домашнего хозяйства и социальных отношений
[1].
Исходя из данных подходов к
пониманию досуговой деятельности, можно
выделить основные функции досуга:
.функции восстановления
сил человека, поглощаемых сферой
труда и иных непреложных занятий;
2.функции духовного (идейного,
культурного, эстетического и т.п.)
и физического развития человека.
Вторая принимает все большее
значение.
Существует много разнообразных
типологий современного досуга. Наиболее
значительные из них: деление досуга на
деятельный; ежедневный, еженедельный,
отпускной, праздничный; домашний и внедомашний;
индивидуально организованный и коллективно
- организованный.
Таким образом, можно говорить
о деятельном, временном делении досуга,
типе досуга в зависимости от места проведения,
а так же в зависимости от количества принимаемых
в нем участие людей.
Обобщая вышесказанное, можно
сделать следующие выводы:
.Не существует единого
подхода к пониманию сущности
досуга. В современности существует
3 группы исследовательских подходов:
экономический, психолого-педагогический
и философский.
2.В рамках социологических,
социально-психологических и индивидуально-психологических
исследований существуют активные
и пассивные формы проведения
досуга.
.Досуг имеет две основные
функции: функция восстановления
сил и функция духовного и
физического развития.
.Среди множество разнообразных
типологий досуга наиболее значительными
являются разделение досуга в
зависимости от вида деятельности,
времени проведения, места проведения
и количества принимаемых участие
людей.
§ 2. Особенности
организации досуговой деятельности младших
дошкольников
Дошкольное детство - один из
самых важных этапов жизни ребенка, в значительной
мере определяющий все его последующее
развитие. На протяжении этого периода
идет интенсивное развитие и созревание
всех систем и функций детского организма
Обычно выделяют младший (3 -
4 года), средний (4 - 5 лет) и старший (5 - 7
лет) дошкольный возраст.
На границе раннего детства
и младшего дошкольного возраста принципиально
меняется характер совместной деятельности
ребенка и взрослого: ребенок уже способен
к определенной доле самостоятельности
и испытывает острую потребность в реализации
этой новой способности. Удовлетворение
потребности в самостоятельности, предполагающее
изменение всей сложившейся к этому времени
системы отношений взрослого и ребенка,
снимает негативные симптомы периода
перехода от раннего детства к дошкольному.
В дошкольном возрасте мотивы
и желания ребенка начинают образовывать
систему, в которой выделяются более и
менее значимые. Ребенок переходит от
импульсивного, ситуативного поведения
к личностному, опосредованному представлениями
или образами. Образ поведения и результата
действия становится его регулятором
и выступает в качестве образца.
При преобладании наглядно-действенных
и наглядно-образных форм мышления, в дошкольном
возрасте закладываются основы логического
мышления, смысловой памяти, произвольного
внимания, совершенствуется координация
психических функций. Средний дошкольный
возраст - пик эмоционального развития
ребенка, расцвета воображения и творческих
форм детской деятельности.
В дошкольном возрасте маленькие
дети приобретают способность формировать
реальные лингвистически грамотные понятия.
Они начинают осознавать, что им по силам,
а что - нет. Ребенок пытается обобщить
свой опыт. Его рассуждения из ассоциативных
постепенно превращаются в логические.