Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 01:02, курсовая работа
Актуальность темы. Досуговое пространство для детей и подростков - сфера, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития. Досуг - это зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей и подростков в контактах. Досуговая деятельность детей и подростков как социально-педагогическое явление признана важной сферой их жизнедеятельности, способствующей восстановлению психофизических сил. Нестабильность общества в целом, кризис привычных норм и ценностей в жизни людей, устранение государства от проблем отдыха подрастающего поколения, дифференциация населения по материальным возможностям создали значительные трудности в достойной организации досуга детей.
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы организации досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста в семье
§ 1. Сущность досуговой деятельности
§ 2. Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников
§ 3. Виды досуговой деятельности младших дошкольников, методы ее организации
§ 4. Семья как ведущий фактор в организации досуга младших дошкольников
Заключение
Список литературы
• оказание помощи в реализации предусмотренных законодательными актами льгот на период пребывания военнослужащего в Вооруженных Силах;
• разъяснительная работа в форме лекций, бесед, диспутов, вечеров, встреч для формирования и развития нравственных, эстетических, правовых и других качеств.
При работе с семьями военнослужащих, проходящих службу по контракту, необходимо выделить две основные категории: жены военнослужащих и дети. Причем требование дифференцированного подхода обязывает вычленять еще и разновидности: работающие женщины и домохозяйки, молодые матери и матери взрослых детей, жены-военнослужащие и невоеннослужащие, дети дошкольного, младшего и старшего школьного возраста; учитывать разницу в запросах, интересах, уровне подготовки; обеспечивать комплексное решение всех воспитательных задач.
За последнее время значительно возрос образовательный и интеллектуальный уровень членов семей военнослужащих, их культурный кругозор. Следовательно, и работа с ними должна отвечать возросшим запросам, применяемые формы, методы и средства воспитания также должны заинтересовывать людей, вызывать живой отклик, давать ответы на животрепещущие вопросы, активно воздействовать на их умы и сердца. И для этого необходима постоянная и кропотливая работа по воспитанию всех членов семей военнослужащих.
В соответствии с требованиями руководящих документов воспитательной работой с семьями военнослужащих должны заниматься все категории командиров и начальников при самом деятельном участии женских советов, широкого женского актива, но фактически эта работа ложится на плечи офицеров-воспитателей и в первую очередь рот, батарей.
В работе с семьями военнослужащих важную роль играет согласованная работа с домами офицеров и клубами. Они постоянно содействуют всестороннему развитию творческих способностей членов семей военнослужащих, повышению их служебной и общественной активности, культурного уровня и образования. Всю работу с членами семей военнослужащих они осуществляют совместно с женскими советами.
Женские советы должны оказывать помощь офицерам-воспитателям в деле воспитания членов семей военнослужащих, приобщения их к активному участию в общественной жизни и трудовой деятельности, а также в проведении мероприятий с личным составом подразделений (совместные празднования государственных праздников, торжественное приведение к военной присяге, годовые праздники воинской части, торжественное вручение личному составу вооружения и боевой техники, проводы военнослужащих, уволенных в запас).
Работа женских советов строится на основе инициативы семей военнослужащих с учетом условий жизни воинских частей, в тесной связи со школами, культурно-досуговыми и дошкольными учреждениями, учебными заведениями, спортивными организациями, детскими комнатами милиции, а также социально-психологическими службами помощи семье. Среди основных ее форм: лектории, беседы, совместное чаепитие семей с многолетним стажем и молодых семей, обмен опытом семейной жизни.
Работа с семьями военнослужащих – процесс сложный и многогранный, он осуществляется творчески, непрерывно, с учетом требований конкретной обстановки. Действенность таких воспитательных мероприятий зависит от их содержания и уровня организации, совершенства форм и методов, от того, насколько они отвечают реальным условиям и запросам семей.
Осуществляя такую работу, офицеры призваны прежде всего решать задачи формирования качеств воина, необходимых ему для сознательного восприятия гражданского долга и своих обязанностей. Вместе с тем они стремятся охватить своим влиянием всех женщин, вовлечь их в жизнь части, подразделения.
Всегда актуально трудовое воспитание детей. И дело не только в том, чтобы с малых лет прививать им определенные трудовые навыки. Важна также информация о ратных успехах отца, ответственности и сложности его служебных обязанностей, о трудовых достижениях матери, содержании и смысле ее работы. Семьи, дети должны по возможности побывать и на танкодроме, и на летном поле, и на корабле, и на предприятии, и т. п. Именно здесь может родиться глубокое понимание и гордость за труд отца, за то уважение, которое оказывают ему начальники, товарищи, подчиненные.
Одна из важнейших задач работы с членами семей военнослужащих – их нравственное воспитание, сущность которого сводится к формированию у них нравственных убеждений, готовности и способности сознательно подчинять свои личные интересы общественным, активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, поведения, характеризующегося единством слова и дела.
Подобная воспитательная деятельность имеет непреходящее значение и влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих, на их ратный труд.
Жены военнослужащих должны понимать ответственность, сложность, напряженность ратного труда мужей, делать все необходимое для создания такого нравственно-психологического климата в семье, при котором снимаются перегрузки, уходит усталость, нервное напряжение. Поэтому в деятельности офицеров, командиров и воспитателей важное место занимает разъяснение членам семей военнослужащих их задач, вытекающих из особенностей жизни коллектива, где служит их муж, отец, необходимости создания обстановки, способствующей укреплению семей и повышению эффективности служебной деятельности военнослужащих.
Особое место при этом отводится целенаправленной оборонно-массовой работе, популяризации среди членов семей военнослужащих физической культуры и спорта, привлечению их к активному участию в спортивно-массовых и туристических мероприятиях.
Очень важно, чтобы жены военных обладали выдержкой, мужеством.
Большое значение в деятельности офицеров имеет вовлечение членов семей военнослужащих в работу по благоустройству подразделений, военных городков, улиц и дворов, оказания помощи в оборудовании бытовых комнат, комнат досуга, отдыха, спальных помещений и комнат гостиничного типа.
Также надо всесторонне изучать и удовлетворять потребности семей и их запросы. Это оказание или ходатайство перед вышестоящим командованием помощи женам военнослужащих в трудоустройстве, внимательное и заботливое отношение со стороны должностных лиц.
Следует принимать участие в воспитании детей военнослужащих, профессиональной ориентации учащихся с учетом использования близлежащих учебных заведений, предприятий. Необходимы пропаганда педагогических знаний среди родителей и проведение оздоровительных кампаний с детьми, для чего используют формы и средства, наиболее отвечающие конкретным условиям.
При организации воспитания семей военнослужащих важно учитывать характер и условия служебной деятельности контрактников, так как они существенно сказываются на формах и методах работы с их семьями.
Быт и отношения в семьях военнослужащих во многом зависят от организации и проведения их досуга. Командиры, офицеры-воспитатели, женские советы (группы, ячейки) должны оказывать постоянное влияние на организуемые для семей мероприятия: коллективные посещения театров и кино, экскурсии, поездки за город, семейные вечера отдыха, походы в лес и т. д. Они заботятся о том, чтобы содержание таких мероприятий непосредственно служило делу укрепления семьи.
Работа коллективов художественной самодеятельности должна быть постоянной с активным вовлечением жен военнослужащих. Долг офицеров-воспитателей возглавить эту работу и создать такие условия, чтобы желающие могли принимать живое участие в концертах художественной самодеятельности.
В работе с семьями военнослужащих важное место занимают вопросы воспитания детей. Как неоднократно говорил известный педагог А. С. Макаренко, это самая важная область жизни. Наши дети – это граждане страны, ее защитники. Они будут творить историю. Организуя эту работу, важно добиваться, чтобы офицеры, прапорщики, мичманы и их жены глубоко знали и понимали основы воспитания, образования и обучения детей, свою ответственность за формирование у них необходимых качеств.
Обучение и воспитание детей военнослужащих должны периодически обсуждаться на собраниях родителей, общих собраниях военнослужащих по контракту и членов их семей.
Необходимо эффективно и умело использовать помощь женского совета части, гарнизона.
В женские советы избираются наиболее авторитетные и инициативные общественницы, жены военнослужащих по контракту.
Опыт свидетельствует о том, что там, где офицеры-воспитатели по-деловому контактируют с женсоветами, лучше поставлена работа с семьями военнослужащих, крепче моральная атмосфера в коллективах военнослужащих по контракту, выше успехи в боевой и общественно-государственной подготовке.
Наряду с женсоветами в частях может создаваться служба психологической диагностики и педагогической помощи семьям военнослужащих. Она комплектуется офицерами, гражданскими лицами, обладающими специальными психологическими, социально-педагогическими, медицинскими и юридическими знаниями. Эти специалисты занимаются изучением морально-психологического состояния членов семей и созданием условий благоприятного нравственно-психологического климата в семьях. Формы такой работы разнообразны: психотерапия, психологические тренинги, психоразгрузка, снятие усталости и нервного напряжения, прием посетителей, консультации и др. Поэтому тесная связь с этими службами – прямая обязанность офицера.
6.1.6. Особенности
осуществления воспитательной
Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, будучи специфическим объектом воспитательного воздействия, выполняет важнейшие задачи по поддержанию боевой готовности подразделений и обеспечению их деятельности в сложных условиях реформирования армии. Разработанные на основе федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и соответствующих нормативных правовых актов Министерства обороны, должностные регламенты четко определяют должностные обязанности и права гражданского персонала.
Согласно приказам министра обороны Российской Федерации 1997 г. № 455 и 2006 г. № 430, утверждено положение об «Управлении труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Ими определен механизм руководства и контроля работы по реализации государственной политики в области трудовых отношений в Вооруженных Силах, организации, нормирования, оплаты и охраны туда, прохождения государственной службы, предоставления льгот, гарантий и компенсаций гражданскому персоналу.
Система педагогического взаимодействия военнослужащих и гражданского персонала должна быть построена по следующим направлениям:
• разъяснение роли гражданского персонала в выполнении задач, стоящих перед подразделениями;
• мобилизация гражданского персонала на проявление активно-действенного отношения к выполняемым повседневным задачам;
• создание условий, стимулирующих профессиональную деятельность и ответственность гражданского персонала за полноту и качество выполнения возложенных на него служебных обязанностей.
Система педагогического взаимодействия военнослужащих с гражданским персоналом включает:
• создание социальных и правовых условий для выполнения гражданским персоналом своих функциональных обязанностей, соблюдения и реализации всех правовых и социальных гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством, приказами министра обороны, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации;
• организацию и осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления в целях решения социальных и правовых проблем, с которыми сталкивается гражданский персонал;
• правовое просвещение гражданского персонала, членов их семей, оперативное социальное и правовое консультирование и помощь;
• разъяснение прав и обязанностей в мирное и военное время, формирование чувства личной ответственности за соблюдение законов, своевременное выполнение приказов и распоряжений командиров всех рангов;
• укрепление единоначалия, организованности, правопорядка и воинской дисциплины среди гражданского персонала.
Таким образом, следует отметить, что воспитательная работа с каждой категорией военнослужащих и гражданским персоналом должна планироваться и проводиться дифференцированно, на основе знаний и учета их особенностей, с дифференцированным применением принципов, методов, форм и средств воспитания.
Контрольные вопросы
1. Раскройте сущность и основные отличия различных категорий военнослужащих.
2. Охарактеризуйте сущность
и особенности воспитания
3. Раскройте особенности воспитания прапорщиков.
4. Раскройте содержание воспитания сержантов и солдат по контракту.
5. Какое содержание несет
в себе понятие «семейное
6. Каковы основные особенности
воспитания военнослужащих-
7. На что должна быть
направлена воспитательная
Рекомендуемая литература
Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение. 1988.
Военная психология и педагогика. М.: Совершенство, 1998.
Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: ВУ. 1995.
Игуменова Т. В. Оптимизация индивидуальной деятельности женского лидера в условиях военной службы: дис. …канд. пед. наук. М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 1996.
Основы военно-педагогических знаний. М.: ВПА, 1989.
Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004.
Рыков С. Л. Профессиональное воспитание военнослужащих-женщин: теория и практика. М.: ВУ, 2002.
Сластенин В. А., Исаев И. А., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2000.
Справочник офицера-воспитателя. М.: «За права военнослужащих», 2003.