Глава 2. Организация и методика эксперимента по воспитательной
84 работе школы с детьми из семей военнослужащих……………………..
§1. Анализ социально-педагогических проблем воспитания детей из
84 семей военнослужащих…………………………………………………..
§ 2. Экспериментальная программа воспитательной работы школы с 113
детьми из семей военнослужащих……………………………………….
§ 3. Сравнительный анализ эффективности результатов внедрения 132
экспериментальной программы воспитательной работы школы…….... 150
Заключение…………………………………………………………………… 154
Библиография………………………………………………………………… 171
Приложения…………………………………………………………………..
3
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования. В первые годы XXI века произошли
кардинальные изменения в тенденциях воспитания в России, связанные с
наметившимися позитивными изменениями в социально−экономическом,
политическом, социокультурном развитии российского общества.
Главной характеристикой воспитательной ситуации в России начала XXI
века можно считать ее стабилизацию. Восстанавливается утраченный в 90−е
годы XX века традиционный для российской культуры высокий смысл и
общественный статус воспитания. Наметилась тенденция подготовки
подрастающих поколений к жизненному самоопределению, формирование
позитивных личностных ориентаций. Проблемы, порожденные в кризисный
период 90−х годов прошлого века в этой области, вызвали глубинные процессы,
которые оказывают сильное противодействие новым позитивным изменениям.
Обновление моделей воспитательных систем является необходимым условием
становления современной системы образования.
Школа и семья – это два социальных института, от согласованных
действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Между
тем, взаимодействие семьи и школы, учителей и родителей не всегда является
плодотворным в воспитании детей. С явной очевидностью просматриваются три
основных типа отношений, а значит, и три основные тактики взаимодействия
школы и родителей, когда родители полностью, всецело понимают и
принимают школу, в другом случае родители нейтрально, а порой и
равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной
позицией родителей, и даже наличие ситуации неприязненных, конфликтных,
противоречивых отношений родителей и школы.
В любой из данных ситуаций школа обязана помочь родителям, выступив
для них психолого-педагогическим и социально-культурным центром.
Процесс взаимодействия школы и семьи, учителей и родителей раскрыт в
трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а на современном
этапе исследуются Л.В. Байбородовой, В.С. Васильевым, Г.К. Веденеевой, В.А.
4 Караковским, И.С. Клемантович, Н.С. Лейтес, Е.Н. Степановым, Г.Ф.
Суворовой, Л.М. Фридманом и др. Психологические аспекты проблемы взаимодействия семейного и
школьного социумов нашли своё отражение в работах как отечественных
(С.К.Вершловский, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.Л. Махлин, Л.А. Петровская,
А.С. Спиваковская, Д.И. Фельдштейн), так и зарубежных (А. Маслоу, Е.
Мелибруда) психологов. Сущности и специфике взаимодействия школы и семьи, посвящены
фундаментальные труды В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Л.К. Гребенкиной,
И.В.Гребенникова, В.Н. Гурова, Н.В. Жокиной, Л.И. Маленковой, В.А.
Сластенина. Исследованием военного социума занимались А.Н. Харитонов,
К.В. Баразенко, В.Н. Соловьев и другие. Однако следует отметить, что проблема воспитательной работы школы с
детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного
гарнизона, пока не имеет достаточного количества исследований, в которых
была бы раскрыта теория, обоснованы пути и средства позитивного решения
этой проблемы. С учетом актуальности и недостаточной разработанности этой проблемы
нами была выбрана тема исследования "Особенности организации
воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих,
проживающих в условиях военного гарнизона".
Объект исследования: воспитательная система школы.
Предмет исследования: воспитательная работа школы с детьми из семей
военнослужащих, проживающих в военном гарнизоне.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить эффективность модели системы «семья – школа» воспитания детей
из семей военнослужащих. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвинуты
следующие задачи: 5 1. Выявить особенности воспитательной работы школы с детьми из
семей военнослужащих на основе анализа психолого-педагогической
литературы. 2. Раскрыть сущность понятия «воспитательная система».
3. Изучить основные социальные, психолого-педагогические
характеристики военного социума как условий воспитания детей.
4. Разработать модель и программу функционирования системы «семья –
школа» в воспитании детей военнослужащих.
5. Исследовать педагогический потенциал школы и семьи в процессе их
взаимодействия, направленного на формирование личности школьника из
семьи военнослужащих. Гипотеза исследования: воспитательная работа школы с детьми из семей
военнослужащих в условиях военного гарнизона будет эффективной, если:
- будет разработана модель системы воспитания «семья – школа»,
учитывающая особенности социума военного гарнизона, включающая
содержание и структуру взаимодействия школы и семьи;
- определены особенности воспитания в семьях военнослужащих;
- выявлены особенности педагогической работы школ с семьями
военнослужащих. Методологическую основу исследования составляют гуманистический,
культурологический и аксиологический подходы в образовании, в рамках
которых человек рассматривается как высшая ценность и цель общественного
развития; идеи о социальной, деятельностной и творческой сущности личности
и ее многофакторном развитии; принцип системности; принципы взаимосвязи
теории и практики; активности, развития, детерминизма, единства сознания и
деятельности; непрерывности и преемственности, системности, структурности
образования; личностно-деятельностного,
диалогического, творческого подходов к воспитанию и преобразованию педагогической действительности.
Теоретическую основу исследования составили психологические теории
личности как субъекта деятельности К.А.
Абульхановой-Славской, 6 Б.Г.Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова,
Л.С.Выготского, М.С.Кагана, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Л.Рубин-
штейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Е. Эльконина и др.
Ведущими для нас стали концепции гуманизации педагогического об-
разования В.П. Бездухова, Р. Бернса, В.И. Горовой, В.Н. Гурова, В.А.
Караковского, И.Б. Котовой, В.М. Короткова, Ю.Н. Кулюткина, И.А.
Малашихиной, В.Г. Онушкина, Ю.Н. Петрова, В.А.Сластенина, Е.Н.Шиянова и
др., личностно-ориентированного и диалогического подходов к организации
педагогического процесса Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, В.И. Данильчука,
М.В.Кларина, В.А.Петровского, Ф.Ф. Фрадкина и др.,
педагогики сотрудничества А.А. Захаренко, Ф.Ф. Брюховецкого, С.Л. Соловейчика, В.А.
Сухомлинского, В.А. Караковского, Т.А. Ильиной.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался
комплекс общенаучных и педагогических методов:
- методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-
сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, моделирования,
обобщения опыта); - опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа,
тестирование); - обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение);
- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный
педагогический эксперимент); - количественной и качественной оценки полученных результатов
(компьютерная обработка данных, их оформление в виде диаграмм, таблиц,
схем). Организация, база и этапы исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась с 2001 по 2005 гг. на базе
муниципального образовательного учреждения гимназии № 9 г. Буденновска
Ставропольского края. Всего исследованием были охвачены 338 семей
военнослужащих, в том числе 336 матерей, 324 отца и 545 детей, а также 42
7 педагога гимназии. Исследование проводилось в течение 4 лет и включало 3 этапа.
На первом этапе (2001-2002 гг.) изучалась и анализировалась психолого-
педагогическая литература по проблеме, массовый и передовой педагогический
опыт работы с семьёй. Полученный материал позволил сформулировать
рабочую гипотезу, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи,
объект и предмет исследования. На втором этапе (2002-2004 гг.) продолжался информационный научный
поиск на основе изучения литературы, углублялись теоретические положения,
разрабатывалась модель системы преемственности семьи и школы в воспитании
детей военнослужащих, проводилась экспериментальная работа на базе МОУ
гимназии № 9 г. Буденновска Ставропольского края.
На третьем этапе (2004-2005 гг.) проводилось теоретическое осмысление
эмпирических данных, их анализ и интерпретация, обобщение и систематизация
результатов экспериментальной работы,
формулировались выводы, оформлялись материалы опыта.
Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе
изучения новой эмпирической реальности
выявлены особенности воспитательной работы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в
условиях военного гарнизона, впервые разработана модель и программа
функционирования системы «семья – школа» в воспитании детей
военнослужащих, изучены основные социальные и психолого-педагогические
характеристики военного социума как условий воспитания детей.
Теоретическая значимость состоит в том, что получены данные, дающие
более глубокие знания о влиянии специфики военного социума на содержание и
организацию воспитательной работы школы с детьми