Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:41, реферат
Цель работы – раскрыть на конкретной государственной деятельности процесс отхода от либеральных реформ главного реформатора первой четверти XIX в. императора Александра I.
I. Введение……………………………………………………………………… 3
II.Глава. Жизнь и деятельность Александра I .............................................. 4
2.1. Социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX в. 4
2.2 Поиск путей либерального реформирования страны …………………. 7
2.3. Второй этап внутренней политики Александра I: от либерализма к
реакции ……………………………………………………………………... 22
III. Заключение ………………………………………………………………. 25
IV. Список литературы………………………………………………………. 27
Еще в середине 90-х
гг. вокруг Александра сложился небольшой
кружок единомышленников. Это были
В.П.Кочубей – племянник
«Дней Александровых прекрасное начало…» - знаменитые пушкинские строки о заре правления Александра Павловича. Мнение это разделяли многие современники. И это не удивительно. Достаточно перечислить первые (1801 г.) указы молодого императора, недвусмысленно указывающих на курс его царствования:
Александр I торжественно провозгласил, что в основе его политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. При каждом удобном случае Александр любил говорить о приоритете законности. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Эти заявления Александра I имели большой общественный резонанс, ибо идея "утверждения власти закона" занимала тогда первенствующее место в воззрениях представителей различных направлений общественной мысли.
Кроме «Негласного комитета»8, начиная с 1801 г. высшие посты занимали сторонники английского конституционализма: канцлер А. Р. Воронцов, его брат, долгое время прослуживший в Лондоне С. Р. Воронцов, адмиралы Н. С. Мордвинов и П.В.Чичагов, М. М. Сперанский. На их мировоззрение сильно повлияла Французская революция, поэтому опасались, что такие же потрясения может пережить и Россия, поэтому стремились постепенными реформами ее модернизировать.
Уже в первый год своего царствования Александр I без какого-либо указа или манифеста прекратил практику раздачи казенных крестьян в частные руки. Во время его коронации в сентябре 1801 г. не последовало таких раздач, на которые надеялись некоторые приближенные к императору лица и которые ранее обыкновенно проводились при коронациях императоров. Хотя в дальнейшем такая практика все же имела место.
20 февраля 1803 г. был
издан указ о вольных
В первое десятилетие царствования Александра I были изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение крепостного права. Так, указ 1801 г. запрещал публиковать объявления о продаже дворовых. Сама же практика их продажи не запрещалась. Указ 1808 г. запрещал продавать крестьян на ярмарках "в розницу", а указ 1809 г. отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь закрепощен. Крестьяне, незаконно записанные за помещиками, получили право возбуждать иски о предоставлении им свободы. Получали свободу крепостные крестьяне, вернувшиеся из Плена или из-за границы. Взятый по рекрутскому набору крестьянин также считался свободным и по окончании срока службы уже не мог быть возвращен к своему владельцу. Помещик по закону был обязан кормить своих крестьян в голодные годы. Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами.
Уступкой новым социально-
Более существенный характер носили преобразования в просвещении, печати, центральном управлении.
В 1803-1804 гг. была проведена реформа народного образования. Согласно указу 26 января 1803 г. "Об устройстве училищ" в основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ, с тем, чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую. Низшей, первой ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй - уездное трехклассное училище, третьей - шестиклассная гимназия в губернском городе. Высшей ступенью был университет. Было образовано шесть учебных округов, возглавляемых попечителями, которых назначал император. Однако попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе. По существу же всем учебным процессом в округах ведали университеты: они разрабатывали учебные программы и выпускали учебники, имели право назначать учителей в гимназии и училища своих округов. Помимо основанного в 1755 г. Московского университета в первые годы XIX в. были созданы еще пять: в 1802 г. Дерптский (ныне Тартуский), в 1803 г. Виленский, в 1804-1805 гг. Казанский и Харьковский университеты. В 1804 г. был основан Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет.
Изданный 5 ноября 1804 г. Устав университетов предоставлял им значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный университетский суд, невмешательство администрации в дела университетов.
При университетах учреждались
пансионы для подготовки к поступлению
в университет лиц, получивших домашнее
образование или же окончивших уездные
училища. К университетам приравнивались
привилегированные средние
9 июля 1804 г. был издан
Устав о цензуре, который
Ряд мер либерального характера был осуществлен в области конфессиональной политики. В 1801 г. Александр I заявил о соблюдении веротерпимости по отношению к не относящимся к православию конфессиям. Прекратились гонения старообрядцев и представителей других сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения власти. Довольно широкой свободой пользовались католичество, протестантизм, а также нехристианские религии - ислам, буддизм и др. В 1803 г. был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож. Это было время увлечения масонством. Масонами были все члены Негласного комитета, многие генералы (А.В.Суворов, М.И.Кутузов), дипломаты и министры (А.С.Грибоедов, М.М.Сперанский), будущие декабристы (.И.Пестель, Н.М.Муравьев, К.Ф.Рылеев)11. Масоны интересовались нравственно-религиозными вопросами, не преследовали никаких политических целей, вполне лояльно относились к правительству.
В 1801-1811 гг. было проведено преобразование органов центрального управления. 30 марта 1801 г. был учрежден Непременный (постоянный) совет - совещательный орган при императоре для обсуждения важнейших государственных вопросов. Он заменил собой прежний Совет при высочайшем дворе, собиравшийся от случая к случаю. Непременный совет состоял из 12 титулованных сановников, назначаемых императором. Однако этот Совет не играл серьезной роли в центральной администрации.
Был восстановлен Сенат как высший судебно-административный орган и "хранитель законов". В 1802 г. был издан указ о правах Сената, который объявлялся верховным органом в империи и сосредоточивал в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать "представления" по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам. Однако первая же попытка Сената возразить против царского указа 1803 г. о введении обязательной 12-летней службы дворян, не достигших офицерского чина (указ противоречил Жалованной грамоте дворянству 1785 г.), вызвала резкое недовольство императора, а Сенату было "разъяснено", что он может делать возражения лишь по ранее изданным законам, а не по настоящим и будущим.
В 1802-1811 гг., в два этапа, была проведена министерская реформа. Старые петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I, уже не отвечали усложнившимся задачам управления страной. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел (до 1832 г. оно еще сохраняло свое название - коллегия иностранных дел), юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. В отличие от коллегий министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным. Первыми министрами и товарищами министров были назначены как представители старой, екатерининской, знати (Г.Р. Державин, Н.С. Мордвинов, П.В. Завадовский и др.), так и новой, в том числе "молодые друзья" Александра I (Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, А. Чарторыйский, С.М. Воронцов, П.А. Строганов). Первоначально структура и функции министерств не были четко определены. Они были подробно разработаны в утвержденном царем 25 июня 1811 г. документе "Общее учреждение министерств", что знаменовало собой завершение министерской реформы.
Итак, на первом этапе реформ изменения в полной мере коснулись, пожалуй, только реформы образования. Мы можем говорить о появлении системы народного образования, позволившей не только создать широкий круг европейски образованного дворянства, но и способствовавшей распространению в его среде либеральных идей.
Остальные реформы, особенно касающиеся крестьян, имели половинчатый характер. Здесь интересы дворянства и либерализм императора совпадали лишь частично. И Александр I отступил. Наверное, в том, что Александр I пришел к власти через насильственное свержение Павла I в марте 1801 г., кроется причина невозможности реализации его либеральных планов по переустройству власти. Е.В.Анисимов и А.Б.Каменский утверждают: «…если бы Александр получил власть законным путем, руки у него были бы в достаточной степени развязаны. Теперь же он оказался в зависимости от тех, кто преступлением добыл ему трон и кто постоянно оказывал на него давление, напоминая о возможности нового переворота»12. Большинство представителей дворянства сопротивляется реформам, защищая свое экономическое благополучие, основанное на труде тысяч крепостных. Поэтому и получилось так, что основное внимание все-таки уделялось ценностям и интересам дворянства, «в котором, - как утверждает И.Н.Ионов, - видели главного представителя общества, народа. В этом была особенность просветительской идеологии, не замечающей «непросвещенные» массы крестьянства»13.
2.2.3. Реформы М.М. Сперанского
В годы второго этапа реформ (1808—1811) общественная ситуация значительно отличалась от первых лет царствования Александра I. В политической элите, в широких кругах дворянства уже складывалась оппозиция. Она отчетливо проявилась после заключения в Тильзите не только мира, но и союза с Наполеоном. Более широкие слои дворянства выражали недовольство в связи с материальными потерями в результате присоединения России к континентальной блокаде Англии.
Нарастание взаимного недоверия и открытой оппозиции создавало атмосферу, малоблагоприятную для преобразований. Задача разработки нового проекта конституции, тем не менее, была поручена императором М.Сперанскому. Александр сформулировал и основную идею плана. Проект “Введения к Уложению государственных законов” (1809) предусматривал разделение власти на три ветви в центральном и в местном управлении; введение европейских норм судопроизводства; расширение политических прав среднего сословия; ликвидацию крепостного состояния путем постепенного уравнения крестьян в правах с прочими сословиями.
Предложенный М.М.Сперанским комплекс реформ был и вполне последователен, и достаточно умозрителен. Он ориентировался на введение устоев политической и социальной жизни современной ему Европы, для которых в России начала XIX в. вряд ли созрели условия.
Информация о работе Жизнь и деятельность Александра I и положение России в начале XIX века