Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:22, курсовая работа
Альбер Камю родился в 1913 во французском Алжире. По окончании лицея Камю поступает на философско-исторический факультет местного университета. Завершая обучение в университете, пишет дипломную работу "Христианская метафизика и неоплатонизм". В студенческие годы вступает в коммунистическую партию, а в 1937 году из нее уходит. В конце 30-х годов появляются первые сборники его прозы; написан и отложен первый роман "Счастливая смерть", начата работа над философским эссе "Миф о Сизифе".
План работы…………………………………………………3
Несколько слов о писателе……………………………….4
Краткая хронология жизни и творчества А. Камю…………………………………………………………..5
Введение……………………………………………………..8
Влияние происхождения и окружающей среды
Альбера Камю на формирование его политических взглядов…………………………………………………….11
Отношения Камю к СССР: автокатастрофа могла
быть подстроена КГБ……………………………………..17
Библиография произведений, изданных на русском
языке……........................................................................19
Заключение………………………………………………....24
Список литературы………………………………………..25
Министерство образования и
науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Удмуртский государственный университет
Институт социальных коммуникаций
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «История зарубежной
литературы» по теме «Издание Альбера
Камю в СССР и РФ» для студентов
специальности «Издательское
Группа: 3Б-035000-11
Преподаватель: Ерохин А.В.
Ижевск 2012г.
Оглавление.
Оглавление………………………………………………….
План работы…………………………………………………
Несколько слов о писателе……………………………….4
Краткая хронология жизни и творчества А. Камю…………………………………………………………..5
Введение……………………………………………………..
Влияние происхождения и окружающей среды
Альбера Камю на формирование
его политических взглядов…………………………………………………….
Отношения Камю к СССР: автокатастрофа могла
быть подстроена КГБ……………………………………..17
Библиография произведений, изданных на русском
языке……......................
Заключение………………………………………………..
Список литературы…………………………………
План работы.
1. Несколько слов о писателе;
2. Вводная часть;
3. Влияние происхождения и окружающей среды Камю на формирование его политических взглядов;
4. Библиография произведений, изданных в России;
5. Анализ причин отсутствия переизданий Камю в советское время и наши дни.
6. Заключение.
Несколько слов о писателе.
1913 - 1960
Французский философ-экзистенциалист, писатель, драматург, один из основателей французского "атеистического" экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 г., агностик.
Краткая биография Альбера Камю
Альбер Камю родился в 1913 во французском Алжире. По окончании лицея Камю поступает на философско-исторический факультет местного университета. Завершая обучение в университете, пишет дипломную работу "Христианская метафизика и неоплатонизм". В студенческие годы вступает в коммунистическую партию, а в 1937 году из нее уходит. В конце 30-х годов появляются первые сборники его прозы; написан и отложен первый роман "Счастливая смерть", начата работа над философским эссе "Миф о Сизифе". В начале 1938 года Камю устраивается журналистом в газету "Республиканский Алжир. Работа в газете прекращается вскоре после начала второй мировой войны. Через знакомых он получает место в столичной газете "Пари-Суар" и впервые приезжает в Париж. Газета закрывается, и Камю возвращается в Алжир. В феврале 1941 года он заканчивает "Миф о Сизифе". В 1942 году писатель возвращается во Францию, вступает в подпольную группу "Комба", руководит газетой, где печатает "Письма немецкому другу". В годы войны выходят повесть "Посторонний" и эссе "Миф о Сизифе". В 1947 году выходит роман "Чума". Последнее и самое значительное философское произведение Камю - "Бунтующий человек", последний роман писателя - "Падение". В 1957 году Камю присуждается Нобелевская премия. 4 января 1960 года Камю погибает в результате автомобильной катастрофы.
Краткая хронология (основные даты) жизни и творчества Альбера Камю
Бумажный оригинал
*Камю А.* Изнанка и лицо: Сочинения. -- М.:
ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во
"Фолио", 1998. -- 864 с. (Серия "Антология
мысли"). С. 856--858.
------------------------------
1913, /7 ноября/ -- В Мондови (Алжир) родился
Альбер Камю.
1914 -- смерть отца, Люсьена Камю, после ранения
в битве на Марне.
1918 -- отдан в начальную школу в Белькуре
(Алжир).
1924 -- закончил начальную школу и получил
стипендию в Алжирском лицее.
1930 -- оставляет учебу из-за открывшегося
туберкулеза.
1931, /осень/ -- вернулся в последний класс
лицея. Знакомство с Жаном Гренье (1898--1972),
философом и эссеистом, в те годы преподававшим
философию и литературу. Занятия философией
под его руководством. С его сборником
эссе "Острова"
(1933) Камю связывал свое "второе рождение".
1932, /осень/ -- зачислен в Алжирский университет.
Занятия философией. По совету Гренье
Камю начинает писать (дневниковые записи,
записные книжки, эссе). Первые публикации
в лицейском
журнале "Юг". Влияние Жида, Достоевского,
Ницше.
1934 -- участник комитета Содействия международному
движению "Амстердам--Плейель" в защиту
культуры против фашизма.
1934, /лето/ -- зарегистрирован брак с Симоной
Гиэ, но вскоре произошел разрыв.
1935 -- знакомство с экзистенциалистскими
мыслителями (Кьеркегор, Шестов, Хайдеггер,
Ясперс).
1935, /осень/ -- По совету Гренье вступает
в алжирскую секцию французской коммунистической
партии. Ведет
пропагандистскую работу среди мусульман.
1936--1937 -- знакомство с идеями "бесполезного
служения" Монтерлана и "абсурдности
жизни" Мальро. Поездки по Франции, Центральной
Европе и Италии.
1936 -- приход к власти Народного Фронта.
Возглавляет Театр Труда. Играет Ивана
Карамазова в пьесе "Братья
Карамазовы".
1937 -- окончание университета. Дипломная
работа по философии "Христианская
метафизика и неоплатонизм". Собирается
продолжить изучение философии Плотина,
но не допущен по
состоянию здоровья к конкурсным экзаменам
на получение ученой степени по философии.
Академическая карьера
становится невозможной.
Возглавляет столичный Дом
компартии. Сборник эссе "Изнанка и
лицо".
1936--1938 -- работает над первым романом "Счастливая
смерть", но не публикует его. Он вышел
в свет в 1971 году, уже после смерти Камю,
благодаря вдове Камю Франсин.
1937--1938 -- написаны эссе, составившие "Брачный
пир".
1938--1939 -- рождение идеи Бунта как положительного
выражения идеи Абсурда.
1938 -- осуществляет литературное руководство
первым алжирским журналом "Побережье".
1938, /сентябрь/ -- знакомство с парижским
журналистом Паскалем Пиа, основавшим
в Алжире независимую левую газету "Альже
репюбликен". Обращение к публицистике.
1939, /январь/ -- пьеса "Калигула". Новая
редакция выйдет в 1944 году.
1939, /15 января/ -- Паскаль Пиа организовывает
газету "Суар репюбликен", Камю возглавляет
редакцию.
1939, /28 сентября/ -- военная цензура закрыла
газету "Альже репюбликен".
1939, /3 сентября/ -- начало войны во Франции.
Не призван в армию по состоянию здоровья.
1940, /10 января/ -- газета "Суар репюбликен"
запрещена. Камю становится в Алжире персоной
нон-грата.
1940, /февраль/ -- Камю перебирается в Оран
и вместе со своей будущей женой Франсин
Фор дает частные уроки.
1940, /март/ -- работает техническим редактором
газеты "Пари-суар" в Париже.
1940, /май/ -- закончен роман "Посторонний".
1940, /сентябрь/ -- редакция "Пари-суар"
переезжает в Лион.
1940, /декабрь/ -- женитьба на Франсин Фор.
Уволен из редакции "Пари-суар".
1941, /январь/ -- преподает французский язык
в частной школе в Оране.
1941, /21 февраля/ -- закончен "Миф о Сизифе".
1941 -- включается в ряды Сопротивления.
Работает в подпольной организации "Комба".
Работа над романом "Чума".
1942, /лето/ -- в оккупированном Париже выходит
в свет
"Посторонний".
1943 -- выходит в свет "Миф о Сизифе".
Печатается в левой газете "Комба".
Закончена пьеса "Недоразумение".
Ее окончательный и сильно измененный
вариант выйдет в 1958 году.
1943, /ноябрь/ -- поступил на работу в издательство
"Галлимар".
1944, /август/ -- восстание в Париже. Руководит
газетой "Комба".
1945 -- выходят в свет "Письма к немецкому
другу",публиковавшиеся во время войны
(1943--1944).
1947 -- уход из "Комба".
Выходит в свет "Чума".
1948 -- пьеса "Осадное положение".
1949 -- пьеса "Праведники".
1950 -- первая книга "Злободневных заметок".
1951 -- выход в свет "Человека бунтующего".
1953 -- вторая книга "Злободневных заметок".
1954 -- книга лирических эссе "Лето".
1956 -- повесть "Падение".
1957 -- сборник рассказов "Изгнание и
царство". Нобелевская премия по литературе
-- "за важность литературных произведений,
ставящих перед людьми с проницательной
серьезностью проблемы наших дней".
"Шведские речи". "Размышления
о гильотине".
1958 -- третья книга "Злободневных заметок".
1960, /4 января/ -- погиб в автомобильной катастрофе
вместе с Мишелем Галлимаром, сыном парижского
издателя Гастона Галлимара. В дорожной
сумке найдена черновая рукопись романа
"Первый человек", который после подготовки
к публикации дочерью Камю Катрин вышел
в 1994 году.
Введение.
Альбер Камю неоднократно повторял, что он не является философом.
Профессиональным философом он, действительно, не был, хотя получил философское образование и вполне мог бы стать профессором в каком-нибудь университете (этому, однако, помешала болезнь). Вряд ли от этого выиграли бы не только миллионы читателей его романов, но и сами философы – последние неоднократно указывали на отсутствие точных определений, понятийного анализа
в работах Камю, на нередкие неточности
в реконструкции воззрений
Со времен "Опытов" Монтеня, "Рассуждения о методе" Декарта, "Максим" Ларошфуко и "Мыслей" Паскаля во Франции, не прерываясь, существовала традиция философской эссеистики, обращенной не к цеху выпускников философских факультетов, а к любому образованному читателю. Кажется, первым
на принадлежность Камю к традиции французских "моралистов" указал Сартр в своей рецензии на "Миф о Сизифе" и "Постороннего". Французский моралист -
это не морализатор и даже не обязательно пишущий на темы этики мыслитель. Философия с древних времен ставила перед человеком задачу: "познай самого
себя", и предметом размышлений французских моралистов был прежде всего человек - его психология, характер, поведение в различных жизненных обстоятельствах. Философские размышления и художественные зарисовки
соединялись в афористичных формулировках, требующих от читателя не специальных научных знаний или овладения философской категориальной "техникой", а умения самостоятельно мыслить, сравнивать свой опыт с наблюдениями автора. Стихией этого жанра является ясность, очевидность. Из интуитивно постигнутых фундаментальных характеристик человеческой природы
выводятся житейские максимы: как должен жить и действовать индивид, обогатившийся предложенным ему пониманием удела человеческого. Философия
является учительницей жизни: полезных наук много, но нет познания более
важного.
Философия всегда
была близка художественной
является наследником именно этой традиции - все наиболее известные французские философы-экзистенциалисты были одновременно крупными писателями, драматургами, публицистами. Герои художественных произведений
становятся воплощением открытых философом основополагающих установок сознания. Иногда персонажи выступают как alter ego автора: так, в "Чуме" все
основные персонажи несут
излагает в своем дневнике те идеи, которые затем будут развиты в трактате "Бытие и ничто"; абсурдный мир "Мифа о Сизифе" является той атмосферой, в
которой живут герои повести "Посторонний", пьес "Недоразумение" и "Калигула". "Если хочешь стать философом - пиши романы",- заметил Камю еще в юные годы. Имелись превосходные образцы для подражания: Достоевский, Жид, Мальро. Правда, Камю хорошо понимал и опасность, которая подстерегает автора философских романов: в опубликованной в 1938 г. рецензии на "Тошноту"
он отмечает схематизм, известную ходульность образов. Камю удавалось избегать такого господства философской схемы над образной тканью романа,
хотя в некоторых его пьесах давление предзаданной идеи ощутимо. В любом случае, знакомясь с философскими опытами Камю, стоит перечитать его художественные произведения.
Философия, изложенная главным образом в романах и пьесах, предоставляет возможность для самых разнообразных трактовок, и Камю стал излюбленным
объектом литературоведческих и историко-философских диссертаций - поток их на Западе не оскудевает '. Для европейцев 40--50-х годов Камю был одним из
классиков экзистенциализма, его неизменно объединяли с Сартром, несмотря на некоторые различия даже в ранних философских произведениях и очевидные разногласия по политическим и философским вопросам в 50-е годы. Независимо от устремлений самих философов-экзистенциалистов, их идеи вошли в массовое
сознание как пессимистическое ("пантрагическое") учение об абсурдности человеческого существования. Свою роль сыграла мода, переложение достаточно сложных идей бойкими журналистами. К. Ясперс писал в 1951 г.: "Когда в Париже молодой человек эксцентрично одевается, позволяет себе свободу в эротических связях, не работает, проводит жизнь в кафе и произносит необычные фразы, то говорят, что он - экзистенциалист; полвека тому назад в
Берлине ведущего такую жизнь молодого человека назвали бы ницшеанцем. Но первый имеет так же мало общего с Сартром, как второй имел с Ницше. Они
читали этих философов, но их не понимали, ограничившись присвоением многозначных формулировок из их захватывающих трудов, при неумении
методически мыслить
* У нас в России о Камю написано не так уж много серьезных исследований. Наиболее важными являются работы С. И. Великовского "Грани несчастного сознания" (М., 1973) и "В поисках утраченного смысла" (М.,1979), а также книга Е. П. Кушкина "Альбер Камю. Ранние годы" (Л., 1982).
Влияние происхождения и окружающей среды Альбера Камю на формирование его политических взглядов.
Альбер Камю родился в 1913 году в небольшом городке Мондови во французском Алжире - с 30-х годов прошлого века происходило заселение алжирского побережья французскими переселенцами, а также выходцами из Испании, Италии, Греции. Ко времени рождения Камю в Алжире жило уже более миллиона pied-noires - "черноногих", как называли этих переселенцев в метрополии. Большинство из них вернется во Францию уже после смерти Камю и завершения национально-освободительной борьбы арабского населения. Конечно,
привилегии у европейского населения Алжира и Туниса имелись, но всех их в "колонизаторы" не запишешь. Камю родился в семье сельскохозяйственных рабочих; в самом начале первой мировой войны его отец, Люсьен Камю, погиб в битве на Марне. Как и многие другие "черноногие", мать была испанского происхождения, на что, кстати, неоднократно ссылался Камю, испытывавший постоянный интерес к Испании. Потеряв кормильца, семья - мать и двое сыновей - перебираются в город Алжир, столицу одноименного департамента. Мать устраивается работать прачкой, обстирывает господ, денег едва хватает для того, чтобы поднять на ноги сыновей. Старший брат Альбера, как то было обычным в рабочих семьях, рано начинает зарабатывать себе на хлеб. Младшему сыну было суждено выйти из своего круга, стать властителем дум, кумиром интеллектуалов. Для этого требовалось образование.