Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:27, контрольная работа
В истории России конца XIX - начале XX века фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета – таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности мощной государственной системы.
Введение
3
Исторический портрет П.А. Столыпина
4
1.1.Жизнь и деятельность П. А. Столыпина - противоречивые взгляды
4
1.2.Аграрный вопрос в деятельности
6
1.3.Рабочий вопрос
9
1.4.Национальная политика
10
1.5.Убийство Столыпина
12
2. Исторический портрет С. Ю. Витте
16
2.1.Становление личности
16
2.2.Реформы С.Ю.Витте
17
2.3.Политические воззрения Витте
25
Заключение
27
Список использованной литературы
Хотелось указать на то, что вопрос о денежной реформе (т.е. введение денежного обращения) был одним из наиболее сложных. Дело в том, что в финансовом комитете ни один из членов не знал, как проводить металлическую денежную реформу. Не было и сколько-нибудь толковых книг на русском языке на эту тему. Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах, с Севастопольской войны в течение нескольких десятков лет; все жившие в то время (в конце 80-тых годов) поколения не знали и не видели металлического обращения. Ни в университетах, ни в высших школах правильной теории денежного обращения не читалось, по крайней мере, не читались основы металлического денежного обращения, и не читались по той простой причине, что этого обращения не было в действительности, и по этому оно имело как бы скорее теоретический, а не практический характер.
Как вспоминает Витте: ”Многие из теоретиков и практиков, для которых преимущество металлического обращения над бумажным не составляло никакого вопроса, а являлось аксиомой, тем не менее колебались, когда дело шло о том, следует ли ввести денежное обращение, основанное только на одном золоте, или же может быть введено денежное обращение, основанное на серебре или же на совместном обращении денег двух металлов – как золота, так и серебра.” Не было единогласия между лицами, которые стояли за денежное обращение.
Экономическая программа
Витте со второй половины 90-х годов
приобретает все более
В своих выступлениях на
совещаниях и своих записках государю
Витте не раз показывал, что правительство
заботится о поместном
Совещание приложило массу усилий, совершенно, как оказалось, бесплодных и безуспешных, чтобы поддержать и восстановить прежнее положение высшего сословия. Витте не отказался от своей цели и неоднократно отстаивал свой курс на индустриализацию страны. В своих докладах он настойчиво убеждал царя строго придерживаться программы создания собственной национальной промышленности. Чтобы решить эту задачу, предлагалось, во-первых, продолжать политику протекционизма и, во-вторых, шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. Оба эти способа требовали определенных жертв, но конечная цель, по глубокому убеждению Витте, оправдывала эти средства.
Однако, то, что стало очевидным
для министра финансов, почти не
встретило сочувствия у участников
совещания. Чтобы решить программу
создания собственной промышленности,
Витте предлагал и убеждал
царя в 1899 и 1900 годах; во-первых, продолжать
политику протекционизма и, во-вторых,
шире привлекать в промышленность иностранные
капиталы. Оба эти способа требовали
определенных жертв, особенно со стороны
землевладельцев и сельских хозяев.
Но конечная цель, по убеждению Витте,
оправдывала эти средства. К этому
времени относится
Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В Российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х годов, с которыми совпала его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило 40% всех действующих к началу XX века предприятий, и было построено столько же железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружение которой Витте внес немалый личный вклад. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Но отставание от Запада и в абсолютных показателях, и особенно по душевному потреблению оставалось еще весьма значительным.
Вместе с тем следует отметить, что промышленная политика Витте была глубоко противоречива в своей основе, ибо он использовал для индустриального развития страны средства и условия, порожденные феодальной природой существовавшей в России системы государственного управления. Консерватизм системы Витте состоял и в том, что она на деле способствовала укреплению экономической базы реакционного абсолютистского режима.
Много внимания Витте уделял
подготовке кадров для промышленности
и торговли. При нем к 1900 году были
учреждены и оснащены оборудованием
3 политехнических института, 73 коммерческих
училища, учреждены или реорганизованы
несколько промышленно-
Менее успешной деятельность Витте была в сфере аграрного сектора экономики, хотя полностью возлагать вину за это на него, очевидно, нельзя. При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству он предпринял немало усилий по обеспечению помещиков средствами для реорганизации их хозяйств. Витте активизировал деятельность кредитных учреждений.
С.Ю. Витте понял, что тяжелое
экономическое положение
Разразившийся финансовый и промышленных кризис, неурожаи 1899 и 1901 годов, крупные крестьянские волнения 1902 года заставили Николая II создать ряд комиссий и совещаний по пересмотру крестьянского законодательства и выработке мер по подъему сельского хозяйства. Один из важнейших таких органов - Особое завещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902-1905 годы) и возглавил Витте. И опять свою программу ему пришлось разрабатывать и отстаивать в ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными кругами. Основные положения своей программы Витте изложил в “Записке по крестьянскому делу". В ней он утверждал, что главным тормозом развития деревни в настоящее время является правовое "неустройство" крестьян, их имущественная и общественная неполноправность, это крайне отрицательно сказывается на ведении ими личного хозяйства. Одним из важнейших таких депрессивных факторов являлась, по его мнению, община, сковывавшая крестьянскую предприимчивость, тормозившая рационализацию хозяйства.
Вместе с тем, излагая свою программу, Витте обязан был исходить из противоречивых установок Николая II (1903-1904 годы), согласно которым, с одной стороны, в основу трудов комиссии и совещания должен был быть положен принцип сохранения неприкосновенности общины, а с другой стороны - "изысканы способы к облегчению отдельным крестьянам выхода из общины". Неприкосновенность же общины Витте трактовал как запрещение любых способов насильственного воздействия на выход из общины, так и принудительного удержания в ней ее членов. В сословной обособленности надельного землевладения он видел лучший способ сохранения мелкой земельной собственности. Министр финансов полагал запрещение всех попыток давление на общину. Он добился отмены наиболее тяжелых статей крестьянского законодательства. Были облечены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка. Так в аграрной программе переплетались буржуазные начала и феодальные пережитки.
2.3.Политические воззрения Витте
Еще более противоречивыми, сложными представляются политические воззрения Витте, тяготевшие к откровенно консервативным и даже реакционным общественно-политическим устоям. Как уже отмечалось, с детских лет он был воспитан в духе строгого монархизма. Идея монархизма, своеобразно поэволюционировав под влиянием внешних обстоятельств, продолжала главенствовать в его общеполитических представлениях о формах государственного устройства.
Анализируя причины
Выбор – самодержавие или
социализм. Только эти две государственные
формы могут удовлетворить
В основе этого утопического
по существу воззрения лежал тезис
об абсолютной свободе верховной
власти, которая может действовать
во благо всех классов. Его идеалом
была сильная верховная власть, построенная
на принципах просвещенного
В конце XIX – XX века земская тема заняла особое место во внутренней политике правительства. Проекты по распространению земств на не земские территории, разрабатываемые МВД. Витте был ярым противником и разработал специальную записку, в которой утверждал, что самоуправление не способствует укреплению самодержавия в государстве. Он возражал против введения новых земских учреждений и предлагал усилить местное хозяйственное самоуправление, усилив бюрократический аппарат.
Витте утверждал, что в настоящее время "Россия не представляет еще окончательно сложившегося государства и целостность ее может поддерживаться только сильной самодержавной властью. При самодержавном же строе земство – непригодное средство управления потому, что оно неизбежно приведет к народному представительству, к конституции, которая по его глубокому убеждению вообще "великая ложь нашего времени".
Резкость и прямота суждений министра – то, что нравилось Александру, воспринималась новым императором как развязность и даже наглость. Представляя собой выдающуюся личность, Витте не отличался особой целостностью ни идей, ни действий. Об эклектичности, противоречивости его хорошо сказал К.П.Победоносцев: "Витте умный человек но он весь составлен из кусочков". Охлаждение к Витте царя было вызвано его поведением во время болезни царя Николая II. Он выступал за передачу власти брату царя Михаилу.
Все это наряду с нараставшими расхождениями по ряду важных аспектов внутренней и внешней политики привело в августе 1903 года к отставке Витте с поста министра финансов. Он получил крупное единовременное пособие и был назначен председателем Комитета министров. Должность почетная, но фактически маловлиятельная. Витте крайне тяжело переживал опалу.