Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:49, контрольная работа
Петербург шумной елизаветинской поры уже мало чем напоминал скромный петровский «Парадиз». В городе к этому времени сложилась благоприятная среда для развития экономики. Он не требовал уже исключительных мер по привлечению населения и финансов. Все возрастающие потребности новой столицы преображали весь это край на многие километры вокруг. Возы со строительным материалом, продовольствием, различными изделиями местных промыслов тысячами тянулись из Новгородской, Псковской, Олонецкой губерний. Корабли из Европы, барки, лодки, плоты сотнями искали места для швартовки у пристаней города.
Введение 3
Воспитание и образование Елизаветы 3
Коронация 4
Первые перемены 5
Волосяное установление 6
Музыка и театр 7
Наука и образование 8
Внутренняя и внешняя политика 15
Православие при Елизваете 16
Народные обычаи в Петербурге Елизаветы 19
Заключение 21
Список литературы 22
В области гуманитарных наук деятельность Ломоносова была не менее разнообразной и плодотворной. В 1755 г. он выпустил “Российскую грамматику”, чем подготовил почву для создания современного русского языка, очищенного от архаичных церковно-славянских слов. Интерес к прошлому нашел отражение в написанной Ломоносовым “Древней Российской истории”, направленной против крайностей норманнской теории происхождения Древнерусского государства, выдвинутой учеными-немцами Байером, Шлецером и Миллером. К сожалению, в то время чисто научного спора по норманнской проблеме зарождения Русского государства не получилось. Спор был явственно политизирован и перерос всяческие научные рамки. Он перешел просто в фактическое прямое столкновение Ломоносова и ученых немецкого происхождения. Вопрос образования Древнерусского государства с того времени был тесно увязан с этническим происхождением варягов и их князей – основателей Киевской Руси.
Еще одним выдающимся историком,
географом и администратором
того времени был В.Н. Татищев (1686
– 1750 гг.). Татищев открыл краткую
редакцию Русской Правды и Судебник
1550 г., написал первый обобщающий труд
по отечественной истории –
Научные интересы Татищев
совмещал с государственной
Как думает К. Валишевский, своей Академией наук, затеей, которую Елизавете Петровне пришлось осуществлять на деле, великий преобразователь Петр толкнул Россию на путь, делающий из нее страну парадоксальных контрастов, роскоши и нищеты, невежества и высочайшей культуры и образованности.
Это сказалось и на характере просвещения. Система образования при Елизавете Петровне характеризовалось усилением дворянства, что было связано с общим социальным положением этого сословия, с тенденцией его к замкнутости в отличие от петровской эпохи. Поэтому часть учебных заведений, основанных при Петре I и рассчитанных на обучение детей не только дворян, но также посадских и разночинцев, постепенно превращались в школы закрытого типа. Так, Навигацкая школа, в 1715 г. реорганизованная в Морскую академию, с 1752 г. превратилась в Морской шляхетский корпус для дворянских детей. Позже на базе Артиллерийской и Инженерной школ были организованы Артиллерийский и Инженерный корпуса. Кадетские корпуса находились под особым попечением правительства. Вместе с тем развивалась сеть духовных учебных заведений, тоже постепенно терявших всесословный характер и приобретавших черты сословной замкнутости, например Славяно-греко-латинская академия.
Как отмечает К.Валишевский, что, так же как и при Петре в елизаветинскую эпоху учителями в этих заведениях было много иностранцев, но только теперь уже не немцев, а французов. Такая перемена национального состава иностранных наставников определялась общим изменением культурной ориентации России в середине XVIII в. и нехваткой собственных кадров учителей. Он пишет: “Дочери Петра удалось лишь заменить одно течение воздуха другим. Она отказалась от немцев, вместо которых в России появились французы… Оказалось, что в отношении науки, литературы и искусства сама Германия еще училась в это время у Франции”.
Что касается первоначального и среднего образования, то наиболее распространенным типом начальной школы были гарнизонные школы, в состав которых влились сохранившиеся от петровского времени цифирные школы. Здесь учились дети солдат и средних и низших слоев города и деревни, которые в отличие от дворянских детей не могли платить за начальное обучение. В этих школах учили подростков от 10 до 15 лет чтению, письму, арифметике и основам геометрии.
Еще известны из этого времени горнозаводские школы, созданные на Урале по инициативе В.Н.Татищева. В этих школах детей “нижних чинов и работных людей” чтению, письму, арифметике, геометрии и различным “горным делам”.
Несмотря на многие трудности
и неустройства, первые светские и
духовные школы смогли подготовить
то число специалистов, которое требовалось
для проведения в России реформ.
Они дали стране много широкообразованных
людей и способствовали подъему культуры.
К середине XVIII в. русская сухопутная армия
и морской флот были в основном укомплектованы
национальными офицерскими кадрами. Однако
в промышленности число национальных
технических специалистов оставалось
недостаточным.
В 1757 году в Петербурге была образована «Академия трех знатнейших художеств» - живописи, архитектуры и скульптуры. Возведение здания для Академии художеств на Университетской набережной начнется только в 1764 году, а с момента основания до этого времени она располагалась в доме инициатора ее создания И. И. Шувалова, в Шуваловском дворце на Садовой улице, между Невским проспектом и Итальянской улицей. Первыми ее учениками стали Иван Старов, Федор Рокотов, Василий Баженов. Как художник-мозаичист М. В. Ломоносов стал почетным членом Академии. Мозаичное панно работы М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» находится сейчас в здании Академии наук.
Внутренняя и внешняя политика
При той активной светской жизни, какую вела Елизавета, до управления государством у нее иногда просто не доходили руки. Министры месяцами бегали за ней, чтобы она успела между переодеваньями к балу или маскараду подписать какой-нибудь документ. К счастью, бюрократическая машина, запущенная некогда Петром, продолжала свою работу, и дело шло своим чередом. К тому же у нее были замечательные помощники. Она вполне могла положиться во внутренней политике на П. И. Шувалова, во внешней на А. П. Бестужева-Рюмина, в сфере просвещения на И. И. Шувалова.
За время своего двадцатилетнего правления Елизавета Петровна не подписала ни одного смертного приговора. И может быть, поэтому внутренняя жизнь страны в целом в этот период была стабильной - в стране не было ни бунтов, ни ожесточения. Были запрещены некоторые жестокие забавы: в Москве и Петербурге было запрещено иметь медведей, стрелять из ружей. В сфере внешней политики это время было также временем покоя: из 20 лет царствования Елизаветы 15 лет были мирными. А четыре года участия России в Семилетней войне (1756-1760) обнаружили боеспособность русской армии, нанесшей поражение непобедимым дотоле войскам Фридриха Великого. И это при извечной российской неразберихе, воровстве в тылу, непродуманности стратегических планов.
Православие при Елизваете
Известный русский историк культуры XVIII в. М.И. Пыляев отмечает, что “…православие Елизаветы Петровны было искренно, и наружные проявления религиозности были в обычае у придворных”. Все подчеркивали глубокую религиозность императрицы в отличие от своего отца, она не пропускала ни одной службы в придворной церкви, содержала строжайший пост и т.д. К. Валишевский также констатирует религиозное рвение Елизаветы: “…действительно, Елизавета значительно и довольно глубоко видоизменила нравственное и материальное положение национальной церкви… Если с точки зрения экономической и социальной, она в самом начале своего царствования, под влиянием внутреннего чувства, и склонна была разрушить дело секуляризации, начатое Петром Великим, то под давлением внутренней и внешней необходимости она вынуждена была вскоре вернуться к этому плану и ускорить его исполнение”.
Петр I отнял у монастырей управление их обширными владениями, подчинив их светскому учреждению, называвшемуся сперва Монастырским приказом, а впоследствии Коллегией Экономии. Сосредоточенные этой администрацией доходы с конфискованных имуществ должны были быть распределены между монастырями соразмерно их потребностям, с оставлением остатка на основание и содержание светских благотворительных учреждений. Елизавета же, как набожная женщина стала предоставлять монастырям милости: уничтожение некоторых обязанностей (постой войск и сторожевая служба у городских ворот); упразднение в 1744 г. Коллегии Экономии, что дало церкви возможность вступить в прямое управление своим имуществом.
Однако уже в 1757 г. в связи с начавшейся Семилетней войной отношение к имущественному положению церкви и монастырей меняется. Управление монастырским имуществом сосредоточилось в руках Синода, но он должен был уступить часть своих полномочий гражданским чиновникам, отставным офицерам, удерживавшим из доходов часть, следуемую государству, и не поступавшую до сих пор в его распоряжение. Эти меры знаменовали собой совершенно определенное возвращение к программе Петра Великого, и развитие ее уже не встречало препятствий на своем пути.
“С точки зрения духовной, - отмечает К. Валишевский, - набожность Елизаветы и ее благоволение к духовенству точно также склоняли ее к разрыву с руководящими идеями ее отца, и, не встречая здесь на своем пути преград…Елизавета создала совершенно новый режим воинствующего православия”.
В этой связи не лишним будет, отметить, что созданная после упразднения патриаршества все тем же Петром I синодальная система как и прежде подвергается достаточно резкой оценке историков Русской православной церкви. По их мнению самодержавие, прикрывалось своими сакральными привилегиями, постоянно и грубо вмешивалось в церковные дела и даже в вероучительные, богословские дискуссии. Это вносило в церковную жизнь казенно-бюрократический дух, роняло авторитет пастырей в глазах народа. Не было более верного способа дискредитировать церковь, чем заставлять священнослужителей нарушать по требованию властей в политических целях тайну исповеди, или исполнять инструкцию о выдаче справки о причастии как гарантии благонадежности. Следует добавить, что всех наиболее способных кандидатов в священники государство намеренно направляло только на светскую службу, чем ослабляло “кадровый потенциал” церкви и профессионализм ее служителей.
Разработка положений о церкви, осуществленная Уложенной комиссией 1754 г., затронула ряд существенных вопросов господствующего положения православной веры. Отход от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульство оставались тяжким преступлением и наказывались смертной казнью.
На это указывает ряд
мероприятий правительства
Стараясь укрепить положение
православия в своём
Вместе с тем в 1741 году вышел указ, разрешавший буддийским ламам проповедовать на территории Российской империи своё учение[14]. Все ламы, пожелавшие приехать в Россию, приводились к присяге на верноподданство империи и освобождались от уплаты налогов.
Народные обычаи в Петербурге Елизаветы
В эпоху Елизаветы Петровны быт широких слоев населения, особенно крестьянства, характеризовался традиционностью. Основной ячейкой сельского и городского населения оставалась семья. Отношения между ее членами строились на обычном праве. Старший по возрасту мужчина, как и раньше, являлся главой семьи. Он руководил ее производственной деятельностью, распоряжался ресурсами и семейно-брачными отношениями.
Ритм крестьянской жизни определялся циклом сельскохозяйственных работ. Самым напряженным считалось время весеннего сева, сенокоса и жатвы. Зимой объем работ значительно сокращался – шел ремонт инвентаря, телег, саней, изготовлялись колеса, а также выполнялись всякого рода мирские работы. Женская половина семьи зимние месяцы проводила более напряженно: с утра до вечера они пряли и ткали полотно, шили белье. Девушки готовили для себя приданое: вышивали полотенца, платки, подолы рубашек.
Информация о работе Петербург в царствовании Елизаветы Петровны