Судьба "Ивана Грозного" в разных фильмах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:14, доклад

Краткое описание

Судьба "Ивана Грозного" предстает уникальной даже на фоне истории советского киноискусства, претерпевшего, казалось бы, все возможные формы цензурирования и запретов со стороны властей. Сергей Эйзенштейн задумал и начал реализовывать свое произведение как единое целое, но оно попросту не укладывалось в принятую норму длительности одного фильма, и автору пришлось расчленить сюжет на три серии. Эйзенштейн успел снять две из них, третья же - заключительная, доводящая художническую концепцию до полной отчетливости, осталась в сценарии, подготовительных записях, рисунках и нескольких запечатленных на пленку фрагментах.

Вложенные файлы: 1 файл

Судьба.docx

— 34.98 Кб (Скачать файл)

режется по нижнему  краю шапки, и она царствует на всем пространстве одна, независимо от того, на чьей голове соизволила покрасоваться.

До начала работы над "Грозным" Эйзенштейн поставил в Большом театре "Валькирию" - вторую часть оперной тетралогии Вагнера "Кольцо нибелунга". Шапка в "Грозном" напоминает зловещее кольцо из древнего эпоса: она обладает такой же магнетически-притягательной силой и точно так же сама порабощает каждого, кто ею, как он ошибочно полагает, владеет. Она словно бы несет в себе извечное и ничем не одолимое проклятье.

Эйзенштейн рассматривал сталинский режим как одну из множества  конкретных форм воплощения идеи, блуждающей в веках и странах. Задача художника  состояла в том, чтобы показать изначальную  пагубность и порочность самой идеи. "Громадная тяга к общему, к обобщенному, к обобщению", говоря словами самого Эйзенштейна, составляла особенность его творческой личности. Степень же соотнесенности сюжета фильма с современной ему формой правления в стране Сергей Эйзенштейн определил такой фразой: "Это то, но не про это".

Основой сюжета фильма является история укрепления единовластия в Русском государстве при Иване Грозном. Достижение абсолютной власти путем коварства и жестокости обрекло Ивана на одиночество и неразрешимые сомнения — таков трагический финал борьбы за власть.

Первая серия

В первой серии описываются  ранний период правления Ивана Грозного, первые восемнадцать лет — до введения опричнины в 1565 году. На это время приходятся военные победы под Казанью.

Вторая серия: Боярский заговор

Во второй серии  изображается период 1565—1569 гг. На это  время приходится опричнина и наиболее драматический эпизод борьбы Ивана Грозного с боярами, организовавшими, по мнению авторов фильма, заговор с целью убить царя. Во главе заговорщиков встала тётка царя Ефросинья Старицкая, мечтавшая возвести на престол своего сына Владимира.

Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении  исторических фактов, представив прогрессивное  войско опричников Ивана Грозного в  виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета.

— Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) О кинофильме "Большая жизнь" 4 сентября 1946 г

Описание: Историческая киноэпопея, ставшая одним из самых значительных событий мирового кино, повествует о борьбе Ивана Грозного за объединение феодальной Руси в мощное централизованное государство. В 1547 году семнадцатилетний московский князь Иван Васильевич взошел на царский престол, а через несколько лет одержал победу в Казанском походе. Ему предстояло пережить смерть первой, горячо любимой жены, измену друга, поражение в ливонской войне и боярский заговор. В борьбе за власть царь был беспощаден. Он стал великим самодержцем и получил прозвище "Грозный".

Это фильм о человеке, который в XVI столетии впервые объединил нашу страну и из отдельных разобщенных и своекорыстных княжеств создал единое мощное государство, о государе, впервые возложившем на себя венец Царя Всея Руси, об одной из самых сложных, мощных и противоречивых личностей, — о царе Иоанне Васильевиче, вошедшем в историю под именем Грозный.

 

ЦАРЬ

 
Фильм повествует об одном из самых  драматических моментов русской  истории - правлении Ивана Грозного. 1565 год. Темные времена. Русь, растерзана голодом и войной. Царю во всем мерещатся  правителю измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они  увидеть государева врага. Главный  закон для них – царь. Единственный, кто пошел против царской воли и опричных злодейств – митрополит Филипп, верный друг детства Ивана  Грозного. Он возвысил голос свой и  принес себя в жертву. История этого  противостояния расскажет о том, на что была способна Русь и в  падении и в величии духа.

Это страшный фильм. Не только потому, что в нем показано страшное время царствования грозного царя, который "залил страну кровью", не столько сценами казней, где  на дыбе воеводе выворачивали руки, а медведь выдирал кишки невинно  осужденным под хохот толпы, которую  согнали на царскую забаву.

Самое страшное – глаза  Петра Мамонова, сыгравшего царя, его  молитвы, в которых он, измучивший сам себя, кричит в лики святых: "Любишь ли ты меня, Господи, дай знак!" И  не слышит ответа, и снова его  требует, и жаждет любви. Страшно  смотреть на муки одинокого старика, который мечется перед образами. Ему даруется любовь, та самая, о  которой он молит, - из Соловецкого  монастыря приезжает любимый  друг, старец Филипп, и поддается  на уговоры Грозного стать митрополитом. И гибнет от ярости царя, не простившего  старцу любви к кому-либо, кроме  себя, разгневанного "изменой" Филиппа, который посмел защитить невинных, "разлюбил" друга, слишком уже  измаравшегося в крови.

 
Павел Семенович, почему вы решили снять фильм именно об Иване Грозном? 
Мне кажется, человечество зашло в тупик. Пришло время остановиться и подумать… Подумать о вопросах вечных и существенных, метафизических одним словом. Кто мы и откуда? О том, что такое русская власть: в чем ее сила, природа и загадка? С чем ее едят, наконец. Полагаю, что эпоха Ивана Грозного – один из определяющих и показательных в этом плане периодов отечественной истории. Ее отголоски до сих пор доносятся до нас. Ведь Грозный – первый русский царь с таким удивительным сочетанием в одном лице силы личности, неординарности, жестокости и таланта. Это не человек, а какой-то микс беспощадной тирании и искреннего идеализма – то есть абсолютно шекспировский герой. Человек с раздвоенной личностью. Одна из которых глубоко православна, другая – порочна. Мне кажется, что Иван Грозный первый самой силой личности во многом определил нашу историю и то, что мы называем русской властью. Он вызывал и страх, и любовь, и симпатию одновременно. Не поняв Грозного, сложно вообще понять суть и причины сложившихся между государством и народом взаимоотношений. Как о таком человеке фильм не снять? Своим неоднозначным характером он предопределил ход российской истории. И, можно сказать, заложил основы того, что мы теперь называем русской властью. Вот именно об этом феномене я и хотел снять фильм.

Не боитесь вполне ожидаемых  сравнений с эпопеей Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный" 1945 года? 
Я преклоняюсь перед творчеством Сергея Эйзентштейна. И не пытаюсь соперничать с гением. Я признаю, что любое сравнение с его шедевром будет не в мою пользу. Но все-таки я не боюсь этого. Полагаю, что картины у нас слишком разные. Знаете, я много раз смотрел "Ивана Грозного" Эйзенштейна. И представляю ситуацию, в которой эта картина делалась. Совершенно очевидно, что это был госзаказ Сталина во время войны. Режессер, конечно, мог только воспевать царя. Думаю, что ему не очень хотелось это делать. И потому Эйзенштейн ушел от этого в чисто эстетическую конструкцию. Он сделал что-то вроде китайской оперы. Я же хотел снять более личное кино, чтобы разобраться в психологии власти. И вместе с гениальным Петром Мамоновым, через его душу, познать внутреннее состояние Ивана Грозного.

А как вы разглядели в Петре Мамонове Царя? Почему именно он сыграл Ивана  Грозного? 
Мне нужен был человек, который сможет сыграть неординарную личность с невероятной смесью человеческих качеств, ярких, сильных и необыкновенных. И знаете, я никого себе не мог представить в этой роли кроме Петра Мамонова. Если честно, еще во время съемок "Острова" я отчетливо понял, как удивительно Петр Николаевич похож на Ивана Грозного. Во всем – в лице, в поведении и даже в фигуре. Но, самое главное, мне показалось, что они необыкновенно внутренне похожи. Я увидел в нем некую матрицу русского характера, которая в экстремальном выражении присутствует в Грозном. Начал думать, читать и тут же понял: всё, надо снимать. Мамонов – человек сложной в принятии решений. А тут еще такая трудная роль. Но, слава Богу, Петр Николаевич согласился сыграть эту многогранную личность. Это подвиг. Скажу, положа руку на сердце, что без него, а также Олега Ивановича Янковского, этот проект никогда бы не состоялся.

Супруга музыканта также  считает, что Петр Мамонов удивительно  подходит на эту роль: "В церкви так молится, что лоб расшибает, а бывает и просто зверем. Ему  и играть ничего не надо будет - он такой  и в жизни". Сам же Петр Мамонов  утверждает, что в картине "Остров" играл человека, которого "полностью  понимал, пусть и на своем мелком уровне", а вот царя не "потянул". 
 
"Как же я могу понять царя русского?! Это надо им родиться. Мы даже представить себе не можем, что это была за власть! Одной бровью армией управлял. Личность огромная. Как такого сыграть? Можно только сбоку притронуться. Не потянул я роль, слабо сыграл. Хоть и разделся, оголил душу почти полностью. Но фильм получился не о царе, а о русской святости". 
 
"После первого просмотра я вышел из зала расстроенный. Я был расстроен своей ролью - я не увидел на экране образа русского царя. А потом подумал - и слава Богу. Иначе был бы это второй "Остров". И заслонил бы я митрополита и сгоревших мальчиков в церкви. И что было бы? Был бы Петя Мамонов опять".

 
И есть ощущение, что Лунгин так и не сумел оторваться от мощного влияния фильма Эйзенштейна - во всяком случае, он выбирает тот же стиль кинооперы, с величественностью композиций, с полнозвучием симфонической музыки, а композитору Юрию Красавину явно поручено следовать по пятам Прокофьева. Некоторые кадры почти буквально повторяют живописные композиции Эйзенштейна - людская змейка у стен монастыря, к примеру.

 
"Царь" Лунгина подобен двуглавому орлу: одна голова грозно смотрит в сибирские просторы, внедряя в народ идею совершенства церковной власти, другая - значительно подмигивает Западу, популярно растолковывая ему "эту загадочную Россию", одна хочет быть свободной художницей, другая соображает насчет текущей общественной конъюнктуры. Здесь сила и слабость фильма.

Чтобы представить себе Ивана  Грозного из «Царя», надо сделать две  вещи: вспомнить доброго юродивого  Петра Мамонова из «Острова», перенести  его в декорации Руси шестнадцатого  века и наложить на него каноническое изображение Ивана IV. Все, неподвижный  образ будет готов, и в целом, надо признать, будет похож на оригинал. Однако представить непоседливого  Петра Мамонова в неподвижности  невозможно, да такого в фильм почти  и нет, а есть тот же юродивый из «Острова», только теперь злой и совершенно невменяемый.

Иван IV железной рукой закладывает  основы российской государственности, управляя страной, где единоначалие власти еще в диковинку, а посему вызывает массовые боярские и княжеские  недовольства. И вот этот хилый  юродивый, вот этот лысый злодейчик, шамкающий беззубый старикан, недобро посматривающий из темного угла, способен был держать в повиновении огромную страну, удвоив ее территорию за время своего правления? Как говорится, не смешите мои тапки. Образ, созданный Петром Мамоновым, имеет столько же отношения к Ивану IV, как, допустим, образ Гитлера к реальному фюреру в любой комедии про Третий рейх, например, в «Бесславных ублюдках». Однако не думается, что такой образ Ивана Грозного случился в фильме Павла Лунгина случайно — все-таки не мальчик снимал кино. Истоки его стоит искать в биографии режиссера, причем как личной, так и творческой: можно вспомнить про кровавые злодеяния Ивана Грозного по отношению к евреям, коих при нем было истреблено немало,


Информация о работе Судьба "Ивана Грозного" в разных фильмах