Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 12:18, курсовая работа
Идеи Д. Макгрегора были не только позитивно восприняты теоретиками и практиками менеджмента, но и оказали существенное влияние на дальнейшее развитие управленческой науки.
Дуглас МакГрегор (1906-1964) был специалистом по социальной психологии, приобретшим после Второй мировой войны влияние настоящего гуру менеджмента.
Введение …………………………………………………………………………..2
1.Труд выдающего представителя гуманистической школы Дугласа Макгре-гора…………………………………………………………………………………4
1.1 Вклад в развитие теории и практики менеджмента Дугласа Макгрегора ..4
1.2 Концепция типов руководства Макгрегора и диагностика внедрение……9
1.3 Идеи управления в труде «Человеческая сторона предприятия»………..15
1.4 Авторы, оказавшие влияние на идеи Д. Макрегора……………………….16
2.Управленческие идеи и теории Д. Макгрегора……………………………...17
2.1Теория мотивации Д. Макгрегора………………………………………….17
2.2 Теория стилей руководства Д. Макгрегора………………………………..20
2.3 Теория человеческих отношений Дугласа Макгрегора…………………...23
2.4 Теории Х и У…………………………………………………………………27
3.Человеческая сторона предприятия Макгрегор Д …………………………..29
3.1 Конкретный пример Макгрегор Д . Человеческий аспект предприятия...29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...34
- приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;
Поскольку концепция Макгрегора носит ярко выраженный инструментальный характер, то перед тем, как компания вознамерится перестроить систему управления, она должна продиагностировать реальные 390 условия v , ответить на ряд вопросов:
Зная реальное положение, менеджеры могут строить свои отношения, исходя либо из «теории X », либо из «теории Y ». Они не обязательно должны быть альтернативными, исключающими друг друга. На практике встречаются и смешанные типы, с элементами того и другого стиля. Кроме того, менеджер может менять свою концепцию управления в зависимости от сложившейся ситуации, внешней конъюнктуры, фазы развития предприятия, переходя от авторитарного к демократическому стилю, либо наоборот.
Следует понимать, конечно, что обе теории стилей управления Макгрегора отражают только предположение в умозрительные заключения относительно природы трудовой деятельности и не подкреплены соответствующими эмпирическими исследованиями. Спустя некоторое время после публикации своей работы Мак-грегор убедился в том, что его концепция часто получает ложное истолкование.
По мнению Макгрегора, «теория X » объясняет последствия применения определенной стратегии менеджмента, описывает природу человека. Искажение концепции, по видимому, и обусловлено смещением двух различных аспектов.
Принятие менеджментом одной из двух теорий создает соответствующие организационный климат, структуру управления и социальную политику. Когда людей лишают возможности удовлетворить в труде важнейшие для них жизненные ценности или потребности («теория X »), они соответственно и ведут себя: апатично или пассивно, не желая принимать на себя ответственность, сопротивляются нововведениям, охотно поддаются демагогии. Для исправления стиля руководства в компании консультанты по менеджменту рекомендуют вначале подробно описать содержание работы, структуру и распределение заданий, а затем изменить систему коммуникаций и применять новые методы материального и нематериального поощрения [9; с.150].
Центральным вопросом устранения негативных последствий «теории X », по мнению С.Кук, нужно считать установление высокого, но обоснованного уровня требовательности к работнику. Это стимулирует его к достижению и раскрытию своих способностей, к повышению трудового вклада. Контроль за подчиненными в таком случае должен быть ограниченным, допускающим минимальное вмешательство менеджеров в их деятельность. В конечном счете, пусть не сразу, но практикование «теории X » ведет к падению экономической эффективности компании .
Конечно, в концепции Макгрегора немало ограничений. Так, в связи с интенсивными нововведениями на современных предприятиях возникают не предусмотренные «теорией X » трудности. Первая реакция менеджеров на проблемы, возникающие в ходе внедрения нововведения, — стремление вернуться к старым методам управления. Не получив сиюминутных результатов, либо не получив того, что ожидали, начинают старое ценить выше нового
1.3 Идеи управления в труде «Человеческая сторона предприятия»
Немногие авторы книг по проблемам бизнеса могут быть обязаны столь многим, как Д. Макгрегор, всего одной работе. Но его преждевременная смерть в возрасте 57 лет не позволила ученому оставить нам всего лишь один этот законченный труд и несколько незавершенных набросков статей.
Книга начинается с рассмотрения природы социальной науки. Вся наука, утверждает Д, Макгрегор, представляет собой адаптацию к природе исследуемого феномена. Мы не можем заставить воду течь снизу вверх, так же как не можем сделать большинство осуществляемых людьми процессов достаточно предсказуемыми и управляемыми.
Мы способны контролировать лишь рутинные типы поведения — когда человек приходит на работу, на каких совещаниях он присутствует — но чем более важным становятся рассматриваемые аспекты его деятельности, тем меньше они поддаются контролю.
Все управленческое поведение основывается на “теории”, наборе свободно связанных предположений о человеческой природе, с которой нам приходится иметь дело. Поэтому нам следует тщательно исследовать используемые допущения, так как они отчасти создаются нами самими.
Человеческий аспект предприятия учитывает широкий спектр инициатив, исходящих из в высшей степени непредсказуемых и неконтролируемых источников.
Роли людей не остаются неизменными. Менеджер может быть боссом, наблюдателем, консультантом, помощником, другом, источником ресурсов, учителем и т.д. Чем более гибко он будет себя вести, тем лучше он приспособится к ситуации и тем менее предсказуемым окажется его поведение.
Однако эта способность играть разнообразные роли является жизненно важным элементом адаптации к природе человеческого предпринимательства.
1.4 Авторы, оказавшие
влияние на идеи Д. Макрегора
Приступив к исследованию проблем менеджмента в возрасте пятидесяти лет, Д. Макгрегор пытался найти людей, которые cмогли бы разъяснить ему суть полученного опыта.
Первым среди них оказался Абрахам Маслоу, концепция иерархии человеческих потребностей которого была изложена в книге “Мотивация и личность”. А. Маслоу утверждал, что люди имеют несколько уровней потребности:
1. физиологические потребности;
2. потребности в безопасности;
3. социальные потребности;
4. потребности в самоуважении;
5. потребности в
Теория Y ясно указывает на потребности в уважении и самоактуализации, в то время как Теория Х предполагает наличие у человека лишь физиологической потребности в безопасности от босса, в зависимости от которого он находится.
Вторым важным источником влияния, на который указывал сам Д. Макгрегор, был Питер Друкер, “управление по целям” которого могло осуществляться лишь таким образом, чтобы поощрять развитие человеческой личности при условии возможности интеграции целей организации и целей отдельного менеджера [10; с.37].
Третьим важным источником влияния был Крис Арджирис и его книга “Личность и организация”, в которой он доказывал, что развитие личности может быть обеспечено посредством развития организации.
Взгляды Д. Макгрегора были также близки ко взглядам научной школы «человеческих отношений» (Элиот Мейо).
2.Управленческие идеи и теории Д. Макгрегора
Теория мотивации Д. Макгрегора сочетает в себе две противоположные концепции: теорию «X» и теорию «Y». Основные положения теории «X»:
– жесткое руководство и контроль являются основными методами управления;
– человек стремится избегать работы;
– для достижения целей организации надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграждении;
– сотрудники не очень честолюбивы, боятся ответственности и желают, чтобы ими руководили;
– в поведении сотрудников преобладает стремление к безопасности.
В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация, основанная на страхе наказания.