1. БИОГРАФИЯ В.С. СОЛОВЬВА.
Владимир
Сергеевич Соловьёв родился в
Москве 16 (28) января 1853 в семье известного
русского историка Сергея Михайловича
Соловьева (1820—1879). Род Владимира
Соловьева ещё в пятом-шестом
колене принадлежал к среде
великорусского крестьянства, но
затем перешёл в духовное сословие.
Отец философа, однако, не продолжил
линию отцов, обратившись к научной
деятельности. Собственным неустанным
трудом он шаг за шагом завоевал
место в обществе, но, опровергая
авторитет Карамзина, постоянно
оставался чужим в дворянской
среде профессорских кругов. В
семье он отличался строгостью
и непререкаемым авторитетом.
Со стороны
матери, Поликсены Владимировны, Владимир
Соловьёв принадлежал к украинско-польской
дворянской семье Романовых. Двоюродным
прадедом Соловьева с материнской
стороны был известный украинский
философ XVIII века Г. С. Сковорода (1722—1794).
Обстановка
ранних лет Владимира Соловьёва сложилась
весьма благоприятно для его последующего
духовного развития. Отец Владимира Соловьёва
отличался строгостью нрава, необычайной
систематичностью в своих исторических
занятиях, в силу чего он почти каждый
год издавал по одному тому своей «Истории
России с древнейших времен» (1851 − 1879),
и таких томов он издал двадцать девять.
В его семье всё было подчинено строгим
правилам, которые и обеспечивали для
С. М. Соловьева его необычайную научную
продуктивность в течение всей жизни.
Его «История России» современными историками
расценивается весьма высоко. В молодости
он слушал Ф. Гизо и Ж. Мишле, исторический
процесс понимал весьма органически, сделал
большой вклад в историю развития русской
государственности, был настроен прогрессивно
и либерально, имел среди своих учеников
таких, как В. О. Ключевский. Среднее образование
Соловьёв получил в московской 5-й гимназии,
в которую поступил в 1864 г., а высшее образование
— в Московском университете, в который
поступил в 1869 г. и окончил в 1873 г. Необычайно
одаренная натура В. Соловьёва и его постоянные
и, можно сказать, страстные поиски высших
истин сказались уже в ранние годы его
жизни. Известно, что Соловьёв очень рано
начал читать славянофилов и крупнейших
немецких идеалистов. Однако мало кто
знает, что в последние годы гимназии и
в первые годы университета он зачитывался
вульгарными тогдашними материалистами
и даже пережил весьма острую материалистическую
направленность, заставившую его перестать
ходить в церковь, а однажды даже и выкинуть
иконы из окна своей комнаты, что вызвало
необычайный гнев у его постоянно добродушного
отца. Хотя, вообще говоря, С. М. Соловьёв
был настроен достаточно либерально, чтобы
насильственно внедрять религию в своих
детей. К чтению В. Соловьёвым тогдашней
вольнодумной литературы он относился
вполне спокойно, считая это болезнью
роста своего сына. Что же касается значительного
либерализма в семье С. М. Соловьёва, то
об этом достаточно говорит, например,
такой факт, как возмущение и отца и сына
по поводу известия в 1864 г. о ссылке Чернышевского
на каторгу. 11-летний Вл. Соловьёв уже тогда
счел это большой несправедливостью в
отношении уважаемого писателя и философа.
Факт этот ярко свидетельствует о том,
насколько ярко и глубоко и насколько
давно, почти в детстве, залегали корни
Соловьёвского либерализма, принесшие
в дальнейшем весьма значительные плоды.
Вероятно,
не без влияния материализма
В. Соловьёв поступил сначала
на физико-математический факультет,
где преподавались не только
математика и физика (их он
никогда не любил), но и все
естественные науки. Вл. Соловьёв
увлекался в те годы биологией,
а из биологии больше всего
зоологией и ботаникой. Но достаточно
было ему только провалиться
на одном экзамене на II курсе
физико-математического факультета,
чтобы он тут же перешёл
на историко-филологический факультет
того же университета и с
ещё большим рвением приступил
к изучению чисто философских
наук.
О том, с какой
страстностью Соловьёв стал овладевать
философией и знакомиться с такими прежними
властителями умов, как Хомяков, Шеллинг
и Гегель (впрочем, не без интереса к Канту
и Фихте), об этом свидетельствует тот,
например, факт, что уже в течение первого
года по окончании университета он написал
магистерскую диссертацию, которую и защитил
в 1874 г.
Между прочим,
имеются некоторые сведения о
пребывании В. Соловьёва в Московской
духовной академии в качестве
вольнослушателя в промежутке
между окончанием университета
и защитой магистерской диссертации.
Хотя В. Соловьёв в течение этого года
и проживал в Сергиевом Посаде, где помещалась
Московская духовная академия, но из свидетельств
бывших его однокашников по учебному году
видно, что лекции он почти не посещал,
со студентами Академии знакомств не заводил,
жил в предоставленной ему комнате крайне
уединенно, к окружающим относился достаточно
свысока, и по всему видно, что серьезного
влияния Духовная академия на него не
оказала. И не трудно догадаться почему.
В. Соловьёв потратил этот год на подготовку
к магистерскому диспуту, был слишком
углублён в создание собственных философских
и богословских концепций, чтобы чему-нибудь
существенному поучиться у тогдашних
профессоров Академии, проводивших, конечно,
традиционную официальную богословскую
линию, далекую от его уже тогда создававшейся
сложной философской системы.
Написание
и защиту диссертации 21-летним
молодым человеком надо считать
чем-то удивительным и поразительным
даже для тех времен, когда
диссертации хотя и содержали
всего несколько десятков страниц
и почти не имели научного
аппарата, но зато должны были
опираться на твердо обоснованную
собственную теорию. Эта работа
молодого Соловьёва ярко свидетельствует
о необычайном напоре, а также
о простоте и ясности его
философского мышления, о его
убедительности и очевидности, соперничавших
с его глубиной и широтой исторического
горизонта.
В июне 1876
г. Вл. Соловьёв приступил к преподаванию
в университете, но из-за профессорской
склоки в марте 1877 г. покинул Москву
и перевёлся в Петербург. Там
он стал членом Ученого комитета
при Министерстве народного просвещения
и одновременно преподавал в
университете, где в 1880 г. защитил
докторскую диссертацию. Но игравший
в Петербургском университете
основную роль М. И. Владиславлев,
который раньше столь положительно
оценил магистерскую диссертацию
Вл. Соловьёва, стал теперь относиться
к нему довольно холодно, так
что Вл. Соловьёв оставался на
должности доцента, но не профессора.
В 1881 г. преподавательская
деятельность В. Соловьёва навсегда
закончилась после прочтения
им публичной лекции 28 марта 1881 г.,
в которой он призывал помиловать
убийц Александра II. Поступок В. Соловьёва
был продиктован наивным, искренним
и вполне честным его убеждением
в необходимости христианского
всепрощения. Прочтение этой лекции,
текст которой не сохранился,
обычно считают причиной ухода
Соловьёва из университета. Однако
ради соблюдения исторической
точности необходимо сказать, что
в несколько более ранней публичной
лекции, от 13 марта того же года,
В. Соловьёв энергично протестовал
против всякого революционного
насилия. После прочтения лекции
от 28 марта петербургский градоначальник
хотел сурово наказать Соловьёва.
Министр внутренних дел — М.
Т. Лорис-Меликов написал Александру III
докладную записку, в которой указывал
на нецелесообразность наказания Вл. Соловьёва
ввиду его всем известной глубокой религиозности
и того обстоятельства, что он — сын крупнейшего
русского историка, бывшего ректора Московского
университета С. М. Соловьёва. Александр
III счёл В. Соловьёва «чистейшим психопатом»,
удивляясь, почему у «милейшего» его отца,
С. М. Соловьёва сын, которого К. П. Победоносцев
назвал «безумным». И дело осталось без
серьёзных последствий.
Из университета
В. Соловьёву все же пришлось
уйти, хотя его никто не увольнял.
Да и ушёл он, как можно думать, не столько
из-за шумихи по поводу его лекции, сколько
потому, что весьма не любил преподавание
с его принудительными моментами вроде
лекционных программ, расписания лекций,
студенческих экзаменов, учёных советов,
отчётов и т. д. Несмотря на обширные философские
знании и редкую научную выучку, В. Соловьёв
чувствовал, что в его жилах билась кровь
проповедника, публициста и вообще оратора,
литературного критика, поэта, иной раз
даже какого-то пророка и визионера —
человека, преданного изысканным духовным
интересам. Быть профессором было для
него просто скучно. На этих свободных
от казённых форм путях деятельности В.
Соловьёв целиком отдаётся написанию
произведений чисто церковного характера,
которые уже были подготовлены его философско-теоретическими
раздумьями. Он задумывает трёхтомный
труд в защиту католицизма, но по разным
причинам цензурного и технического характера
вместо этих запланированных трёх томов
вышла в 1886 г. работа «История и будущность
теократии», а в 1889 г., уже на французском
языке, в Париже, «Россия и вселенская
церковь». В связи с этим в области богословия
у В. Соловьёва появилось много врагов
и неприятностей, вплоть до запрещения
ему печатать труды на церковные темы.
Но опять-таки и здесь В. Соловьёв нашёл
для себя выход. Глубокий ум и широкая
натура философа обеспечили ему работу
не менее интересную, чем богословие, а
именно работу литературно-критическую
и эстетическую. Впрочем, в последние годы
своей жизни и особенно с 1895 г. он возвращается
к философии.
В. Соловьёв
был «бездомный» человек, без
семьи, без определенных занятий.
Человек он был экспансивный,
восторженный, порывистый и жил
большей частью в имениях своих
друзей или за границей. К концу
1890-х годов здоровье его стало
заметно ухудшаться, он стал чувствовать
неимоверную физическую слабость.
Будучи в Москве летом 1900 г., он 15 июля уже
тяжело больным поехал праздновать свои
именины в подмосковное имение Узкое (ныне
в черте Москвы, Профсоюзная ул., принадлежавшее
тогда Московкому губернскому предводителю
дворянства князю Петру Николаевичу Трубецкому,
в котором тогда жил со своей семьей друг
и ученик В. Соловьёва, известный профессор
Московского университета Сергей Николаевич
Трубецкой, являвшийся единокровным братом
владельца имения. В.С.Соловьев после двухнедельной
болезни скончался в Узком в кабинете
П.Н.Трубецкого 31 июля (13 августа по новому
стилю) 1900 вследствие артериосклероза,
болезни почек и общего истощения организма.
Похоронен он был на Новодевичьем кладбище,
вблизи могилы своего отца.
2. Концепция всеединства
В.С. Соловьева
2.1. Соловьев В.С. как основоположник
концепции всеединства
В критической
литературе, посвященной творчеству
В.С. Соловьёва, довольно часто высказывается
мнение, что именно с его работ
понятие всеединства становится
достоянием философской мысли. Так,
в популярном справочном издании
сообщается, что «понятие всеединства
как высшего онтологического
принципа впервые выдвигается В.С. Соловьёвым»
.
В одной
из своих первых публичных
лекций «Исторические дела философии»
В.С.Соловьев назвал первоначальной философской
интуицией провозглашение «нового, неслыханного
слова: все есть одно». Следовательно,
обособившееся, разделившееся множество
явлений этого мира социальности есть
проявление единой сущности. «Все есть
одно - это было первым словом философии,
и этим словом впервые возвещались человеку
его свобода и братское единение». Идея
всеединства всю жизнь сопровождала В.Соловьева
и определяла постановку у него исторических
вопросов и проблем человека. Основы учения
о всеединстве как начале и цели мирового
процесса, концепции истории и человека
изложены В.Соловьевым в докторской диссертации
«Критика отвлеченных начал» (1880), в работах:
«Духовные основы жизни» (1884); «История
и будущность теократии» (1886); «Россия
и вселенская церковь» (1889); «Красота в
природе» (1889); «Смысл любви» (1892 - 1894); «Теоретическая
философия» (1897 - 1899); «Определение добра»
(1897 - 1899); «Три разговора» (1900).
Владимир
Соловьёв опирался в разработке
своей теории как на западную
(досократики, неоплатоники, Н. Кузанский,
Шеллинг), так и на отечественную мысль
(учение о «соборности» и «цельном знании»
славянофилов А.С. Хомякова и И.В. Киреевского).
Первоначальные представления о всеединстве
восходят к досократикам (см., например,
у Гераклита: «И из всего одно, и из одного
— все»; Ксенофан: «Все едино, единое же
есть Бог»; Анаксагор: «Во всем есть часть
всего» и т.п.). В русле такого онтологического
подхода дается и современное определение
всеединства: это «одна из центральных
категорий ряда философских систем, означающая
принцип совершенного единства множества,
которому присуща полная взаимопроникнутость
и в то же время взаимораздельность всех
его элементов».
Иной смысловой
акцент в понимании всеединства
делает Соловьёв. Понятие это
мыслится им в конечном счете в связи
с проблемами практического разума, моральной
философии — проблемами человеческой
свободы, добра, социальной справедливости,
гармонизации общественных отношений
и т.п. В статье, посвященной Н.Г. Чернышевскому,
В.С. Соловьёв так резюмирует свою важнейшую
философскую интуицию: «Итак, у истории
(а, следовательно, и у всего мирового процесса)
есть цель, которую мы, несомненно, знаем,
— цель всеобъемлющая и вместе с тем достаточно
определенная…Это идеал «всеобщей солидарности»,
осуществление «истинного всеединства».
И далее: «Я называю истинным, или положительным,
всеединством такое, в котором единое
существует не за счет всех или в ущерб
им, а в пользу всех. Ложное отрицательное
единство подавляет или поглощает входящие
в него элементы и само оказывается, таким
образом, пустотою; истинное единство
сохраняет и усиливает свои элементы,
осуществляясь в них как полнота бытия».
Философия
всеединства Соловьева была первой
в истории русской философии
системой, разработанной на профессиональном
уровне. Что означает для философской
концепции системность? Это означает,
что имеется фундаментальное
понятие или принцип, из которых
развертывается все содержание учения.
Для Платона, например, таким понятием
было понятие идеи, для Декарта принцип
«мыслю, следовательно, существую», для
Гегеля – Абсолютная Идея, для Соловьева
принцип всеединства. На основе этого
принципа он стремился в онтологии преодолеть
дуализм духа и материи, увидеть взаимопроникновение
субстанций, их полное тождество, в гносеологии
воссоздать «цельное» знание, в этике
утвердить единую для всех абсолютную
мораль, в религии обосновать необходимость
слияния всех церквей и образования вселенской
церкви, в истории представить единство
и целостность человечества.