Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 00:40, реферат
Фрэнк Гери (Frank Gehry, настоящее имя Ephraim Owen Goldberg; род. 28 февраля 1929 г. в Торонто) — американский архитектор, близкий к деконструктивизму.
В 1947 году Фрэнк Гэри вместе с родителями переехал в Калифорнию и вскоре получил американское гражданство. После обучения в лос-анджелесском колледже успешно закончил Школу архитектуры в университете Южной Каролины (степень бакалавра, 1954) и начал работать в компании Виктора Груэна и партнёров.
Архитектор Фрэнк О. Гери построил свою карьеру на плавно изогнутых вертикальных и горизонтальных линиях в конструкциях зданий, — вызывающих и иногда поэтических. Сиэтлский ЕМР, открывшийся всего за неделю до Дня Независимости, подарил Фрэнку Гери Пола Аллена — идеального клиента с его метафорическим видением рок-н-ролла. В результате в центре Сиэтла возник бросающийся в глаза, единственный в своем роде архитектурный объект в уникальном исполнении.
Новая металлическая обшивка здания выглядит как сияющая поверхность струи. Она свободно "волнуется" и покачивается, напоминая скульптурный занавес "Nike of Samothrace" Клауса Слатера, высеченный в 14 веке (фаворита Гери). Полупрозрачные ленты "скульптурного свода" подчеркивают волнообразность другого слоя.
По словам Гери, вдохновила его
на этот проект груда хлама, собранного
в магазине электрогитар рядом с
его офисом в Санта-Монике. Действительно,
формы и окончания ЕМР
Бросая вызов традициям
Индустриальный и одновременно монументальный, сюрреалистический и ироничный, ЕМР вызывает всплеск эмоций: в свое время его внешний вид бурно обсуждался критиками. Однако как только строительство было завершено, и ЕМР гостеприимно распахнул свои двери, гневные выкрики протеста утонули в великолепии реликтовых гитар, многоярусного интерьера и скульптурных эффектов.
Внутри "Храма Рока"
Два входа в здание площадью 140.000 квадратных футов (13.000 м2), один с улицы, другой со второго этажа, на ребре "Fun Forrest" соединены длинной лестницей.
Внутреннее убранство
От входа на втором этаже посетители попадают в "Sky Church" (Небесную Церковь), театрального вида многоярусную залу, над которой проецируются фотографии. На дальней стороне коридор открывает экран и вход в зал "Путешествия артиста", в котором хранятся видеоматериалы и документы, касающиеся гастрольных поездок Хендрикса.
Задняя стена "Sky Church" выходит на широкий проспект между временной и постоянной выставками, которые притягивают взгляд, как витрины магазинов. В конце улицы находится ряд экспозиций, называемых "Северо-западный пассаж", который посвящен традициям и персоналиям северо-западных музыкальных течений. Вверх по лестнице, на третьем ярусе ЕМР, расположена коллекция инструментов и снимков "Вехи", отражающая наиболее важные моменты поп-музыки. Там же находятся комнаты интерактивных экспозиций.
В галереях малой стороны, образовательного и кураторского разделов проекта, представлены десятки тысяч экспонатов, — от рекламных листовок до картинок, одежда и гитары, возможно, самое большое количество гитар, собранных в одно время и в одном месте. Там же воспроизводятся аудио и видеозаписи, некоторые довольно плохого качества, некоторые воссозданы в форме интервью с малоизвестными мастерами.
ЕМР насквозь пронизан духом Джимми Хендрикса, полубога ритм-энд-блюза, фанка и психоделической музыки, уроженца Сиэтла, чья мистическая персона и надрывные соло на гитаре до сих пор будоражат мир.
Аллен вместе с создателями ЕМР видел тесную связь между рок-н-роллом и электроникой, связь, которую проект поднял на новый уровень. В глубине ЕМР находится площадка, заполненная кабинками, будками и павильонами всех размеров и калибров, моделирующими реальную студию звукозаписи, в которой каждый желающий может попробовать себя в роли заправского шоумена. Там же находится кабинка, в которой имитируется акустика стадиона или концертного зала.
Хотя при проектировании было создано
более сотни физических моделей,
ЕМР смог появиться на свет только
благодаря прогрессу
При разработке ЕМР компьютерное моделирование использовалось настолько широко, что бумажную стадию работы удалось исключить вообще. 21 000 листов металла эксцентрической формы, образующих наружную обшивку, были вырезаны лазером, управляемым компьютерной программой.
Легко понять неприятие дизайна ЕМР проезжающими мимо. Конструкция была одновременно поэтическая и уродливая в зависимости от времени суток и угла зрения. Переплетения стальной арматуры сформировали базу для слоя бетона, на который была положена влагостойкая краска. Уложенные внахлест панели наружной обшивки поддерживаются короткими трубами, находящимися поверх конструкции.
Также нелегко было обеспечить гармонирующие акустику и звукоизоляцию. Открытая структура хорошо отражает звук внутри здания и множество его отдельных источников, которые могли бы перекрывать друг друга, не будь покрытия. Коллекция из 80.000 экспонатов, из них 1.200 выставленных одновременно, требуют постоянного климатического режима. В то же время открытость интерьера не позволяет спрятать механические системы. Экстраординарный дизайн и детализация позволили реализовать идею.
" Одна волна посетителей сменяет другую, но уже сейчас отчетливо ясно, что "Храм Рока" стал живым растущим организмом, достоянием будущего. В летних сумерках подсвеченные стены ЕМР напоминают гигантский гриб. Монорельс проходит через здание, подвесная дорога ныряет и петляет, а "Космическая игла" парит над всем этим великолепием.
Концертный зал имени Уолта Диснея (1999-2003)
Зал рассчитан на 2265 слушателей. Его акустику специалисты единодушно оценивают высоко, при том, что мнения об архитектуре Гери традиционно противоречивы. В данном случае разногласия вызвало не только решение наружного фасада, но и такой значительный элемент внутреннего убранства зала, как фасад органа, парадоксально решённый архитектором в виде пучка торчащих под разными углами трубок.
Старый зал Лос-анджелесского Музыкального Центра, где долгое время работала филармония, был непригоден для полноценных концертов по той простой причине, что его стены безжалостно поглощали звук.
Вдова знаменитого Уолта Диснея, Лилиан, решила спасти положение, выделив 50 миллионов долларов в качестве вклада на строительство нового концертного зала в родном городе. Было очевидно, что этой суммы не будет достаточно. Но все были полны оптимизма. К тому же городские власти выразили готовность оказать посильную помощь и выделили площадку под строительство прямо напротив старого здания филармонии. Начался поиск архитектора.
Из всех вариантов избирательная комиссия почему-то одобрила далеко не однозначного кандидата – архитектора Фрэнка Гери. Он уже успел прославиться страстной любовью к деконструктивизму, построив десятки необычных зданий во всем мире. И никто не сомневался, что его новое творение станет таким же вызывающим. В результате у нового здания Лос-анджелесской филармонии ее до начала его строительства появилось сразу две уникальных особенности: правильная акустика и «неправильная» архитектура.
К чести Гери надо сказать, что почти все свои безумные идеи ему удавалось доводить до конца. Поэтому, несмотря на колоссальные финансовые трудности, из-за которых проект на несколько лет был заморожен, ему все же удалось возобновить работу, к которой он тут же привлек – ведь строился концертный зал – японских специалистов по акустике. Бюджет рос не по дням, а по часам. Так, желая добиться наилучшего звучания, вместо дешевой штукатурки на материалы для внутренней отделки пошло дорогое дерево.
Стараясь следовать идее деконструктивизма и в дизайне интерьера тоже, Гери даже трубы органа сделал торчащими в разные стороны. И, хотя, это, мягко говоря, «удивило» многих критиков, настоящее возмущение вызвала отделка фасада здания. Металлическая облицовка «расплывающихся» по обыкновению Гери в разные стороны форм здания так хорошо отражала солнечный свет, что в квартирах несчастных жителей близлежащих домов в солнечные дни стояла невыносимая жара. Плавился даже асфальт тротуаров.
Впрочем, это недоразумение быстро уладили, отшлифовав металлическое покрытие соответствующим образом. В ходе строительства было принято во внимание и еще одно важное условие - сейсмостойкость. Его побудило учесть землетрясение в Нортридже в 1994 году. В связи с этим была укреплена конструкция подземного гаража. Долго ли, коротко ли, в 2003 году новый концертный зал на 2265 слушателей, наконец, достроили. Строительство архитектурно-акустического шедевра обошлось в 274 миллиона долларов.
Неудивительно, что после такого количества препятствий, симфонический оркестр Лос- Анджелесской филармонии даже под управлением знаменитого финского дирижера Эса-Пека Салонен не смог сразу сесть и сыграть в новом зале, как ни в чем ни бывало. Целых полгода до официального открытия Концертного зала имени Уолта Диснея музыканты только привыкали к условиям, которые во всем, начиная с архитектуры и, заканчивая акустикой, были ни на что не похожи, чего, в общем-то, и добивался Фрэнк Гери.
Однако, добивался он этого из лучших побуждений. И добился-таки. Говорят, когда после первой репетиции музыкальный директор филармонии Салонен, повернулся к Фрэнку, сидящему в зале, и сказал: «Мы остаемся здесь», - 70-летний Гери расплакался. Так концертный зал имени Уолта Диснея стал одной из лучших музыкальных площадок США и, пожалуй, самым экзотическим архитектурным сооружением Лос-Анджелеса. Не случайно именно здесь состоялась американская премьера фильма «Матрица: Революция».
Концертный зал Уолта Диснея по-прежнему остаётся одним из самых удачных залов в истории США.
New World Center в Майами-Бич - образовательный центр и концертный зал оркестра New World Symphony (2011)
New Word Center - это здание площадью 9350 кв. м с концерным залом на 765 мест, 25 аудиториями для индивидуальных занятий и двумя - для занятий ансамблей, звукозаписывающей студией Knight New Media Center на третьем этаже и террасой на крыше.
Одно из главных помещений комплекса - Sun Trust Pavilion, многофункциональный круглый зал с 13-ю рядами кресел, который может использоваться как концертный зал, для репетиций, показа фильмов, лекций, конференций. Концерты проходят на 10 передвижных площадках на разных уровнях. Зал можно трансформировать, приспосабливая для разных функций, от сольного концерта до масштабных танцевальных постановок. Он оборудован десятью камерами-роботами, которые охватывают все, что происходит внутри, и записывают концерты без участия операторов. Рисунок обивки кресел в этом зале разработал Фрэнк Гери, а выполнила фирма Poltrona Frau.
Обычные для Гери вздыбленные, круглящиеся формы на этот раз проявились в интерьере. Их видно с улицы сквозь бескаркасный стеклянный фасад. Одна из квазицилиндрических форм - изгибающийся коридор, который, постепенно сужаясь, ведет из вестибюля к концертному залу. Другие - округлые стены аудиторий. Снаружи находится Miami Beach SoundScape - пплощадь, рассчитанная на 1000 человек, перед плоской белой стеной здания, с уличными звуковыми установками. В здании будут проходить концерты, обучение студентов, то и другое можно будет записывать для радио, телевидения и трансляции в интернет, а также показывать на стене-экране перед площадью.
Помимо архитектора Фрэнка Гери в работе принимали участие инженер-акустик - Ясухиса
Небоскрёбы в Нью-Йорке
Самое высокое в Западном полушарии здание, расположенное на Спрюс-стрит, в северной части Манхеттенского Сити, - первый небоскреб Гери, возведенный в Нью-Йорке. В этом проекте архитектор продолжил свои творческие поиски в рамках органической эстетики. Манера автора, так отчетливо различимая в офисном здании InterActive Headquarters (2007) и концертном зале Уолта Диснея (2003), на этот раз была выражена не совсем обычным образом. Волнообразно изогнутые фасады здания являются реминисценцией произведений Джанлоренцо Бернини, итальянского скульптора XVII века. И действительно, оболочка из стекла и нержавеющей стали чем-то напоминает драпировку.
76-этажный небоскреб Гери (высота 265 м, площадь – более 100 тыс.кв. м) идеально вписан в существующий урбанистический контекст и вступает в диалог с такими объектами, как знаменитый Бруклинский мост, Вулворт-билдинг Кэсса Гилберта или штаб-квартира фирмы «Крайслер».
Внутреннее пространство поражает функциональным многообразием. Более 900 жилых апартаментов, школа площадью 9 тыс.кв. м, офисы Центрального госпиталя Нью-Йорка, подземная парковка на 175 автомобилей для госпиталя, а еще фитнес-центры, игровые зоны для детей, бассейн под открытым небом, гриль-терраса, художественные студии, библиотека. Кроме того, бюро Фрэнка Гери спроектировало масштабную общественную зону (площадь), примыкающую к зданию.
Отель Riscal («Пьяный отель»)
Сложнейший проект отеля Marques de Riscal был воплощен в жизнь, причем воплощен с невероятной помпой – на его открытие приехал сам король Испании Хуан Карлос I. Иные составляющие нового отеля, входящего в сеть Luxury Collection (элитное подразделение отельной сети Starwood), также обещают отелю Marques de Riscal совершенно счастливую жизнь. О том, как именно строился отель Marques de Riscal, уже сложились легенды. Винные знатоки и просто люди активно пьющие, конечно, догадались, что Marques de Riscal – это и есть не что иное, как знаменитый испанский винный брэнд. Фрэнк Гери – он прославленный гений, архитектор-звезда, но все же гостиница – это место, где предполагается отдыхать, а не только любоваться изгибами сложнейшей архитектуры. При любой гостинице важен, например, ландшафт. И такой здесь имеется.
В этом богом возлюбленном и просветленном месте приземлился вдруг холодный космический корабль Фрэнка Гери – волнистая крыша, спаянная из разноцветных листов титана, насажена на белоснежный куб. Это только кажется, что это куб какой-то эвклидовой формации. Нет-нет, Гери не изменил себе. Стены куба косят глазом, двоятся, разъезжаются, словно ноги гимнаста в шпагате. В гигантском отеле всего 43 номера, и интерьерами здесь также занимался сам мэтр. 14 номеров расположены в центральном здании, остальные – в прилегающих постройках (два главных, "президентских номера" располагаются под волнистой крышей центрального здания). Площадь территории, выделенной под отель, производит впечатление своей нереальной цифрой – 100 тысяч квадратных метров. Помимо отеля здесь находится большой комплекс spa (где работают с помощью средств главной "винной" косметической марки – французской виноградной Caudelie из Бордо), два ресторана и бескрайние, бездонные, бесконечные винные погреба с залежами Marques de Riscal.