Другой элемент характера
Александра I сформировался 23 марта
1801, когда он взошёл на престол
после убийства его отца: загадочная
меланхолия, готовая в любой момент
перейти в экстравагантное поведение.
В начале эта черта характера
никак не проявлялась — молодой,
эмоциональный, впечатлительный,
одновременно благожелательный
и эгоистичный, Александр с
самого начала решил сыграть
великую роль на мировой сцене
и с юношеским усердием принялся
за реализацию своих политических
идеалов. Временно оставляя при
должности старых министров, которые
сбросили императора Павла I, один
из первых его указов назначил
т. н. негласный комитет с
ироничным названием «Comité du salut public»
(отсылает к французскому революционному
«Комитету общественного спасения»), состоящий
из молодых и полных энтузиазма друзей:
Виктор Кочубей, Николай Новосильцев,
Павел Строганов и Адам Чарторыйский.
Этот комитет должен был разработать схему
внутренних реформ. Важно заметить, что
либерал Михаил Сперанский стал одним
из самых близких советников царя и составил
множество проектов реформ. Их цели, основанные
на их восхищении английскими установлениями,
намного превосходили возможности того
времени и даже после того, как их возвели
в ранги министров, лишь малая доля их
программ была реализована. Россия не
была готова к свободе, и Александр, последователь
революционно настроенного Лагарпа, считал
себя «счастливой случайностью» на престоле
царей. Он говорил с сожалением о «состоянии
варварства, в котором находилась страна
из-за крепостного строя».
Последние годы правления
Александра I
Александр утверждал,
что при Павле «три тысячи
крестьян были розданы как
мешок брильянтов. Если бы цивилизация
была более развитой, я бы прекратил
крепостное право, даже если
это бы мне стоило головы».
Решая вопрос поголовной коррупции,
он остался без верных ему
людей, и наполнение правительственных
позиций немцами и другими
иностранцами только привело
к большему сопротивлению его
реформам со стороны «старых
русских». Так правление Александра,
начатое великой возможностью к улучшению,
кончалось утяжелением цепей на шеях русских
людей. Это происходило в меньшей степени
из-за коррупции и консерватизма русской
жизни и в большей — из-за личных качеств
царя. Его любовь к свободе, несмотря на
её сердечность, не была основана на реальности.
Он льстил самому себе, представляясь
миру как благодатель, но его теоретический
либерализм был связан с аристократическим
своенравием, не терпящим возражений.
«Вы всегда хотите меня учить! — он возражал
Державину, министру юстиции, — но я император,
и я желаю этого и ничего другого!» «Он
был готов согласиться, — писал князь
Чарторыйский, — что все могут быть свободны,
если они свободно делали то, что он хотел».
Более того, этот покровительственный
темперамент сочетался с обыкновением
слабых характеров хвататься
за любую возможность отложить
применение принципов, которые
он публично поддерживал. При
Александре I масонство стало почти
государственной организацией, однако
было запрещено особым императорским
Указом в 1822 году. В то время
самая большая масонская ложа
Российской империи, «Понт Эвксинский»,
находилась в Одессе, которую император
посетил в 1820 году. Сам Государь, до своего
увлечения православием, покровительствовал
масонам и по своим взглядам был бо́льшим
республиканцем, чем радикальные либералы
Западной Европы.
В последние годы
правления Александра I особое влияние
в стране приобрёл А. А. Аракчеев.
Проявлением консерватизма в
политике Александра стало учреждение
военных поселений (с 1815 года),
а также разгром профессорских
кадров многих университетов.
16 августа 1823 года Александр
издал секретный манифест, в котором
принял отречение брата Константина
от престолонаследия и назначил
младшего брата, Николая Павловича
законным наследником[7].
Смерть
Умер император Александр
19 ноября 1825 года в Таганроге,
в доме Папкова, от горячки
с воспалением мозга в возрасте
47 лет. А. Пушкин написал эпитафию:
«Всю жизнь свою провел в
дороге, простыл и умер в Таганроге».
Скоропостижная смерть
императора породила в народе
массу слухов (Н. К. Шильдер в своей
биографии императора приводит 51 мнение,
возникшее в течение нескольких недель
после смерти Александра). Один из слухов
сообщал, что «государь бежал под скрытием
в Киев и там будет жить о Христе с душею
и станет давать советы, нужные теперешнему
государю Николаю Павловичу для лучшего
управления государством»[8]. Другая версия
изложена в книге графа Артёмия Череп-Спиридовича
«Скрытая рука». «„После обеда в еврейской
синагоге он вернулся в Таганрог и почувствовал
себя неважно“. „Теперь он знал о существовании
тайного заговора, направленного на его
убийство“. Царь вызвал своего врача сэра
Джеймса Уилиса: „О, мой друг! Что за чудовища,
что за неблагодарные негодяи! А я так
истинно желал им благополучия!“. Царь
был отравлен знаменитым Aqua Tofana, однако
официально было объявлено, что он заболел
тифозной лихорадкой, из-за боязни массовых
погромов евреев. Яд действовал медленно,
причиняя Александру невыразимые страдания.
В какой-то момент показалось, что государь
может быть спасен, и люди, получив это
известие, „начали плясать от восторга“.
1 декабря 1825 г. царь открыл глаза и, будучи
не в состоянии говорить, поцеловал руку
императрицы. „Несколько минут спустя
он испустил последний вздох“. От действия
яда его лицо почернело!» Позднее в 30—40
годах XIX века появилась легенда, что Александр,
измученный угрызениями совести (якобы
как соучастник убийства своего отца),
инсценировал свою смерть вдалеке от столицы
и начал скитальческую, отшельническую
жизнь под именем старца Фёдора Кузьмича
(умер 20 января (1 февраля) 1864 года в Томске)[9].
Данная легенда появилась
уже при жизни сибирского старца
и получила широкое распространение
во второй половине XIX века[10]. В
XX веке появились недостоверные
свидетельства того, что при вскрытии
гробницы Александра I в Петропавловском
соборе, проводившемся в 1921 году,
обнаружилось, что она пуста[11]. Также
и в русской эмигрантской прессе
в 1920-е годы появился рассказ
И. И. Балинского о истории вскрытия
в 1864 году гробницы Александра I, оказавшейся
пустой. В неё якобы в присутствии императора
Александра II и министра двора Адальберга
было положено тело длиннобородого старца[12].
Вопрос о тождестве
Фёдора Кузьмича и императора
Александра историками однозначно
не определён[3]. Окончательно ответить
на вопрос, имел ли старец Феодор
какое-либо отношение к императору
Александру, могла бы только генетическая
экспертиза, возможность проведения
которой не исключают специалисты
Российского центра судебной
экспертизы[13]. О возможности проведения
такой экспертизы высказался
архиепископ Томский Ростислав
(в его епархии хранятся мощи
сибирского старца)[14].
В середине XIX века аналогичные
легенды появились и в отношении
супруги Александра императрицы
Елизаветы Алексеевны, умершей вслед
за мужем в 1826 году. Её стали
отождествлять с затворницей
Сыркова монастыря Верой Молчальницей,
появившейся впервые в 1834 году в окрестностях
Тихвина[15].