Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:42, курсовая работа
Цель исследования.
Анализ хозяйственных и общественных отношений древних франков во времена «Салической правды».
Задачами нашего исследования является:
1) рассмотреть основные отрасли хозяйства и общественное развитие древних франков по данным «Салической правды»;
2) выявить, какие изменения произошли в экономическом и общественном строе германцев со времен Цезаря и Тацита до времен «Салической правды»;
3) проследить разложение родового строя, эволюцию общины и формы собственности у салических франков.
Курсовая работа: Анализ хозяйственных и общественных отношений древних франков во времена "Салической правды" Название: Анализ хозяйственных и общественных отношений древних франков во времена "Салической правды"
Раздел: Рефераты по истории
Тип: курсовая работа Добавлен 00:57:45 01 мая 2011 Похожие работы
Просмотров: 5565 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
Введение
Актуальность темы.
Исследование общественного и хозяйственного строя древних франков по данным «Салической правды» очень важно. Источник отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии, и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских Правдах. Это позволяет более точно проследить изменения, произошедшие в обществе древних германцев со времен Цезаря и Тацита до образования государства у древних франков. Вместе с тем, более поздние кодексы «Салической правды» отличаются от более ранних, т.к. отражают новый этап в развитии общества. Сравнивая кодексы, составленные в разное время, мы можем судить о том, как изменялись материальные условия жизни франков, изучить переходной период от первобытнообщинного строя к феодальному.
Цель исследования.
Анализ хозяйственных и общественных отношений древних франков во времена «Салической правды».
Задачи исследования.
Задачами нашего исследования является: 1) рассмотреть основные отрасли хозяйства и общественное развитие древних франков по данным «Салической правды»; 2) выявить, какие изменения произошли в экономическом и общественном строе германцев со времен Цезаря и Тацита до времен «Салической правды»; 3) проследить разложение родового строя, эволюцию общины и формы собственности у салических франков.
Хронологические рамки исследования.
Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с начала VI по IX века – время создания, редактирования и действия «Салической правды».
Территориальные рамки исследования.
Объединенное Франкское королевство салических (приморских) франков на территории северной Галлии.
Объект исследования.
Общественный и хозяйственный строй древних франков по данным «Салической правды».
Предмет исследования.
Основные виды хозяйственной деятельности, община, виды и формы собственности, категории населения и их правовое положение во Франкском королевстве по данным «Салической правды».
Методы исследования.
Анализ исторических источников
и имеющейся отечественной
Степень научной разработанности.
К настоящему времени тема
данного исследования тщательно
разработана. Особенно активно она
обсуждалась в советское время
и была предметом острых научных
дискуссий. Большое внимание изучению
«Салической правды» как
Н.П. Грацианский в сборнике
статей «Из социально-экономической
истории западноевропейского
Источники.
«Салическая правда» («Lex Salica») принадлежит к числу варварских Правд – сборников, фиксирующих старинное обычное право варварских народов (вестготов, бургундов, саксов, баваров и других германских племен). Как частичная запись обычаев салических франков, она была редактирована по почину верховной власти, по соображениям государственной выгоды, причем редактирована со слов старейших представителей племени. Место возникновения Правды – объединенное Франкское королевство, распространившееся за Луару.[1]
По мнению некоторых исследователей,
древнейший, не дошедший до нас текст
«Салической правды» был
«Салическая правда», как
известно из традиции памятника, «жила»
около 400 лет (т.е. с начала VI века по
IX век). Много раз за это время
она переписывалась, дополнялась, видоизменялась.
«Салическая правда»
Наиболее ранней из дошедших до нас «семей» рукописей «Lex Salica» является I «семья», от которой сохранились четыре рукописи. Самая ранняя из ранних рукописей этой «семьи», дошедшая до нас, - рукопись «Paris 4404» - служит в научной традиции исходным моментом исследования. С ней сравниваются тексты других рукописей из других «семей» (II, III, IV, V). Сравнивая более поздние тексты с рукописью «Paris 4404», можно проследить изменения, происходившие в обществе и отразившиеся в тексте.[3]
«Салическая правда» записана по распоряжению государственной власти, которая еще была не в состоянии уничтожить обычаи, возникшие в период родового строя, но она вносит в судебник и новые правовые постановления, отражающие интересы все более усилившейся франкской знати. Поэтому «Салическая правда» является важным источником, который дает возможность изучить переходный период от первобытнообщинного строя к феодальному.
Наиболее полно в ней отражены архаические отношения, существовавшие у франков в период, предшествовавший завоеванию Галлии (родоплеменной строй в последней стадии его разложения, т.е. этап развития, следующий за тем, который переживали древние германцы эпохи Тацита) и слабо отражена жизнь и правовое положение галло-римского населения.
При изучении судебника возникают большие трудности, т.к. этот источник юридического характера, многие стороны жизни франков в нем не освещены. Формулировки лаконичны и подчас неясны. Структура «Правды» хаотична, перечисление серьезных и незначительных преступлений, полагающихся за них штрафов и вергельдов, лишено последовательности. В ряде случаев один и тот же термин имеет разное содержание: например, термин «вилла» где означает деревню, а где – дом общинника.[4] «Однако такая казуистичность правды, при отсутствии в ней общих законодательных норм, иногда способна обрисовать даже мелкие черты быта франкского общества».[5]
Т.о., Правда имеет исключительную ценность, как источник по истории франкского общества.
1. Хозяйство древних франков по данным «Салической правды»
Социально-экономическое развитие германских племен в ближайшие столетия(II-V вв.) после Тацита почти не оставило следа в документах; только археологические раскопки свидетельствуют о том, что в эту пору их материальная культура стала богаче и были достигнуты значительные успехи в обработке железа, гончарном искусстве (освоение гончарного круга) и т.д. Но когда в процессе падения Западной Римской империи возникли варварские королевства, то началась кодификация обычного права германских племен, ускоренная их столкновениями с прежним населением римских провинций и обострением социальных противоречий среди самих завоевателей. В результате этого возникли так называемые «правды» (вестготская, бургундская, салическая, рипуарская, баварская, саксонская), являвшиеся сборниками обычного права. Составлены они были весьма примитивно и представляли собой простой перечень штрафов за всякого рода преступления. Тем не менее, они очень ярко рисуют социально-экономические отношения эпохи.
Франки селились на заброшенной галло-римской территории, среди больших лесных массивов, где очень редко попадалось местное население. Уже одно то обстоятельство, что франки не брали в противоположность другим освоившимся на римской территории варваров, землю у местного населения, говорит о земных просторах между нижним Рейном и Соммою.[6] Обилие пустых земель и лесов налагало печать на все хозяйство, приливавших от Рейна франкских поселенцев, сообщая своеобразный характер и их скотоводству и их земледелию (например, скот часто ходил по воле без пастуха, садовые деревья сажались в открытом поле).
«После расселения в завоеванных провинциях Римской империи рядовые свободные германские соплеменники стали превращаться в крестьян. Несмотря на то, что и на старых местах жительства они с давних времен занимались оседлым земледелием и скотоводством, непосредственными производителями, поглощенными хозяйством, они еще не являлись. Ибо наряду с хозяйственной деятельностью они вели жизнь воинов, принимали участие в управлении и суде».[7] Сколь разителен контраст, по сравнению с тем, что выступает на первый план в древнейших записях обычного права германцев – варварских Правдах. Главное содержание Судебников – охрана имущества и личной неприкосновенности хозяев, их усадеб, домов, скота и др.
Что касается форм поселения франкских пришельцев, то наши сведения об этом недостаточны. А.Р. Корсунский в своей работе так описывает единственную известную меровингскую деревню во Франции: «Она состоит из 30 раскопанных землянок, из которых лишь четыре относятся ко времени до середины VI века. Примерно около 700 г. поселение было покинуто. Рядом с некоторыми землянками были найдены ямы для отбросов. Не все строения были жилыми, некоторые служили ремесленными мастерскими… Деревня соприкасалась с развалинами строения галло-римского времени. При одной землянке обнаружен водосток; глубина уходящей в землю части жилища доходит до 65 см. Среди найденной керамики есть остатки, изготовленной на гончарном круге, и ручные изделия. Самая большая землянка занимала 17,4 кв. м., средняя величина землянок составляет около 7,45 кв. м. Средняя глубина пола достигала 21 см. Все землянки построены в направлении с востока на запад. Поскольку менее чем в четырех километрах находился меровингский королевский пфальц Витри-ан-Артуа, археолог, производивший раскопки, предполагает, что жителей Бребьера связывали с этой королевской резиденцией тесные хозяйственные и социальные отношения. Исследования костей, найденных в землянках и ямах для отбросов, показали наличие 96,1% костей домашних животных и 3,9% костей диких животных. Преобладают свиньи (39,26%), затем следуют крупный рогатый скот, овцы, куры, лошади и козы. Остатки зерна не найдены».[8] Судя по тому, что главное содержание «Салической правды» - охрана имущества и личной неприкосновенности домохозяйств, их усадеб, домов, скота, можно сделать вывод, что средоточием хозяйственной и социальной жизни франков являлась усадьба и дом.
После завоевания франками территории
Галлии в жизни франкского общества
большую роль стали играть римские
порядки. Это следует из анализа
«Салической правды» и хроник.
Попав в новые, более благоприятные
климатические и почвенные
И вместе с тем «…вторжения
варварских народов на территорию Римской
империи открыли качественно
новую эпоху в социально-
Подробно экономический строй франкского королевства на рубеже V-VI вв. прекрасно показывает «Салическая правда», которая имеет значение необычайно ценного исторического документа, показывающего хозяйственную жизнь эпохи.
Она свидетельствует, что франки в то время были земледельцами и их агрикультура, как отмечает Полянский Ф.Я., стояла на довольно высоком уровне.[11] Правда франки занимались и охотой, причем у них имелись охотничьи собаки, за кражу которых платился штраф в 15 солидов.[12] Так же у них процветало экстенсивное скотоводство, особенно свиноводство. Стада свиней оставались круглый год в лесах на подножном корму. Часто дичали, и за поросятами приходилось охотиться как за обыкновенными кабанами. Их часто воровали, и потому уже начальные статьи «Салической правды» давали классификацию поросят всех возрастов и категорий, определяя штрафы за их хищения.[13] Охрана таких стад была делом первостепенной важности, и для этого пастухи использовали особых собак. Существовало и стойловое содержание свиней, причем за похищение поросенка из хлева взимался в три раза более значительный штраф (45 солидов), чем за похищение из стада. Если же кто-либо поджигал хлев с находящимися в нем поросятами, то штраф увеличивался до 63 солидов.
«Салическая правда» охраняет
крупный рогатый скот, угрожая
за хищение теленка-сосунка