Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:01, реферат
Сергей Александрович Токарев родился 16 декабря 1899 года в городе Туле в семье учителя. Любопытно, что в детстве Сергей Токарев жил рядом со Львом Николаевичем Толстым: дача его бабушки по материнской линии Александры Яковлевны Дарской, родной сестры митрополита Московского Сергия, находилась в окрестностях Тулы, неподалеку от Ясной Поляны. Как сообщает вдова Сергея Александровича О.В. Токарева, "дети бывали в имении Толстых еще при жизни Льва Николаевича". Сам Сергей Александрович не раз вспоминал об этом в разговорах со своими детьми и внуками. Толстой определил для метрики возраст будущей жены Токарева Татьяны Тюриной - ее отец, Яков Тюрин, был дорожным рабочим близ Ясной Поляны. Случайность, конечно, но есть в ней что-то символическое.
Важнейшая работа С.А. Токарева «Религия в истории народов мира» выдержала 4 издания. Библиотечное исследование показало, что все экземпляры зачитаны буквально до дыр. Книга состоит из введения, трёх разделов и заключения. Каждый раздел разбит на главы, которых всего 24. Во введении дан краткий очерк истории изучения религии и её происхождения в домарксистской и буржуазной науке, а также отдельным параграфом прописано марксистско-ленинское понимание религии. Подчёркивается важность изучения и борьбы с «извращённой формой общественного сознания».
Раздел «Религия доклассового общества
и переходного периода к
Следующий раздел посвящён религиям классового общества и национально-государственным религиям. Рассматриваются религии цивилизаций Мезоамерики, Китая, Японии, Кореи, Индии, Древнего Египта, Шумеров, Вавилона, Ассирии, хеттов, халдов, финикийцев, Ирана, евреев, древних греков и римлян. Подробно рассматривается социальная сущность религии, её корни.
Мировые религии описываются в порядке их возникновения: буддизм, христианство, ислам. Токарев называет источники, историографию; раскрывает динамику развития, современную ситуацию и историческую оценку. В заключении говорится, о перспективах религии, отмечается упадок её авторитета и влияния. Отрицается какая-либо польза религии: «Религия – зло народов».
У С.А. Токарева есть также работы по религиям отдельных регионов: например, монография «Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала XX в.». С середины 60-х годов происходит переориентация интересов учёного, и он более глубоко начинает заниматься историей науки.
Ещё в 1928 году С.А. Токарев публикует статью «Современное австраловедение» в журнале «Этнография» и уже в 1930 молодого специалиста привлекают для написания статей о зарубежных исследователях в БСЭ. Токарев постоянно рецензирует переводные этнографические издания. После войны выходят в свет его работы по истории этнографии в рамках Академии наук и влияния марксизма на этнографию («Изв. Академии наук СССР. Серия истории и философии». Т.2 и Т.3). В СЭ публикуются обзоры новой литературы по народам Европы, в 1948 году статья «Вклад русских учёных в мировую историческую науку», в 1951 – «Основные этапы развития русской дореволюционной и советской этнографии». В 1950-54 годах учёный подготовил и отредактировал собрание сочинений Н.Н. Миклухо-Маклая. В «Вестнике мировой культуры» в 1958 году публикуется статья «Советская этнография за 40 лет», в «Вестнике МГУ» - очерк из истории этнографии XVIII в. В 1960 году была написана глава «Очерки истории исторической науки в СССР» в книге «Этнография».
В 1966 году вышла обобщающая монография «История русской этнографии (дооктябрьский период)». Книга состоит из введения, восьми глав, предметно-географического указателя и указателя имён. Работа действительно огромна и масштабна. Я не буду подробно останавливаться на ней, т.к. в процессе подготовки к экзамену мы все с ней познакомимся и прочитаем от корки до корки.
Не могу не упомянуть книгу «Истоки этнографической науки (до середины XIX века)», изданную в 1978 году. Источниковой базой работы явилась многочисленная историографическая литература (преимущественно на западноевропейских языках), в которой содержится большой фактический материал (и попытки его обобщения) о народах различных стран, начиная от появления первых памятников письменности до середины XV века.
В предисловии даётся краткое обоснование задач книги, а также хронологических и географических рамок исследования. Цель монографии – дать исследователям, студентам и преподавателям, а также всем, интересующимся этнографией, определённый запас фактов и обобщений, касающихся «истоков» этнографических знаний, «предыстории» этнографии, когда накапливался фактический материал этой науки, намечались первые его обобщения, хотя этнография ещё не выделилась в самостоятельную дисциплину. Форма изложения в работе такова: этнографические сведения рассматриваются автором по эпохам, соответствующим общепринятой в советской науке периодизации процессов всемирной истории. Этнографические материалы исследуются на фоне общих сведений о той или иной эпохе и конкретно-исторической обстановке, сопоставляясь с господствующими идейными течениями того или иного периода времени. Автор, анализируя огромный материал, стремится выявить положительное содержание связанных с этнографией концепций, отбрасывая при этом всё ложное и реакционное.
В первой главе «Этнография в
древнем мире» автор
Вторая глава «Этнографические знания в средневековой Европе» охватывает период от крушения Римской империи до середины XV века. Вначале это было бурное время варварских завоеваний, распада прежних экономических связей, общего хозяйственного и культурного застоя, чему сопутствовал и упадок географических знаний; наблюдалось отсутствие интереса к этнографии и сужение общего культурного горизонта (лишь в Византийской империи сохранялись некоторые античные традиции). Автор пишет, что плавания викингов (IX-X вв.) и крестовые походы (XII-XIII вв.) не привели к существенному горизонту этнографического горизонта, поскольку для этого ещё не созрели подходящие исторические условия. Лишь в XIII веке некоторые путешествия на Восток (Карпини, Рубрук, Марко Поло и др.) в какой-то степени пробудили интерес к восточным народам.
В третьей главе «Эпоха великих географических открытий и рост этнографических знаний» рассказывается о существенном изменении исторической обстановки в Европе в середине XV века: начало зарождения элементов капиталистического уклада, образование крупных «национальных» государств, ряд колониальных захватов этого времени. Морские плавания и походы испанцев, голландцев, французов и англичан – всё это привело к захвату заморских территорий, населённых народами различных рас, языков и культур. Огромный поток сведений об этих народах привёл к резкому расширению этнографического кругозора. Это привело и к новым попыткам осмысления полученных материалов (Мартир, Монтень и др.).
В четвёртой главе «Этнографические знания и идеи в XVIII веке» рассказывается о дальнейшем расширении круга этнографических познаний по мере всё усиливающегося роста колониальных захватов. Плавания Бугенвиля, Кука, Лаперуза и других путешественников имели огромное значение и для этнографической науки. В главе говорится о зарождении «сравнительно-этнографического метода» (Толанд, Лафито, Форстер, Де-Бросс). Этнографический материал использовался и просветительной литературой XVIII века: идеализация первобытности («добрый дикарь» у Руссо и Дидро), идея закономерности исторического развития, влияния географической среды на общество (Монтескье), идея культурного прогресса (Вольтер, Тюрго, Кондорсе, Фергюссон), а также соединение идеи прогресса с идеей полноценности и равноправия культурного вклада каждого отдельно взятого народа (Гердер), зарождение интереса к народному творчеству (Перро и др.).
Пятая глава книги «Этнографические знания и идеи в первой половине XIX века» посвящена новым условиям, в которых развивались этнографические знания в Европе после Французской революции и наполеоновских войн. В этот период, обращает внимание автор, в Европе зарождалось буржуазное национальное движение – особенно в германоязычных и славянских странах, - вызывавшее повышенный интерес к народным традициям, обычаям и поверьям (особенно к художественному творчеству в странах Европы). В это же время отмечается и дальнейшее расширение познаний о неевропейских странах (Гумбольдт, Дарвин, Скулкрафт и др.); развитие старых и появление новых идей, построенных на этнографических материалах («добрый дикарь», идея прогресса – Конт, Бокль и др.); складывается «мифологическая школа» как попытка общего осмысления народного творчества, верований, обычаев и обрядов.
В заключении («Итогах») С.А. Токарев пишет, что многовековая история накопления этнографических познаний и попытки их обобщения создали все необходимые условия для зарождения этнографии как самостоятельной научной дисциплины, которая сложилась около середины XIX века. По словам автора, «затянувшийся подготовительный период кончился и новая наука – этнография – народилась».
В 1971 году выходит статья «Ранние этапы развития советской этнографической науки (1917- середина 1930-х годов)». С начала 70-х начинается активное исследование зарубежной науки. Статьи «Начало фрейдистского направления в этнографии и истории религии», «Андре Леруа-Гуран и его труды по этнографии и археологии», доклад «Начальный период славянской этнографии» на VII съезде славистов были органично переработаны и затем составили отдельные разделы в монографии «История зарубежной этнографии», вышедшей в 1978 году.
Работа состоит из введения, 13 глав и заключения. Последовательному изложению историографического материала автор предпосылает теоретическое введение, в котором обосновывает важность «историографического подхода» к изучению любой науки, в том числе и этнографии, и даёт обзор существующих историографий этнографии.
Вслед за кратким очерком истории накопления этнографических знаний с древнейших времён до середины XIX в. в государствах Древнего Востока и Средиземноморья в античное время, а также в эпоху средневековья и нового времени (первая глава – «Анамнез. Доистория этнографической науки») автор рассказывает об общественно-политических и идейных конях зарождения этнографической науки – этому посвящена вторая глава – «Становление этнографии (середина XIX в.). Классическое эволюционистское направление в этнографии». Главным фактором в её оформлении автор считает огромные успехи естествознания, освящённые идеей эволюции и прогресса. По его мнению эта идея, соответствовавшая умонастроениям прогрессивной части буржуазных деятелей, была перенесена и в область изучения человека и его культуры. Отсюда – и расцвет классической «эволюционистской» школы в этнографии (А. Бастиан, Т. Вайц, Дж. Мак-Ленан, Г. Спенсер, Дж. Лёббок, Э. Тэйлор, Ю. Липперт и др.). Особняком среди классиков-эволюционистов стоял американец Л.Г. Морган, возвысившийся до материалистического понимания истории и заложивший основы изучения истории первобытного общества в целом, семьи, рода и др.
Третья глава «Карл Маркс и Фридрих Энгельс, их роль в развитии этнографической науки» посвящена научно-литературной и политической деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса, совпавшей с периодом становления этнографии как науки. Внимательно следя за успехами новой отрасли научного знания, они активно использовали данные этнографии для обоснования своих историко-материалистических взглядов на процесс развития человечества. Особенно важным на том этапе, считает автор, было критическое освоении основоположниками марксизма исследований Л.Г. Моргана. В книге показана роль работы Моргана в создании одного «из самых замечательных произведений марксистской классики – «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Анализ и краткое суммирование чрезвычайно сложного процесса разложения общинно-родовых отношений, развития частной собственности, общественных классов и государства составляют, пишет автор, самую важную часть книги и по глубине и ясности изложения остаются непревзойдёнными до сих пор».
В четвёртой главе «Этнография в конце XIX и в начале XX века» излагается ход развития этой науки в эпоху империализма, отмечаются новые успехи этнографии и зарождение реакционных течений, отличавшихся пересмотром классических теорий истории семьи, рода, матриархата и др. В главе анализируются работы К. Старке, Э. Вестермарка, Г. Кунова, Э. Гроссе и др. Пятая - одиннадцатая главы – «Диффузионистское направление», Биологические течения в этнографии. Расизм», «Фрейдизм в этнографии», «Французская социологическая школа», «Функционалистское направление», «Школа Франца Боаса в Америке», «Этнопсихологическое направление в американской этнографии» - посвящены различным теоретическим направлениям, зародившимся на рубеже XIX-XX вв. и несколько позже.
Двенадцатая глава «Современное
состояние этнографической
Тринадцатая глава «Развитие
этнографии в социалистических странах
Европы» посвящена общим