Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:07, контрольная работа
Краткая история болонского процесса, и специфика его внедрения в Украине.
Интеграция в Болонский процесс призвана содействовать европейскому сотрудничеству университетов и устранению препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах стран-участниц Болонского процесса.
Введение……………………………………………………………………...3
1.1 Высшее образование в Украине………………………………………4
1.2 Внедрение модульной системы………………………………………..6
1.3 Болонский процесс в Украине - "за" и "против"…………………….11
1.4 Недостатки Болонской системы.……………………………………..17
Список использованных источников…………………………………….21
1.4 Недостатки Болонской системы
Один из новейших проводников современной эпохи – это пресловутая Болонская система образования в ныне существующих ВУЗах. Про нее очень много спорят как в России, так и за ее пределами, всячески изучают, а затем анализируют плюсы, а также минусы. Однако когда мы вообще рассуждаем о Болонской системе, в первую очередь, мы должны задать самый главный вопрос: «Кому же на самом деле она выгодна? Кто в конечном результате от этого выигрывает, а также в чем вообще суть Болонской системы?» И уж точно эти вопросы нужно задавать не пресловутым чиновникам из министерства, поэтому безлимитной связью можно пока что приберечь. Для начала нужно разобраться в этом вопросе с самого начала. Теперь же давайте последовательно, шаг за шагом, разберемся во всех этих вопросах, и для начала подойдем к этому делу с практической стороны.
Болонская система образования по своей сути основывается на компетентностном подходе, когда непосредственное оценивание происходит по определенным кредитам или иначе – баллам. То есть учащемуся дали некие компетенции, которые на тот момент были важны, и если так случилось, что сейчас они уже не важны, что ж, приходится переучиваться заново. То есть опять вкладывать средства и учиться. Однако самое, к сожалению, главное, это то, что та основная масса студентов, кто останавливается лишь на степени бакалавриата, не имеет широкого образования, и, соответственно, широкого кругозора, поэтому ими легко можно манипулировать, ведь у них и свободы выбора, по сути, нет. Их просто-напросто не учат учиться, ведь их готовят лишь в качестве некой определенной функции.
Второй, однако, не менее важный, аспект данной проблемы заключается еще и в том, что Болонская система обучения очень резко делит все на уровни. Ведь в своем идеале Болонская структура в целом – это всего лишь несколько десятков самых мощных в мире университетов. Однако зачастую, на практике, все это выливается в целых несколько десятков и тысяч ВУЗов, которые лишь называются университетами, хотя на самом деле уровень знаний, преподающихся там, сравним разве что с уровнем Профессионально-технического училища, то есть попросту ПТУ. И, по сути, это очень и очень слабое образование.
Кроме того, в теории, Болонская система обучения должна позволять студентам свободно перемещаться по всему миру. Однако социологи подсчитали, что всего лишь ничтожная доля учеников и студентов на практике ездит обучаться в другие страны и университеты по всему миру. При этом у тех, кто так, все же, делает, такие поездки практически полностью совпадают с известными туристическими маршрутами. Но, как правило, или нехватка денег, или проблемы адаптации в чужой среде, или все факторы одновременно, в конце концов, приводят к тому, что студенты так не проводят в этом месте весь свой учебный семестр. Так, к примеру, если какой-либо студент из Праги приезжает в Оренбург, то в самом лучшем случае он проведет здесь месяц и после этого вернется в свой комфортный город. И это, в результате, дело туризма – здорового туристического интереса. То есть набираются прямые номера телефонов, узнается самый лучший маршрут и путешествие начинается. И продолжается до тех пор, пока не пропадет желание. Или силы. Или средства. И для современной России, это один из дополнительных минусов данной системы.
Еще одна сторона вопроса и очередной минус – оценивание студентов. Что же представляет собой данная система оценивания? У всех учеников в ВУЗах существует основная база, то есть то, за что они непременно получают свои оценки, то есть так называемые обязательные баллы, но вот остальные оценки они уже должны набрать исключительно основываясь на своих желаниях и предпочтениях. А поскольку нужно собрать всего лишь энное количество баллов, то практически любой среднестатистический учащийся пойдет, разумеется, по пути наименьшего сопротивления.
Современный студент уже даже книгу с полки поднять не изволит – ведь читать уже никак не модно. На какие же, поэтому, занятия он в результате пойдет? Правильно, на наиболее простые курсы, и уж совершенно ясно, что он вряд ли будет записываться на те направления, где у профессуры непосильно высокие требования. Так Болонская система и будет продолжать вымывать, выбивать из обоймы наиболее серьезных и требовательных профессоров, оставляя студентам лишь легкие курсы, однако тем самым лишь понижая уровень их образования.
Еще один немаловажный момент касательно кредитов данного типа образования, это то, что возможна совершенная фрагментарность в наборе баллов по совершенно разным конкретным курсам и дисциплинам в целом. Это вот с чем можно с легкостью сравнить. К примеру, набираются баллы по дисциплине древняя история, и студент идет на факультатив и слушает некоторое время курс под названием, к примеру, «монеты династии Хань». Однако в результате, кроме монет династии Хань этот студент абсолютно ничего в древней истории не знает. Но кредиты уже набраны и дисциплина древняя история в зачетке закрыта. И таких вот оторванных лоскутков, притянутых отовсюду, становится слишком много.
У студента, к сожалению, нет представления о целом. Как нет у него и той мировоззренческой основы, которая так необходима в знании собственного дела и в жизни вообще, и это лишь означает, что таким учащимся, а в последствии работником очень легко манипулировать. Ну а поскольку такой студент мало чего знает, его профессия быстро может устареть, и тогда ему нужно будет опять идти и переучиваться.
Список использованной литературы
1. Галазюк О.Д. Проблема
диверсификации методов
2. Галкина Е. Болонские тайны / www.dialogs.org.ua
3. Зорина Е. Присоединиться к Болонскому процессу как равные партнеры // Крымские известия. - 2005. - №228 (3458)
4. Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.В. Болонский процесс. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
5. Кремень В. Болонский процесс: сближение, а не унификация // Зеркало недели. - 2003. - № 48 (473) // www.mirror.kiev.ua.
6. Лопатин И. Наука сегодня - факты и комментарии // Клочок правды. - 2005. - № 20 (104).
7. Лямзин А. Страны СНГ и Болонский процесс. / "Проект Ахей" // www.mmj.ru
8. Основные декларации Болонского процесса (англ./рус.) / www.bologna.mgimo.ru
9. Рябоконь Л. Украина
присоединяется к Болонской
10. Семиноженко В. Образование и национальные интересы: выбор траектории. - К.: "День", 2004.
11. Чепурный О. Циклический интеллект. Болонский процесс v парадоксам враг // Человек и закон. -- 2004. -- №5.
12. Шевченко И. И вся Європа в гости к нам. Болонский процесс // Донецкий кряж. - 2005. - № 1860.