Боярская дума – высший орган власти Русского централизованного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:53, реферат

Краткое описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что произошедшее уже более десяти лет назад принятие новой российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления ставит историко-политическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов. Целью является изучение Боярской Думы как высшего органа власти централизованного русского государства. Задачи: изучить теоретические аспекты и рассмотреть Боярскую Думу как первый прототип государственных дум; проанализировать Боярскую Думу как высшего органа власти централизованного русского государства, определить роль Боярской Думы в системе государственных органов Московского государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

1.1 Боярская Дума в эпоху Киевской Руси

1.2 Боярская Дума как сословный орган

ГЛАВА II. БОЯРСКАЯ ДУМА- КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

2.1 Компетенции Думы

2.2 Состав Боярской Думы

2.3 Порядок заседания и принятия решений

2.4 Документирование деятельности Думы

ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ

3.1 Роль Думы в системе государственных органов Московского государства

3.2 Прекращение деятельности Боярской Думы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ИОГП.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

 

Институт права

 

Кафедра истории государства  и права

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: Боярская дума – высший орган власти Русского централизованного государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнил: студент 1-го курса (1 гр.)

                                                                            очного отделения

                                                                            Исаев Алексей Владимирович.

                                                                            Проверил:  к.и.н., доцент  кафедры                                                                    

                                                                            Цинцадзе Нина Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов  2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК  ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

1.1 Боярская Дума в эпоху  Киевской Руси

 

1.2 Боярская Дума как  сословный орган 

 

ГЛАВА II. БОЯРСКАЯ ДУМА- КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

2.1 Компетенции Думы

 

2.2 Состав Боярской Думы

 

2.3 Порядок заседания и  принятия решений

 

2.4 Документирование деятельности  Думы

 

ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ

 

3.1 Роль Думы в системе  государственных органов Московского  государства

 

3.2 Прекращение деятельности  Боярской Думы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Целью данной работы является изучение Боярской Думы как высшего  органа власти централизованного русского государства. В рамках достижения поставленной цели были определены задачи: изучить  теоретические аспекты и рассмотреть  Боярскую Думу как первый прототип государственных дум; проанализировать Боярскую Думу как высшего органа власти централизованного русского государства, определить роль Боярской Думы в системе государственных  органов Московского государства.

 

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач  данного исследования.

 

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что произошедшее уже более десяти лет назад  принятие новой российской Конституции  и провозглашение Российской Федерации  правовым государством с республиканской  формой правления ставит историко-политическую науку перед необходимостью исторического  анализа в такой области, как  становление и развитие системы  государственных органов.

 

Теперь, когда в стране появилась новая Государственная  дума, это изучение приобретает и  большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают  экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной. Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту. Признается, что работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни.

 

Исторические традиции проявляются  не только в сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями  развития парламентаризма, который  так же может существовать в различных  формах (например, президентская или  парламентская республика). Иными  словами, конкретные условия организации  и деятельности законодательных  органов страны формируются под  воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических  традиций, восприятие их населением и  др.

 

ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК  ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

1.1 Боярская Дума в эпоху  Киевской Руси

 

В эпоху Киевской Руси Боярская Дума являлась совещанием князей со своими дружинниками и «старцами градскими» (местной родоплеменной знатью), в удельный период Боярские Думы представляли собой совет при великом князе. В Московском княжестве в состав Боярской Думы входили так называемые «путные бояре» (ведавшие «путями», то есть отдельными отраслями управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и т.д. На завершающем  этапе объединения русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий орган.

На протяжении второй половины XVI-XVII в. шел процесс формирования сословного строя, характерного для  феодального общества. Процесс этот начался еще во времена Киевского  государства и завершился во второй половине XVII в.

1.2 Боярская Дума как  сословный орган

 

Первоначально Боярская Дума была консультативным боярским органом  при монархе (московском великом  князе). Членов Боярской Думы назначал царь, и собственно только члены  Боярской Думы могли называться боярами. В титулованных бояр (т.е. бояр с титулом  князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранявшие свои вотчины и получившие новые поместья (служилые князья). Сам  факт наличия Боярской Думы позволяет  некоторым исследователям говорит  об ограниченности власти монарха в  России в это время. В действительности бояре особо не мешали великокняжеской  политике. Даже в начале каждого  закона писали: «Царь (великий князь) указал, а бояре приговорили.»  Т.е. указывал все равно именно великий  князь (царь), а бояре лишь соглашались1. Со временем, в Боярской Думе, кроме бояр, появился дополнительный думский чин - окольничий. В Боярской Думе также начали работать профессиональные чиновники и клерки - дьяки и подьячие. У каждого боярина, как правило, был свой персональный секретарь-референт, являвшийся думским дьяком. Боярская Дума выступала апелляционной судебной инстанцией.

 

Русское государство середины XVI - середины XVII в.в. являлось сословно-представительной монархией. Сословно - представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть, вынужден привлекать для решения важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. К середине XVI в. Россия была единым, централизованным государством. К рассматриваемому периоду она сделала значительный шаг в социальном развитии. Это характеризуется ростом ремесленного производства, развитием местных рынков и усилением между ними прочных связей. Развиваются товарно-денежные отношения. Большое значение имеет внешняя торговля. Наблюдается рост городского и сельского населения. В политическом развитии государства большое значение приобретает опричнина, которая была создана для расправы с изменниками и ослушниками. Опричнина подорвала экономическую мощь бывших удельных князей, увеличились земельные владения Царя, постепенно стало вырастать значение поместного землевладения. Объяснить политический смысл опричнины довольно трудно. Ведь она не отвечала на политический вопрос, стоявший тогда на очереди, не устраняла затруднения, которыми была вызвана. Затруднения создавалось столкновениями, какие возникали между государством и боярством. Государь и боярство не расходились друг с другом непримиримо в своих политических идеалах, в планах государственного порядка, а только натолкнулись на одну несообразность в установившемся уже государственном порядке, с которой не знали что делать. Что такое было на самом деле Московское государство в XVI в.? Это была абсолютная монархия, но с аристократическим управлением, т.е. правительственным персоналом. Не было никакого политического законодательства, которое определяло бы границы верховной власти, но был правительственный класс с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть росла вместе, одновременно с другой политической силой, ее стеснявшей. Таким образом, характер этой власти не соответствовал свойству правительственных орудий, посредством которых она должна была действовать. Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то время, как государь пожаловал их как дворовых слуг своих в звании холопов государевых. Обе стороны очутились в неестественном положении. В государстве создалась ситуация, при которой бояре не были заинтересованы в дальнейшем укреплении власти монарха и стремились ограничить ее Боярской думой. Дворянство же было заинтересовано в усилении великокняжеской, а затем царской власти, в перестройке политического аппарата и в более решительной внешней политике. Средние и мелкие феодалы, объединившись с городским населением, решительно выступали против старой феодальной знати. Опорой великокняжеской власти было дворянство. От монарха оно ждало земель, крестьян, повышения своего политического веса.2 Именно поэтому, из-за нестабильной обстановки в государстве Иван IV создал опричнину. В середине XVI в.в России была следующая классовая структура. Класс феодалов составили бояре, которые получили придворный чин «холопов государевых». Распределение привилегии происходило по принципу местничества (родовитость, знатность). Постепенно такое распределение чинов уступало место чину, жалуемому царем.

 

На первом месте были придворные чины, которые подразделялись на думных и недумных. К придворным чинам (думным) относились бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. Все эти чины входили в Боярскую думу. Следующим по значению был чин окольничьего. К менее важным придворным чинам - недумным - относились спальники, стольники и др. С середины XVI в. усиливается значение дворян. Ими считались верхушка служилых людей, не получивших боярского чина. Верхушку дворянства составляли «думные дворяне». Делилось дворянство на несколько групп: дворян московских, выборных, городовых и дворовых. Полная отмена местничества в середине XVI в. ликвидировала различия внутри класса феодалов, усилила роль дворянства. Крупнейшим феодалом была церковь. В середине XVI в. наносится удар по церковно- монашескому землевладению. Класс феодально-зависимых крестьян делится на черносошных и владельческих (дворцовых, монастырских, помещичьих). Основными формами эксплуатации были барщина и оброк. В данный период прослеживается постепенное и окончательное закрепощение крестьянства. Холопство в XVI в.делилось на старинное, полное, докладное и кабальное. Во второй половине XVI в. получили большое развитие города. Увеличивается численность посадских людей.

 

Таким образом, все выше указанные  предпосылки ведут к созданию в середине XVI в. в России сословно- представительной монархии, где функции сословно - представительного органа выполняли Земские соборы.

 

Сословно - представительная монархия ведет свое начало от созыва первого Земского собора в 1549 г., когда  Иван IV, ведя борьбу с реакционной  частью боярства за укрепление централизованной власти, вынужден был опереться на растущее поместное дворянство и  верхушку городского населения, призвав  их к участию в специально для этого созданном государственном органе. Новой особенностью общественного строя стало появление на политической арене двух новых социальных сил - дворянства и горожан. В XVI - XVII вв. Боярская Дума в документах именовалась служилыми людьми и состояло из целого ряда категорий (слоев). Верхний слой составляли бояре. Термин боярин стал обозначать звание (чин). Большинство среди них составляли бывшие удельные князья. Но некоторая часть происходила из родовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Общая численность бояр была невелика. В 1564 г. их было 33, после опричного террора в 1572 г. из них осталось 17. К концу XVII в. насчитывалось 42 боярина. Следующими после бояр чинами были окольничие, думные дворяне.

 

ГЛАВА II. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК  ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО  РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

2.1 Компетенции Боярской  Думы

 

 

Боярская дума, по определению  С.М. Каштанова4, не имела раздельной от монарха самостоятельной компетенции. Наряду с вопросами общегосударственной важности Дума рассматривала дела о земельных пожалованиях и служебных назначениях, о всех, даже мелких, нарушениях закона. Для решения различных дел создавались комиссии, постановления которых приравнивались к решению Думы. Обычно основные вопросы обсуждались вместе с монархом («царь указал и бояре приговорили »), иногда и в отсутствие государя, хотя в годы правления Ивана Грозного думцы не осмеливались брать на себя ответственность, предоставляя решение воле государя: для такого случая существовало особое выражение «бояре поговорили». Главную роль в составлении и редактировании постановлений Боярской думы и царских указов, в организации работы канцелярии Думы и подведомственных ей центральных учреждений играли думные дьяки . В конце XVI-начале XVII в. сохранялось положение Боярской думы как высшего законодательного органа при царе (зафиксированное в ст. 98 Царского судебника 1550 г .).

 

Без участия Думы, без  боярского приговора, в годы царствования Федора Ивановича и Бориса Годунова не обходилось решение таких важнейших  вопросов, как вступление в войну  и заключение мира. Дума участвовала  в принятии важнейших законов. Думой и церковными властями был утвержден Судебник 1589 г. Ею выносились приговоры о местничестве, важнейшем регуляторе служебных отношений в верхах господствующего класса.

 

Ее члены вместе с разрядными дьяками имели исключительное право  судить местнические споры. По государеву указу и боярскому приговору  проводились смотры и верстания на службу городовых детей боярских, осуществлялись земельные пожалования. По боярскому приговору производилась выдача денежного жалования, бояре решали вопросы о прибавках к поместным и денежным окладам. С ведома всех бояр осуществлялись устройства ямов, а также станиц на «диком поле ». На заседаниях Думы вершился суд над государевыми изменниками. Приведенными примерами далеко не исчерпывается круг проблем, рассматривавшихся на заседаниях Думы.

 

С падением роли дворцового ведомства в управлении страной  и развитием системы общегосударственных  приказов Боярская дума как высший правительственный общегосударственный  орган власти стягивает основные функции по руководству и контролю над приказами, она становится как  бы организационным центром деятельности центральных административных учреждений.

 

Приказные дьяки не могли  выносить самостоятельных решений  по спорным вопросам без приговора  всей Думы. В конце XVI в. Боярская дума, безусловно, руководила работой всех общегосударственных приказов.

 

Велико было значение Думы во внешнеполитических отношениях. Отметим  падение роли казначеев и возрастание  роли Думы в посольских делах после  смерти Ивана IV. Традиционно члены  Боярской думы имели исключительное право вести переговоры с иностранными послами. Если в последний период царствования Ивана Грозного (в 1572-1584 гг .), судя по составу «ответных комиссий » при послах, главную роль на переговорах играли худородные царские выдвиженцы -- думные дворяне , то при Федоре Ивановиче и Борисе Годунове в составе «ответных комиссий » преобладают представители бояр и окольничих . Обычно для переговоров с иностранными

 

послами назначались наиболее доверенные в правительстве бояре  и окольничие. Но о результатах  переговоров члены ответных комиссий должны были докладывать царю и всем боярам . Бояре возглавляли наиболее крупные и ответственные («великие») посольства в иностранные государства5.

 

2.2 Состав Боярской Думы

 

 

В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный  состав был небольшим: 10-12 бояр , 5-6 окольничих. Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде  этих бояр в XV в., сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью (это определить было невозможно), а службами предков. С  присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых  княжеств («княжата» ), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями. При Василии III в думу входят уже великие или введеные дьяки (позже они стали называться думными дьяками), а также представители московского дворянства - думные дворяне. В конце XV-начале XVI вв. в государственном управлении значительную роль начали играть неродовитые, но грамотные чиновники - дьяки. Они стали реальными исполнителями предначертаний велико княжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы , Казны и Дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел.

Информация о работе Боярская дума – высший орган власти Русского централизованного государства