Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 06:47, методичка
С точки зрения лингвистической "брак" (по-арабски "ан-никах") имеет два значения: бракосочетание и совокупление с женщиной. Абу Али ал-Кали сказал : "Используя данное слово, арабы вкладывают в него различный смысл. Так, если говорят: "Накаха фулян бинт фуляна", то имеют в виду, что некто женился на такой-то. А если говорят: "Накаха имраатаху ау завджатаху", то имеют в виду только "совокупление", "половой акт", имевший место между мужчиной и женщиной. Слово "ан-никах" в Шариате означает "заключение договора (по-арабски: "акд") между мужчиной и женщиной для получения удовольствия друг от друга, создания хорошей семьи и формирования здорового союза".
Здесь мы должны обратить внимание на то, что на родственников ребенка, кроме его прямых потомков, не распространяются запреты, связанные с кормлением грудью. Его кровнородственный брат может жениться на его кормилице или на его молочной сестре. Что касается потомков вскормленного кормилицей мальчика, то они будут считаться детьми кормилицы и ее мужа, равно как и их отец.
В-третьих, запреты относительно родственников по браку.
1. Жены отцов, дедов и представителей предыдущих поколений как по линии отца, так и по линии матери, согласно слову Всевышнего Аллаха:
"Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы"
(Сура "Женщины", аят 22).
Если мужчина заключил брачный союз с женщиной, то, независимо от того, имелась с ней близость или нет, она становится запретной для его сыновей, сыновей его сыновей, сыновей его дочерей и т.д.
2. Жены сыновей и представителей последующих поколений, согласно слову Всевышнего:
"И жены ваших
сыновей, которые от ваших
(Сура "Женщины", аят 23).
Если мужчина заключил брачный союз с женщиной, она становится запретной для его отца, дедов его и т.д. как по линии отца, так и по линии матери, независимо от того, имел он с ней близость или нет.
3. Мать жены, ее бабушки
и представительницы
"И матери
ваших жен"
(Сура "Женщины", аят 23).
После заключения брачного
союза между мужчиной и
4. Дочери жены, а также дочери его сыновей, дочери дочерей и представительницы последующих поколений, т.е. падчерицы и их родственницы. Они запретны при условии, что муж имел половые сношения со своей женой. Если они разошлись до этих сношений, то падчерицы и их родственницы не являются запретными для мужа, согласно слову Всевышнего:
"И ваши воспитанницы,
которые под вашим покровительством
от ваших жен, к которым вы уже вошли: а
если вы еще не вошли к ним, то нет на вас
греха"
(Сура "Женщины", аят 23).
После того, как мужчина женился на женщине и имел близость с ней, ее дочери, дочери ее сыновей, дочери ее дочерей и представительницы последующих поколений становятся для него, независимо от того, рождены они от мужа до него или после него. Если же произошел разрыв между ними до близости, то падчерицы и их родственницы не являются запретными для мужа.
2. Запреты временные
Временные запреты бывают нескольких видов:
1. Запрет на сестру жены, ее теток как по отцовской, так и по материнской линиям. Запрет действует до тех пор, пока брак не распадется, либо по причине смерти мужа, либо в результате развода. Всевышний Аллах сказал:
"И - объединять двух сестер"
(Сура "Женщины", аят 23).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Не объединяйте жену и ее тетку по отцу, жену и ее тетку по матери"
(Текст хадиса согласован).
2. Запрет, действующий в период, когда женщина после смерти мужа или развода не имеет права выходить замуж. На ней нельзя жениться, пока не закончится этот период, и в это время ей нельзя делать предложение относительно этого.
3. Запрет, действующий в период большого и малого хаджа. На женщине нельзя жениться, пока она не снимет с себя ихрам. Есть и другие запреты, о которых мы не говорим, опасаясь затянуть нашу лекцию. Что же касается периода менструации, то с ним не связаны запреты на вступление в брак. Вступать с ней в половые отношения можно только после того, как завершится менструальный период и женщина совершит омовение.
Глава шестая
РАЗРЕШЁННОЕ
ЧИСЛО БРАКОСОЧЕТАНИЙ
Если позволить мужчине
"То женитесь
на тех женщинах, что приятны вам,
- и двух, и трех, и четырех. А если боитесь,
что не будете справедливы, то - на одной"
(Сура "Женщины", аят 3).
Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ислам принял Гайлян ас-Сакафи, у которого было десять жен. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему, чтобы он выбрал из них четырех, а остальным дал развод. Кайс ибн ал-Харис сказал: "Когда я принял Ислам, у меня было восемь жен. Я пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил ему об этом. Он сказал:
"Выбери из них четырех".
Полезные стороны
1. Иногда многоженство необходимо. Например, в том случае, когда жена стара или больна. Если муж ограничится ею, то не получит удовлетворения. А у нее - от него дети. Если он проявит воздержание, то начнет опасаться за себя в связи с проблемами, возникающими в результате прекращения брачных отношений, а также в связи с возможными внебрачными связями. Если же он даст ей развод, то разлучит ее с детьми. Таким образом, данная проблема может быть разрешена только в результате многоженства.
2. Брак является причиной установления взаимосвязи между людьми. Всевышний Аллах сделал брак фактором, укрепляющим родственные связи между людьми. Сказал Всевышний:
"И Он - тот,
который создал из воды
(Сура “Размышление", аят 54).
Многоженство связывает многие семьи, устанавливая между ними взаимные связи. Это - одна из причин, побудивших Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, жениться на нескольких женщинах.
3. Многоженство позволяет защитить большее число женщин, удовлетворяя их нужды за счет средств, выделяемых на содержание детей, обеспечивая их жильем. Многоженство создает условия для появления на свет значительного числа детей для продолжения рода. А все это предписывается Шариатом.
4. Есть мужчины, испытывающие
сильное половое влечение. Им
недостаточно одной женщины.
Глава седьмая
МУДРЫЙ СМЫСЛ БРАКА
Прежде чем приступить к раскрытию данного вопроса, мы должны твердо усвоить, что все положения Шариата имеют мудрый смысл и все они уместны. В них нет ничего случайного или неразумного, так как они от Мудрого, Сведущего.
Однако весь ли мудрый смысл известен человеку? Ведь человек имеет ограниченные знания, он обладает несовершенным умом и не может знать все, получить сведения обо всем.
Ведь Всевышний Аллах сказал:
"Даровано вам знания только немного"
(Сура "Перенес ночью", аят 85).
Таким образом, мы должны с удовлетворением воспринимать предписания Шариата, ниспосланные Аллахом для своих рабов, независимо от того, знаем мы их мудрый смысл или нет. Ведь даже если мы и не знаем их мудрого смысла, то это вовсе не значит, что его в них нет. На самом деле это означает ограниченность нашего ума в понимании мудрости этих предписаний. О проявлении мудрого смысла брака
1. Брак сохраняет и
уберегает каждого из супругов.
"О юноши! Тот, кто способен к половым сношениям, тот должен жениться. Это сохранит ваше целомудрие, и убережёт ваши взоры от греховного ".
2. Брак предохраняет общество от зла и нравственного разложения. Если бы не было брака, то в отношениях между мужчинами и женщинами получили бы распространение порочные явления.
3. В браке каждый из супругов пользуется положенными ему правами и возможностями общения. Мужчина опекает женщину. Безвозмездно обеспечивает ее продуктами питания, жильем, одеждой.
Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:
"Вы
должны безвозмездно
Женщина также опекает
мужчину, выполняя свои
"Женщина - пастырь в доме своего мужа и отвечает за свою паству".
4. Брак укрепляет связи между семьями и племенами. Сколько было случаев, когда члены двух семей не знали друг друга, а брак сближал их и взаимно связывал. Поэтому, как уже отмечалось, Аллах сделал брачные отношения фактором, укрепляющим родственные связи между людьми.
5. Брак обеспечивает сохранение человеческого рода здоровым. Он является причиной роста народонаселения. Всевышний Аллах сказал:
"О люди! Бойтесь
Вашего Господа, который
(Сура "Женщины", аят 1).
Если бы не брак,
то человечество либо вообще
исчезло бы с лица земли,
либо общество состояло бы
из людей, родившихся в
В этой связи мне хотелось бы сказать несколько слов об идее ограничения рождаемости. Я утверждаю что ограничение рождаемости противоречит Шариату. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел брать в жены женщину плодовитую, объясняя это тем, что это будет способствовать увеличению народов. Ученые говорили: "Следует жениться на женщине, о которой известно, что она плодовита либо на основании ее предыдущего брака, если она уже была замужем, либо на основании плодовитости ее ближайших родственников, таких как мать и ее сестра, если она не была замужем раньше.
Кроме того, зачем ограничивать
рождаемость. Из опасений
"И нет ни одного животного на земле, пропитания которого не было бы у Аллаха".
(Сура Худ, аят 6).
Всевышний Аллах сказал :
"Сколько животных, которые не приносят себе пропитания - Аллах питает их и вас. Он - Слышащий и Знающий".
(Сура Паук, аят 60).
Всевышний сказал о тех, кто убивает своих детей, боясь нищеты:
"Мы пропитаем их и вас".
(Сура Перенес ночью, аят 31).
Если причиной ограничения рождаемости является страх перед трудностями, связанными с воспитанием, то это - также глубокое заблуждение. Насколько утомительным является процесс воспитания малого числа детей и насколько легче идет воспитательный процесс, когда их много. Трудность или легкость воспитания зависят от воли Всевышнего Аллаха. Если человек является богобоязненным и придерживается Шариата, Аллах облегчит ему его миссию. Всевышний Аллах сказал:
"А кто боится
Аллаха, тому Он устроит в Своем
деле легкость"
(Сура "Развод", 4).
Вопрос: "Если ясно, что ограничение рождаемости противоречит Шариату, то противоречит ли Шариату регулирование числа беременностей в зависимости от состояния матери?"
Ответ: "Нет, не противоречит. Я имею в виду те случаи, когда супруги или один из них, по взаимному согласию иногда используют средство, предохраняющее от беременности. Например, если жена слаба, и беременность ослабит ее еще больше, или в том случае, если она больна и уже много раз рожала. Ей можно, с согласия мужа, использовать противозачаточные средства в течение какого-то периода. Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники предохранялись с целью не допустить того, чтобы жена забеременела во время полового акта. И это не было им запрещено.
Глава восьмая
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ,
СВЯЗАННЫЕ С БРАКОМ
С браком связаны такие явления, как:
Первое: необходимость калыма.
Калым (выкуп), необходим для выплачивания невесте в связи с заключением брачного договора. Его размер может быть определен точно. Если же размер калыма не оговорен, то есть при заключении брачного договора не указано на необходимость выплаты калыма, то муж, тем не менее, должен уплатить жене хотя бы символический калым. Таков обычай.
Калым может быть в виде денег, то есть иметь вещественную форму, но может быть в виде какого-либо полезного действия. Так, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выдал одну женщину замуж с условием, что муж поможет ей выучить наизусть какую-то часть Корана.
Шариат предписывает, чтобы калым был небольшого размера. Чем он меньше, тем лучше, если руководствоваться указаниями Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и стремиться получить благословение. Чем более брак благословенен, тем он легче. Муслим сообщает в "Ас-Сахихе" о том, что некий человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: