Варфоломеевская ночь глазами современных историков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Подобное представление основано на книге французского историка Филиппа Эрланже «Резня в ночь святого Варфоломея». Для большинства именно эта монография является основным источником сведений о событиях Религиозных войн во Франции XVI в.. Однако и она не дает ответов на все вопросы связанные с причинами этого страшного побоища. Поэтому цель моей работы – изучение истории Варфоломеевской ночи с точки зрения современных исследователей.
В данной работе я выдвигаю три основные задачи:
Изучение истории Варфоломеевской ночи;
Изучить мнения зарубежных медиевистов о Варфоломеевской ночи;
Изучить мнения отечественных исследователей о Варфоломеевской ночи.

Содержание

Введение – стр. 3 – 5
История Варфоломеевской ночи – стр. 6 - 9
Варфоломеевская ночь глазами зарубежных медиевистов – стр. 10 - 17
Варфоломеевская ночь глазами отечественных медиевистов – стр. 18 - 22
Заключение – стр. 23 – 25
Список используемой литературы – стр. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Сегодня нам трудно себе представить религию иначе, как  глубокое внутреннее убеждение личности — в Бога или верят, или не верят. Религия для нас — личное дело и неотъемлемое право каждого. И не дело других людей или общества в целом решать, кому и во что верить. Преследования по религиозному принципу мы справедливо назовем сегодня религиозной нетерпимостью. О физическом истреблении иноверцев во имя торжества того или иного религиозного идеала нечего и говорить. С таких здравых позиций несложно вынести Варфоломеевской ночи приговор. Увы, понимания ее от этого не прибавится. Подойти к интересующим нас событиям с такими готовыми клише — значит, немедленно поставить себя в тупик.

Если смотреть с позиций  дня сегодняшнего, то религиозность  немалого числа активных участников Религиозных войн XVI века должна показаться поверхностной, чтобы не сказать  — сомнительной. Большинство воевало  потому, что воевали другие —  их друзья, земляки, их сеньоры. Служение религии — той или иной — сулило достойное место в жизни. Слово «беспринципность» здесь не совсем подходит. Скорее надо говорить о религиозных принципах иного рода, нежели тех, к которым привычны мы. Это не отсутствие настоящих убеждений, а особый способ их иметь — убеждения разделяют с другими людьми. Ожесточенности Религиозных войн столь непритязательное религиозное чувство, мало сказать, не умаляло. Именно это малопонятное нам сегодня коллективное переживание веры лежало в их основе41

Французы XVI века смотрели на религию как на политическое явление. Она прилагалась к их общественным связям как естественное и неизбежное дополнение. Правильно верует в Христа не тот, кто умудрен в недоступных  тонкостях схоластической теологии. Залог и выражение «истинной религии» — принадлежность к христианскому обществу, церковному приходу, городу, королевству. Член общества и христианин — по большому счету одно и то же. Король — «глава» общественного «тела» со всей вытекающей для него отсюда мерой ответственности. Религия играла роль главной несущей конструкции общества и даже наполовину не могла являться чьим-то «личным делом». Так устроенное общество никак не могло состоять из христиан и еретиков одновременно. Утрата конфессионального единства ставила его на грань распада.

Ко времени Варфоломеевской  ночи три Религиозные войны во Франции уже унесли жизни практически  всех лидеров обеих партий. Убийца герцога-католика Франсуа Гиза, некий  Польтро де Мере, под пыткой показал, что получил плату от адмирала-гугенота Гаспара Колиньи42. По словам же адмирала, убийце поручалось только шпионить. В битве при Жарнаке капитан стражи герцога Анжуйского, брата французского короля, выстрелом из пистолета убил раненого и сдающегося в плен принца Конде, одного из лидеров гугенотов, уже однажды сдавшегося и обмененного на плененного коннетабля Монморанси, убитого затем при Сен-Дени. Так и не решивший для себя, чей именно он лидер, Антуан де Бурбон в один год умудрился сменить веру трижды. Многое располагало его к тому, чтобы встать на сторону гугенотов, если бы не одно обстоятельство, перевешивавшее все остальные. Он являлся первым принцем крови. По его мнению, это значило, что при малолетнем короле Карле IX не королева-мать Екатерина Медичи, а именно он должен был играть первую роль. Стоило католикам предложить Бурбону впредь именоваться «лейтенантом королевства», как он отправился вместе с ними осаждать Руан, где засели гугеноты. Раненный там из гугенотской аркебузы, Бурбон поначалу вел душеспасительные беседы с католическим пастырем, но потом пожелал общаться с протестантским и принес обет — в случае своего выздоровления вновь перейти в протестантизм. Случая больше не представилось. Хотя номинально гугенотов теперь возглавлял его сын, Генрих Наваррский, фактическое руководство ими после гибели принца Конде оказалось сосредоточено в руках Гаспара де Колиньи. Лотарингские герцоги Гизы по-прежнему играли особенно активную роль в делах католической партии.43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  • Мемуары королевы Марго;
  • Письма Екатерины Медичи;
  • А. Костело – «Королева Марго»;
  • Хеллер Г. – «Гражданские войны в 16 веке во Франции»
  • Д. Крузе – «Варфоломеевская ночь»;
  • Ф. Эрланже – «Резня в ночь святого Варфоломея»;
  • С. Плешкова – «Мифы и легенды Варфоломеевской ночи»;
  • Сказкин С. Д. Реформация и Религиозные войны // История Франции. М., 1972.
  • П. Уваров – «Что стояло за религиозными войнами во Франции XVI в»;
  • И. Лучицкий «Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции»;
  • Монархическая власть и таинство смысла: сообщение о Варфоломеевской ночи: событие и споры – Сборник статей;
  • Новый исторический вестник – «Варфоломеевская ночь, события и споры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-26-

1 Плешкова С. Л. «Реальности и мифы Варфоломеевской ночи»/ журнал «Вопросы истории»/ 1998 №8 стр. 114                                                                        

2 Костело А. – Королева Марго/ М. 1999 г/ стр. 86 

3 Лучицкий И.В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции /И.В. Лучицкий. - СПб., 2011. - С.526-527.

-6-

4 Новый исторический вестник – «Варфоломеевская ночь: событие и споры» Сборник статей/ М.: Рос. Гос. гуманит. Уни-т, 2001, стр. 103

5 Лучицкий И.В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции /И.В. Лучицкий. - СПб., 2011. - С.526-527.

-7-

6 Новый исторический вестник – «Варфоломеевская ночь: событие и споры» Сборник статей/ М.: Рос. Гос. гуманит. Уни-т, 2001, стр. 103

7 Там же, стр. 104

7 «Кровавая месса» Вокруг света – 2003 г. №1

- 8 -

8 Плешкова С. Л. «Реальности и мифы Варфоломеевской ночи»/ журнал «Вопросы истории»/ 1998 №8 стр. 114                                         

9Новый исторический вестник – «Варфоломеевская ночь: событие и споры» Сборник статей/ М.: Рос. Гос. гуманит. Уни-т, 2001, стр. 103

-9-

10 Варфоломеевская ночь: событие и споры. Сборник статей. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 250 с.

11Плешкова С. Л. «Екатерина Медичи. Чёрная королева»М. Изд – во МГУ 1995, с. 190

-10-

12 Плешкова С. Л. «Екатерина Медичи. Чёрная королева»М. Изд – во МГУ 1995, с. 159

13  Варфоломеевская ночь: событие и споры. Сборник статей. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 250 с.

14 Ф. Эрланже «Резня в ночь на Святого Варфоломея 24 августа 1572 г.» стр. 80

- 11 -

15 Ф. Эрланже «Резня в ночь на Святого Варфоломея 24 августа 1572 г»

16 Костело А. – Королева Марго/ М. 1999 г/ стр. 110

17  Там же, стр 154

-12-

18 Д. Крузе – Варфоломеевская ночь/ Сб. статей. М.: РГГУ, 2001, с. 102-137

 

- 13-

19 Костело А. – Королева Марго стр. 165

20 Там же, стр. 186

- 14 -

21 Д. Крузе - «Ночь святого Варфоломея: утраченная мечта о возрождении» стр. 87

22 Д. Крузе – Варфоломеевская ночь/ Сб. статей. М.: РГГУ, 2001, с. 102-137

-15-

23 Там же, стр. 106

24 Д. Крузе – Варфоломеевская ночь/ Сб. статей. М.: РГГУ, 2001, с. 102-137

25 Письма королевы Марго/ М – МГУ/ 1996 г.

-16-

26 Хеллер Г. – «Гражданские войны в 16 веке во Франции»/ М. 1989 г./ стр. 57

27 Д. Крузе – Варфоломеевская ночь/ Сб. статей. М.: РГГУ, 2001, с. 129

28 Костело А. – Королева Марго

29 «Кровавая месса» Вокруг света – 2003 г. №1

-17-

30 Лучицкий И.В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции /И.В. Лучицкий. - СПб., 2011. - С.520

31 Плешкова С. Л. «Екатерина Медичи. Чёрная королева»М. Изд – во МГУ 1995, с. 223

-18-

32 Монархическая власть и таинство смысла: сообщение о Варфоломеевской резне» Варфоломеевская ночь: Событие и споры. Сб. статей. М.: РГГУ, 2001, с. 102-137

33 Сказкин С. Д. Реформация и Религиозные войны // История Франции. М., 1972. стр. 229

34 Там же, стр. 156

-19-

35 Лучицкий И.В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции /И.В. Лучицкий. - СПб., 2011. - С.526-527.                                                  

36 Плешкова С. – «Мифы и реальности Варфоломеевской ночи».

-20-

37 Монархическая власть и таинство смысла: сообщение о Варфоломеевской резне» Варфоломеевская ночь: Событие и споры. Сб. статей. М.: РГГУ, 2001, с. 102-137

38 Сказкин С. Д. Реформация и Религиозные войны // История Франции. М., 1972. стр. 44

39 Плешкова С. – «Мифы и реальности Варфоломеевской ночи»

-21-

40 Сказкин С. Д. Реформация и Религиозные войны // История Франции. М., 1972. стр. 50

-22-

41 Новый исторический вестник – «Варфоломеевская ночь: событие и споры» Сборник статей/ М.: Рос. Гос. гуманит. Уни-т, 2001, стр. 103

-23-

42 Плешкова С. – «Мифы и реальности Варфоломеевской ночи»

-24-

43 Новый исторический вестник – «Варфоломеевская ночь: событие и споры» Сборник статей/ М.: Рос. Гос. гуманит. Уни-т, 2001, стр. 92

-25-


Информация о работе Варфоломеевская ночь глазами современных историков