Введение «Временного положения» 1867-1868 гг. и политико-правовые последствия для казахов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие темы: Введение «временного положения» 1867-1868 г. И политико-правовые последствия для казахов. Показать суть реформ и последствия их проведения в жизнь. В задачи курсовой работы входят такие, как: объяснить назревающие проблемы и показать плюсы и минусы данных реформ, а также подвести итоги
последствий.

Содержание

Введение.
I. Административные реформы 1867-1868 гг.
1.1 Органы управления по реформам 1867-1868гг.
1.2 Правовая система.
II. Судебное устройство, налоговая и земельная политика по реформам 1867-1868гг.
2.1 Изменения в административно-правовой системе Казахстана в XIX веке.

Заключение.
Список используемой литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

реформы 1867г.docx

— 54.83 Кб (Скачать файл)

 

  Семейное-брачное право больших изменений не претерпело, однако под воздействием российского законодательства и в обычное право казахов через ереже входили новые нормы. Так, расширились права женщин, детально рассматривался порядок наследования имущества и т.п.[1]

 

[1]Еркин  Абиль  История гос-ва и права А.2000г.

 

  Более серьёзно трансформировалось  обязательственное право, так как  именно оно регулировало те  новые социально-экономические отношения, которые возникли в Казахстане  под влиянием проникновения товарно-денежных  отношений и распада общины. Кроме  того, появились правоотношения  между казахским населением и  русскими переселенцами.

 

  Договора аренды были в основном  двух видов: сдача в аренду  казахскими общинами земель русским  крестьянам или промышленникам, и сдача в аренду земель  казачьих войск казахским общинам.

 

  Волостные и аульные сходы  по временным Положениям 1867-1868 годов  получили право сдавать в аренду  земли общины русским крестьянам, купцам и промышленникам. Договора  заключались в письменной форме  на срок не свыше 30 дней. К концу XIX века в аренду начинают сдаваться  земли зимних пастбищ, находившиеся  в пользовании отдельных богатых  казахских семей без приговора  аульного схода.

 

  Другой вид арендных отношений  был связан с выделением крупных  земельных участков казачьим  войскам, что создало дефицит  земель для казахов в пограничных  районах. В то же время казачьи  офицеры получали участки из  общевойскового фонда в частную  собственность. Не имея возможности  и желания самостоятельно обрабатывать  эти земли, офицеры сдавали их  в аренду малоземельным казахским  общинам. В конце XIX века более6700 хозяйств с населением 436000 человек  арендовали земли Сибирского  казачьего войска. Арендная плата  постоянно росла и к концу XIX века достигла 13 рублей 25 копеек  в среднем на хозяйство. Каких  либо юридических гарантии защиты  интересов арендатора ни существовало.

 

  Совершенно новым явлением в  обязательственном праве казахов  стал договор личного найма. Основной  причиной его возникновения был  распад общины и рост имущественной  дифференциации в казахском ауле. Проникновение товарно-денежных  отношений привело к формированию  торгово-ростовщической верхушки  – баев с одной стороны и  обнищавшей группы байгушей и консы с другой. Ослабление принципов внутриобщинной взаимопомощи и совместной трудовой деятельности на основе коллективной собственности повлекло за собой распространение договоров личного найма обедневших казахов в качестве работников богатыми одноацульцами. Договора заключались устно на один сезон, оплата производилась скотом. Юридических гарантий защиты интересов работника не существовало, что создавало условия для его эксплуатации. В месте с тем необходимо отметить, что, несмотря на проникновения элементов капиталистических отношений, полного распада общины не произошло и в конце XIX – начале XX вв. социально-экономические отношения в казахском ауле продолжали основываться на общинных принципах.

 

  Суд и судебный процесс. Одним  из важных нововведений Положений 1867-1868 годов стало распространение  на территории Казахстана действия  общеимперских судов. Наиболее серьёзные  уголовные дела, особенно по тем  преступлениям, которые угрожали  сохранению контроля колониальных  властей над регионом, рассматривались  военно-судебными комиссиями. Рассмотрением  других серьезных преступлений  и гражданских исков на сумму  свыше двух тысяч рублей занималось областное правление, имевшее права съезда мировых судей и палаты уголовного и гражданского суда России. Вместе с тем выборности судей и суда присяжных, как в самой империи, в Казахстане не существовало. Уголовные дела, по которым предусматривалось наказание в виде ареста не свыше трёх дней и штрафа до 100 рублей, а также гражданские иски до 2 тысяч рублей рассматривались уездными судьями, назначавшимися правительством и действующими на правах мирового судьи. Все эти судебные инстанции руководствовались общеимперским законодательством.

 

  В то же время продолжал  существовать и так называемый  «народный суд», т.е.суд биев, однако он значительно трансформировался. Кроме того, в его ведении остались лишь гражданские иски на небольшую сумму, семейно-брачные дела и незначительные уголовные преступления.

 

  По Положениям 1867-1868 годов должность бия стала выборной. Бии избирались волостным съездом на три года, утверждались военным губернатором. В каждой волости избиралось от 4 до 8 биев, но не более одного на каждый административный аул. Существовало три инстанции суда биев:

 

  единоличный суд бия рассматривал гражданские иски на сумму не свыше 300 рублей с правом окончательного решения по искам на сумму не свыше 100 рублей;

 

  волостной суд биев рассматривал гражданские иски без ограничения суммы, с правом окончательного решения по искам, на сумму не свыше 500 рублей. Кроме того, съезды могли рассматривать дела, рассмотренные судом бия как суд второй инстанции;

 

-чрезвычайный  съезд биев рассматривал споры между общинами, относящимся к разным волостям, а также являлся судом второй инстанции по делам, рассмотренным волостным съездом.

 

  Произошли определённые изменения  в судопроизводстве, в частности, приговоры записывались, копии выдавались  сторонам. В обязательном порядке  стали записываться ереже, составлявшиеся волостными и чрезвычайными съездами биев. Кроме того, суд биев получил право производить нотариальные действия. В то же время выбор и утверждение бия колониальными властями давали широкие возможности для фактической покупки должности бия и расцвету коррупции в суде. Если до XIX века казахи могли обратиться к любому авторитетному Бию, то теперь они вынуждены были обращаться только к своим волостным биям. Последние же часто решали дела в пользу своих родственников и широко практиковали взяточничество.

 

  Таким образом, система «народного  суда» стала одним из звеньев  колониального аппарата, объективно  способствуя разложению традиционного  обычного права, падению авторитета  старой знати и защите интересов  торгового-ростовщической верхушки казахского аула. Тем не менее, суды биев продолжали оставаться популярными в степи, и часто к ним обращалось русское население по спорам с казахами. В целом, правовые реформы, проведённые царизмом в Казахстане в 60-х годах XIX века, были направлены на слияние правовой системы Казахстана с правовой системой всей Российской империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Судебное устройство, налоговая  и земельная политика по реформам 1867-1868 и 1891 гг.

 

     Судебное устройство. "Временные  положения" 1867 и 1868гг. внесли изменения  в судебное устройство в степи. В Казахстане было введено  в действие право и суд Российской  империи, хотя частично и оставались  действующими обычное право и  суд биев, которые были ограничены и приспособлены к новой системе управления. Учреждены новые органы судебной власти, военно-судебные комиссии, уездные судьи. В аулах сохранился институт суда биев. Суд кази имел распространение у оседлого населения Сырдарьинской области. При решении вопросов суд биев руководствовался нормами обычного права, а суд кази - только правилами шариата. Новая реформа предоставляла право суда общим присутствиям областных правлений. Высшей судебной инстанцией считался Правительственный Сенат.

     Крупные уголовные дела рассматривали  военные суды [военно-судебные комиссии], которые судили по военным  законам за такие преступления, как измена, сопротивление властям, убийство должностных лиц, нападение  на казенный транспорт, почту, повреждение  телеграфа и по общим уголовным  законам империи - за убийство, разбой, грабеж, нападение на купеческие  караваны, за поджог и т.д. В  областном правлении разбирались  уголовные и гражданские дела, не подсудные военному суду: преступления  по должности и иски на сумму  свыше 2 тысяч рублей, жалобы на  приговоры и решения уездных  судей.

     Уездные судьи разбирали дела  по преступлениям, за которые  не предусматривалось "лишение  прав состояния" и длительные  тюремные заключения, а также  гражданские иски на сумму  не выше 2 тысяч рублей.

     По реформам 1867-1868 гг. по каждой  волости выбирались и утверждались  военным губернатором от 4 до 8 биев. Из ведения суда биев и кази изымались все крупные уголовные дела, им были оставлены лишь дела по временным искам не выше 300 рублей у кочевников и не выше 100 рублей в оседлых районах.

     Жалование биям не полагалось, но за ними сохранялось прежнее право получать с виновного бийлик.

     Бии разбирали дела единолично, на основе действовавших в  степи норм обычного права. Решение  бийского суда приводил в исполнение волостной управитель. Существовали волостной и чрезвычайный съезд биев. В функции первого входили разбор исков на сумму до 500 рублей [25 лошадей, 250 баранов], апелляция по решениям биев. Кроме того, недовольные приговором биев по делам брачным и семейным могли обратиться с жалобой к уездному начальнику, который решал дело по своему усмотрению.[2]_____________________________________________________                      [2]_http://kazref.narod.ru/books.htm

 

 

     На чрезвычайных съездах рассматривались  дела между волостями. Решения  съездов считались окончательными.

     По "Временным положениям" казахам-кочевникам  разрешалось обращаться непосредственно  в русский суд, минуя суд биев, а в оседлых районах недовольным решениями кази - для пересмотра дела шли к уездному судье. Отменялись права судов биев и казиев присуждать к телесным наказаниям, смертной казни. Были уничтожены зинданы, вместо них во всех уездах, городах строились тюрьмы.

     Новым в судопроизводстве биев было то, что приговоры волостных и чрезвычайных съездов биев записывались в специальную книгу, в случае требования копии приговоров выдавались сторонам.

     Таким образом, новая судебная  система содержала тщательно  продуманную программу укрепления  органов колониальной власти. Сочетание  имперской системы суда с так  называемой "народной" системой  суда биев укрепляла социальную опору царизма казахской степи в лице байства. Оно также способствовало более широкому применению всех форм эксплуатации народных масс. С другой стороны, эти нововведения лишали основную часть казахской родовой знати их былых прав и привилегий.

     Земельная реформа. Основным в  реформах 1867-1.868 гг. был земельный  вопрос. По этим документам [пункт 199. Положения] вся земля в Казахстане объявлялась собственностью государства и только передавалась в пользование казахским аульным общинам. Личной собственностью признавались лишь те земельные участки, которые были пожалованы царем ханским потомкам. В конце XIX-начале XX вв. со времени массового переселения крестьян Центральных губерний в Казахстан пункт 199 Положения явился юридическим основанием колониального захвата казахских земель. Собственные земли казахских трудящихся передавались им же за определенную плату. Плодородные земли на берегах степных рек и озер закреплялись за казачьими войсками. За кочевание на этих землях казахи должны были платить арендную плату. Крестьяне-переселенцы получали ряд льгот. В уездных центрах они имели право получать бесплатно землю под пашню и усадьбу, лес для застройки, заниматься земледелием, торговлей и ремеслом. Такие. же льготы представлялись казахам, принявшим христианство.

     Итак, земельное законодательство  в Казахстане проводилось в  интересах реакционной аграрной  политики царизма.

     Налоговая политика. Большие изменения  были внесены и в налоговую  систему в Казахстане.

     Во-первых, кибиточный сбор с 1 руб. 50 коп. увеличен до 3 рублей с хозяйства. Размер имущества последних не учитывался, от налога освобождались потомки ханов Уали, Бокея и султана Айшуака.

     Во-вторых, вместо билетного сбора  был введен общий для империи  паспортный сбор по 1 руб. 50 коп., которые оплачивали казахи, уходившие из аула на заработки.

     В-третьих, устанавливался ряд земских  повинностей. Содержание волостного  управителя, дело производителя, родовых старшин, рассыльных при них обходилось народу свыше 300 рублей в год.

     В-четвертых, в южных областях  Казахстана оседлое население  платило следующие налоги: харадж [одна десятая часть урожая], зекет [налог с товара, одна сороковая часть их стоимости], танапная подать [вносится деньгами с земли, с которых налоги не могли собираться в натуре].

     В-пятых, для общественных нужд  по приговору общества собиралась "кара шыгын", "черная подать" для ремонта дорог, мостов, строительства мечетей и школ, содержание больниц, оспопрививание, расходы в связи с борьбой с сельхозвредителями и т.д.

     Налоги собирались родовыми старшинами  и волостными управителями, которые  большей частью злоупотребляли  своей властью. Иногда они взыскивали  их несколько раз в год. Некоторые, стремясь освободить свой род, взваливали все тяжести налогов  на представителей "чужого" рода. Размер налогов не зависел  от имущественного положения. Сборщики  налогов обогащались особенно  за счет сбора "черной подати".

     Просвещение, медицина, религия. По  реформам 1867-1868гг. намечалось проведение  некоторых мероприятий, связанных  с развитием народного образования, с медицинским обслуживанием  населения. По этим документам  в уездных городах должны были  быть открыты начальные школы  и медицинские пункты, учреждались  уездные врачи и акушерки, вводилось  оспопрививание. Важным нововведением  явилось открытие в административных  центрах уезда почтовых отделений. Казахское население приравнивалось  в правах к "сельским обывателям", то есть к крестьянам. На чиновников  из казахов распространялись  правила о наградах и присвоении  почетного гражданства и т.д.

     Царское правительство ограничивало  влияние исламской религии. Религиозные  дела казахов изымались из  введения Оренбургского муфтия. Муллы подчинялись общему гражданскому  управлению, а через него - министерству  внутренних дел. Муллы избирались  населением по одному на каждую  волость из числа российских  подданных. Они утверждались в  звании и увольнялись областным  управлением. Запрещалось самовольное  строительство мечетей, меетебов и медресе. Царизм этим стал уже контролировать духовное состояние населения. Этому пример и некоторые пункты реформ, направленных на распространение христианства среди казахов.

Информация о работе Введение «Временного положения» 1867-1868 гг. и политико-правовые последствия для казахов