Веймарская республика в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — необходимость пристального изучения опыта Веймарской республики, уничтоженной в 1933 году, функционирования ее законодательного органа в условиях переходного времени, роли в создании прочного законодательного фундамента страны.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Веймарская Республика 1919 года........................................................5

1.1.Разработка и принятие Конституции 1919 года...........................................7
1.2.Веймарская Конституция 1919 года..............................................................9
Глава II. Падение Веймарской республики, ее уроки........................................13
2.1.Веймарская республика, предпосылки ее падения, ликвидация …............................................................................................................................13
2.1. Уроки Веймарской республики..........................................................19
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Веймарская республика в Германии.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 

2.1. Уроки Веймарской республики.

Как уже отмечалось в начале, Веймарская Конституция заботилась прежде всего о защите государства. Достаточно вспомнить догмат "сначала должно быть государство, которое могло бы защитить основные права".

Если Веймарская конституция закрепляла существенные элементы либеральной концепции защиты государства, возникает вопрос о том, почему республика погибла - несмотря на это или, может быть, даже из-за этого. Или, может быть, сыграли свою роль факторы, о которых либералы домартовского периода вообще еще не задумывались.

Поражение Веймарской республики невозможно объяснить каким-то одним обстоятельством: институциональными недостатками Веймарской конституции, мировым экономическим кризисом конца 20-х ― начала 30-х годов, нищетой и массовой безработицей, способствовавших расширению электоральной базы национал-социалистов, либо отсутствием демократических преобразований в органах юстиции, управления и в армии. Вину за поражение первой демократии в Германии не стоит также возлагать исключительно на отдельных политиков, не обладавших необходимыми личностными качествами. Решающей причиной не может быть и харизматическая привлекательность образа фюрера: к концу 1932 ― началу 1933 года Гитлер и национал-социалисты уже прошли пик любви избирателей. Крах Веймарской республики ― результат пересечения целого комплекса причин.

До последнего момента переход Германии к диктатуре не был неизбежностью. Большинству главных действующих лиц, участвовавших в последней фазе Веймарской республики, историки дают преимущественно нелестные характеристики. Некоторых из них ослепили честолюбие и самонадеянность, другие проложили дорогу Гитлеру в силу своей политической близорукости. Но и приверженцы республики не представляли достойной альтернативы.

После назначения Гитлера на пост рейхсканцлера демократические партии не смогли выработать общей решительной программы действий, даже партии центра подумывали о коалиции с НСДАП. Курт фон Шлейхер не смог представить рейхспрезиденту достойной альтернативы отложенным в нарушение конституции выборам в рейхстаг. Его правительство таким образом получило возможность продолжить свою работу несмотря на полученный вотум недоверия. Этот вотум недоверия можно было проигнорировать, указав на неспособность парламента, вынесшего его, создать правительственную коалицию, и тем самым обусловить возможность смены правительства конструктивным вотумом недоверия, хотя Веймарская республика его и не предусматривала. Концепция конструктивного вотума недоверия была разработана ещё в 1927 году, и соответствующая аргументация для рейхспрезидента Гинденбурга была подготовлена Шлейхеру его советниками.

К моменту назначения Гитлера рейхсканцлером его партия после нескольких попыток добиться власти, закончившихся неудачей, находилась в глубоком внутреннем кризисе. То, что национал-социалисты пропагандистски называли «захватом власти», скорее было её передачей в самый последний момент в результате определённого стечения обстоятельств.

 

Средства защиты, которые оставались в распоряжении тающего числа демократов и "разумных республиканцев", были скромными. Конституция не содержала особо защищенного нормативного ядра, все ее положения отдавались на усмотрение законодателя. Она гарантировала свободу деятельности всем политическим силам при условии, что они преследуют свои цели мирными средствами. Таким образом, защитой пользовались также легально действующие силы, стремившиеся к устранению демократического строя.

Тоталитарные движения быстро приспособились к условиям борьбы в Веймарском государстве, где либерально-демократическая система защиты государства была направлена против пропаганды и применения насилия и не предлагала эффективных инструментов защиты от легально действовавших врагов конституции.

Итак, легальная тактика экстремистских партий попала после начала мирового экономического кризиса на плодородную почву и привела в конце концов к национал-социалистической диктатуре.

Социально-экономическая и политическая обстановка 20-х гг. в Германии, способствовала радикализации политических движений. 20-е годы стали ареной борьбы двух противоположных, но родственных по своей сути политических движений, которые черпали «человеческий материал» из схожих по своим психологическим особенностям людей. Борьба лево и право-радикальных группировок определила ход дальнейшей истории Европы. Сильные социальные противоречия в обществе облегчали лидерам радикальных партий свою пропагандистскую работу. Германский народ, уставший от потрясений военного времени, послевоенной разрухи и унижений, с энтузиазмом следовал за своими вождями.

     Проводя параллели между сегодняшним состоянием Европы и тем, что происходило в Германии в межвоенный период, можно выявить сходство.  В частности, оно проявляется в последствиях выбора валютного режима для политического поведения и демократии. В конце периода гиперинфляции Германия загнала себя в валютный режим, привязавшись к международному золотому стандарту, который был специально разработан так, чтобы выйти из него было невозможно. Считалось, что это сделает страну заслуживающей доверия и привлекательной для иностранного капитала. Стратегия сработала, и капитал потек в государственный и частный секторы немецкой экономики, обеспечив им процветание. Правительства на всех уровнях финансировали политически привлекательные, но дорогие инфраструктурные проекты. Но у этой медали была и другая сторона. Рост экономической активности в сочетании с прошлым опытом инфляции привел к повышению заработных плат, не соответствовавшему росту производительности. В результате, в конце 1920-х Веймарская Германия потеряла конкурентоспособность, и было ясно, что рано или поздно поток капитала иссякнет, а отсутствие конкурентоспособности приблизит печальный конец.

Когда маятник качнулся в другую сторону, Германия оказалась в ловушке. И немцы, и иностранцы начали забирать деньги со вкладов, банки оказались на грани банкротства и были вынуждены экстренно подавать активы по низким ценам. Правительству пришлось поддерживать банки в бедственном положении; но оно могло финансировать свой дефицит, только путем займов в банков. В условиях фиксированного валютного курса, привязанного к золотому стандарту, это означало необходимость внедрять новые жесткие меры, непопулярные с политической точки зрения. Простого решения не существовало. В 1931 году начался банковский кризис, тут же было принято решение о введении контроля над потоками капитала. Кризис стал приговором для демократии. Демократические партии отреагировали попытками снять с себя ответственность в сложные для экономики страны времена. Последнее полностью парламентарное правительство Веймарской республики рухнуло еще в марте 1930 года, под политическим давлением сложной фискальной дилеммы. Сокращения расходов ожесточили левых, а повышения налогов разозлили правых.

Демократические партии обвинялись в использовании положений конституции о чрезвычайном положении для того, чтобы принимать законы в форме декретов, в обход парламента. В этом плане фундамент демократии был уже изрядно разрушен еще задолго до назначения Адольфа Гитлера Канцлером Германии в январе 1933 года. Банковские и бюджетные проблемы, фискальные ограничения и возникновение «не политического» технократического правительства: все это слишком хорошо знакомо немцам из уроков истории своей страны. Отрицательный урок межвоенного хаоса - накапливание фискальных обязательств не решит проблему - уже дает о себе знать в современной Европе. Но есть и положительный урок, который не мешает усвоить: можно установить международный порядок, который поддерживает, а не подрывает демократические режимы в то время, когда им приходится принимать непопулярные меры. Такой урок извлек Конрад Аденауэр, первый послевоенный немецкий Канцлер, человек, который был мэром одного из самых расточительных городов в 1920-х, и видел катастрофу ближе других. Сейчас, как и тогда, Европе - странам с едиными ценностями - нужно поддержать демократию в странах на грани экономического коллапса.

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, в данной работе были раскрыты все поставленные вопросы для изучения, что позволило сделать ряд выводов по окончании исследования. Веймарская конституция - документ, обладающий непреходящей историко-правовой значимостью не только для Германии, но и для Европы в целом. Созданная в трудных социально-политических и экономических условиях жизни германского государства после 1918 года, она, вместе с тем, отражала правовые реалии не только Германии. Проблемы демократизации оказались весьма актуальными для всех стран послевоенной Европы. Веймарская конституция стала одной из первых и, на наш взгляд, самых удачных попыток решения проблем демократии конституционным путем.

Конституция определяла главенство народного представительства, рейхстага, среди верховных органов государственной власти. Она подчеркивала, что рейхстаг выбирается путем всеобщего народного голосования. Согласно конституции, имперское правительство, нуждалось в своей деятельности в вотуме недоверия со стороны большинства членов рейхстага. Президент избирался всем немецким народом. Право быть избранным предоставлялось немцу, которому исполнилось тридцать пять лет.

Конституция декларировала независимость судей, их подчиненность закону.

Однако независимость судебной власти было фикцией, как и утверждение о «народовластии». Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом.

Конституция предусматривала образование государственной палаты, в обязанности которой входило рассмотрение жалоб против представителей высшей политической власти, включая президента. Однако и это положение конституции не было реализовано на практике, поскольку право проверки «конституционности» законов, принятых рейхстагом, взял себе имперский суд в Лейпциге, превратившийся со временем в своего рода бюрократическую верхнюю палату, не предусмотренную конституцией.

Веймарская конституция устанавливала всеобщее избирательное право, предусматривающее участие в выборах не только мужчин, но и женщин.

Она широко регламентировала права и свободы граждан. Особенно важно подчеркнуть, что конституция давала возможность каждому немцу почувствовать себя полноценным гражданином государства в независимости от его социального статуса и происхождения.

Таким образом, Веймарская конституция отстаивала принципы демократизма. Однако в реальной германской действительности основные положения и статьи этой конституции далеко не всегда получали соответствующее их требования воплощение.


 

Конституция предусматривала образование государственной палаты, в обязанности которой входило рассмотрение жалоб против представителей высшей политической власти, включая президента. Однако и это положение конституции не было реализовано на практике, поскольку право проверки «конституционности» законов, принятых рейхстагом, взял себе имперский суд в Лейпциге, превратившийся со временем в своего рода бюрократическую верхнюю палату, не предусмотренную конституцией.

Веймарская конституция устанавливала всеобщее избирательное право, предусматривающее участие в выборах не только мужчин, но и женщин.

Она широко регламентировала права и свободы граждан. Особенно важно подчеркнуть, что конституция давала возможность каждому немцу почувствовать себя полноценным гражданином государства в независимости от его социального статуса и происхождения.

Таким образом, Веймарская конституция отстаивала принципы демократизма. Однако в реальной германской действительности основные положения и статьи этой конституции далеко не всегда получали соответствующее их требования воплощение.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.      Баев В. Г. Изучение истории парламентаризма в ФРГ//Вопросы истории.- 1994.- № 3. - С. 164-169.

2.      Веймарская конституция //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.

3.      Всеобщая история государства и права. Под редакцией К. И. Батыра, М., «Былина», 1995. – 567 с.

4.      Галкин А.А. Размышления о фашизме // Социальные трансформации в Европе ХХ века. М., 1998

5.      Дамье В.В. Тоталитарные тенденции в ХХ веке // Мир в ХХ веке. М.: Наука, 2001

6.      Драбкин Л.В. Становление Веймарской республики. М., 1978. -  431 с.

7.      Лазор Л.И., Киянко В.И. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. Часть 2. - Луганск, 1997. – 671 с.

8.      Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Т.35. – 1231 с.

9.      Овчинникова Я.С. Крах Веймарской республики в буржуазной историографии ФРГ. М.,1983. – 321 с.

10. Патрушев А. И. Германия в веке; М.: Дрофа, 2004.

11. Садовская Г. М. В. Ратенау и Ф. Науман - идеологи буржуазного реформизма в Германии/'/Новая и
новейшая история. Межвузов, сб. Вып. 17. Саратов, 1998.- 203 с.

12. Тоталитаризм в Европе ХХ века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М.: Памятники исторической мысли, 1996

13. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 1996. – 574 с.

14. Энциклопедия Третьего рейха.- М.,2000.- 561 с.

 

26

 



Информация о работе Веймарская республика в Германии