Великие реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:15, реферат

Краткое описание

В последние годы реформы 1860-1870-х годов вновь привлекают внимание широких слоев российского общества. Интерес, проявляемый к ним, носит сегодня практический характер. В наши дни, когда Россия в очередной раз вступила на путь коренных преобразований, люди с особым пристрастием вглядываются не просто в прошлое своей страны, но именно в те его периоды, когда государство оказывалось на переломе и приходилось выбирать пути дальнейшего развития страны.
К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.
Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого улучшения преградой стояло - крепостное право. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3
Глава 1. Александр II в до коронации и в первые годы царствования………….…5
Глава 2.«Великие реформы» 1863-1874 годов………………………………………..7
2.1Отмена крепостного права………………………………………………………….7
2.2 Земская и городская реформы………………………………………………………11
2.3 Судебная реформа……………………………………………………………………14
2.4 Военные реформы……………………………………………………………………16
2.5 Финансовые реформы………………………………………………………………..18
2.6 Реформы в области просвещения и печати………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Реформа устанавливала принцип гласности бюджета, с 1862 г. подробные сведения о нем стали публиковаться в печати. Эта смелая для России мера имела серьезное значение для увеличения притока в страну иностранных инвестиций и поддержания государственного кредита.

В 1864 г. реорганизуется государственный контроль, который был призван наблюдать за поступлением доходов и производством расходов, а также систематически ревизовать состояние финансов и целесообразность расходования средств во всех государственных учреждениях, как центральных, так и местных. С этой целью в каждой губернии были созданы контрольные палаты. С 1866 г. отчеты государственного контролера об исполнении государственного бюджета публиковались в печати, это усилило доверие общества к правительству.

Эти реформы укрепили финансовое положение государства, что проявлялось, в частности, в непрерывном росте государственного бюджета. В 1866 г. его доходная часть составляла 353 млн. руб., а в 1880 г. – 651 млн. руб., соответственно этому расходная − 413 и 694 млн. руб.15

Александр II открыл границы  для иностранных капиталов, которым  в стране была создана надежная система  защиты. В Российскую империю устремились  западные капиталы и специалисты, товары и технологии.

Таким образом, в результате финансовой политики правительства Александра II рынок сделался свободным, соотношение спроса и предложения на нем определяло рыночную цену использования денежных капиталов.

 

2.6 Реформы в области просвещения и печати.

 

Отмена крепостного  права и ставшее ее результатом  мощное ускорение социально-экономического развития страны, усложнение и расширение функций государственного управления, острая необходимость в дальнейшем развитии культуры и науки, в увеличении числа грамотных и образованных людей в Российском государстве потребовали от высшего руководства страны проведения новой школьной реформы.

14 июля 1864 г. Александр  II утвердил «Положение о начальных  народных училищах», которое разрешало  открывать их общественным учреждениям  и частным лицам. Это был  сильный удар по государственно-церковной монополии на народное образование. Одной из главнейших задач начальной школы было «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий». Председателем губернского училищного совета был архиерей.

Устав для средней  школы был утвержден 19 ноября 1864 г. Он предусматривал открытый доступ в семиклассные мужские гимназии для детей всех сословий, но вводил плату за обучение, что давало преимущество зажиточным слоям населения. «Устав гимназии и прогимназии» устанавливал два типа гимназий: классические, где, кроме общеобразовательных предметов, преподавалась латынь, а порой и греческий язык; и реальные, без древних языков, но с естествознанием и математикой в большем объеме. Учреждались также прогимназии в составе низших классов. Во главе гимназии стоял директор. Для наблюдения за порядком в классах и ведения хозяйства в пансионах существовала (с 1828 г.) должность инспектора, было учреждено звание почетного попечителя гимназии, для обсуждения учебной и воспитательной работы созданы педагогические советы. Воспитательную работу с учащимися проводили классные наставники и классные надзиратели (обе должности введены Уставом 1871 г.). С 1871 г. единственным типом гимназий стала классическая гимназия в составе 7 классов с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года).16 Выпускники классических гимназий получали преимущественное право при поступлении в университеты: окончившие гимназии с золотыми и серебряными медалями принимались в университет без экзаменов, остальные также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов.

Реформированию подверглась  и высшая школа, которая готовила специалистов высшей квалификации для различных областей хозяйства, государственного управления и культуры. Новый устав 18 июня 1863 г. восстанавливал академическую автономию университетов, которая была ликвидирована в николаевское время. По новому университетскому уставу Совет профессоров регулировал всю жизнь высших учебных заведений: избирал ректора и деканов, замещал преподавательские вакансии. Министерство просвещения лишь утверждало или не утверждало решения об  избрании профессоров и другие решения совета. Студенты никаких прав самоуправления не получили, подчиняясь дисциплинарному суду профессоров, избиравшемуся Советом. Каждый университет обычно имел четыре факультета: историко-филологический, юридический, физико-математический и медицинский. Курс обучения оставался четырехлетним.

В результате осуществления  школьной реформы в России возникла достаточно стройная и демократическая по тем временам система начального, среднего и высшего образования.

6 апреля 1865 г. был принят  новый цензурный устав, который  имел название «временных правил о печати» и просуществовал в таком «временном» виде вплоть до революции 1905 г. Эти правила отменяли предварительную цензуру для книг в 10 и более печатных листов и переводных в 20 печатных листов. Только в книгах большого объема и солидных журналах высокой стоимости разрешалось касаться острых проблем российской жизни. Редакторы и издатели привлекались к ответственности исключительно в судебном порядке. Для массовой литературы, то есть книг небольшого объема и брошюр, предварительная цензура сохранялась.

Периодика от нее освобождалась  особым разрешением и при условии внесения залога в 2,5-5 тыс. руб. При этом газеты и журналы могли в административном порядке подвергаться сначала «предостережению», приостановке до полугода и, наконец, закрытию.17 Для провинциальных изданий предварительная цензура сохранялась. Продолжала действовать и церковная цензура.

 

Таким образом, Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Отмена крепостного права повлекла за собой введение других реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать  то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.

 Основная реформа  его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.  

Реформа четко определяла личные права крестьян. Крепостное их состояние было отменено навсегда. Крестьяне получили статус «свободных сельских обывателей» и право юридического лица. В результате им была дана возможность торговать, заводить фабрики, заниматься ремеслом, вступать в любые гражданские правоотношения, поступать в «общие учебные заведения» и т.п. Важнейшей особенностью реформы 1861 г. являлось то, что крестьяне были освобождены с землей.

Суть губернской реформы  изложена в «Положении» 1864. Согласно нему создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы — и те, и другие выборные, на началах бессословности. Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год.

Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Судебная реформа 1864 года в российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов). Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства. В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства: осуществление правосудия только судом; независимость судов и судей; отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства); несменяемость судей; бессословность суда (равенство всех перед судом); гласность судопроизводства; состязательность; самостоятельность судей; устность судопроизводства.

16 июня 1870 г. Александр  II подписал Закон о реформе  городского самоуправления в  России. Принятие «Городового положения 1870 г.» явилось ответом на новые насущные потребности развития городов, создавало определенные условия для подъема городского хозяйства, привлечения к работе в органах самоуправления стремительно набиравших силу после падения крепостного права предпринимателей. Реформа заменила прежние сословные органы городского управления всесословными выборными органами самоуправления – Городской думой (распорядительной) и Городской управой (исполнительной).

Военные реформы начались после Крымской войны в конце 1850-х годов и проводились в несколько этапов. С 1862 года вводились военные округа. Центральным элементом реформы стали Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности 1 января 1874 года, которые ознаменовали переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности.

Целью военных реформ было сокращение армии в мирное время  и одновременно обеспечение возможности её развертывания во время войны.

14 июля 1864 г. Александр  II утвердил «Положение о начальных  народных училищах», которое разрешало  открывать их общественным учреждениям  и частным лицам. Одной из главнейших задач начальной школы было «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий». Реформированию подверглась и высшая школа. Новый устав 18 июня 1863 г. восстанавливал академическую автономию университетов. По новому университетскому уставу Совет профессоров регулировал всю жизнь высших учебных заведений.

 

6 апреля 1865 г. был принят  новый цензурный устав, который  имел название «временных правил  о печати» и просуществовал  в таком «временном» виде вплоть  до революции 1905 г. Эти правила  отменяли предварительную цензуру  для книг в 10 и более печатных листов и переводных в 20 печатных листов.

Реформы Александра II вводили новые начала всесословности, выборности, представительства, создавали основы правового государства. Были заложены начала «новой» гражданственности в России. Благодаря реформам преобразования шли во всех сферах жизни государства и общества.

Реформы позволили в  значительной мере снять социальное напряжение в стране, избежать острой гражданской конфронтации в обществе.

Будучи прогрессивными по своей сути, реформы обеспечили мощный скачок в экономическом развитии России в 60−70-е годы XIX в.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с начала XVIII до конца XIX века / http://www.xrenoder.ru/russian-history-2 / 

2. Зуев М.Н. История России с древности до наших дней: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. - М. : Оникс 21 век, 2005.

3. История России: с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А.Н.Сахаров. М., 1996.

4. История Отечества. Проблемы. Взгляды. Люди.//Под редакцией профессора Е.П. Иванова. - Псков: ПГПИ, 2004.      

5. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001.      

6. Ключевский В.О. русская история. Полный курс лекций/ http://www.bibliotekar.ru/istoriya/201.htm

7. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

8. Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. - М. : КноРус, 2008.

9. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского / http://sbiblio.com/biblio/archive/solovev_tri/

10. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.История России.   3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006.

11. Федоров В.А. Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века.- М.: «Манускрипт», 1993.

1 Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского / http://sbiblio.com/biblio/archive/solovev_tri/

2 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.История России.   3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006. – С. 435

3 Ключевский В.О. русская история. Полный курс лекций/ http://www.bibliotekar.ru/istoriya/201.htm

4 Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с начала XVIII до конца XIX века / http://www.xrenoder.ru/russian-history-2 / 

5 Зуев М.Н. История России с древности до наших дней.- М.: Оникс 21 век, 2005. – С.215

6 Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с начала XVIII до конца XIX века / http://www.xrenoder.ru/russian-history-2 /

7 Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. – С. 257

8 История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001. С. 134

9 История Отечества. Проблемы. Взгляды. Люди.//Под редакцией профессора Е.П. Иванова. - Псков: ПГПИ, 2004.        = С. 197

10 Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с начала XVIII до конца XIX века / http://www.xrenoder.ru/russian-history-2 /

11 Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. -  С. 259

12 История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001. – С. 138

13 Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. - М.: КноРус, 2008. – С. 274

14 Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с начала XVIII до конца XIX века / http://www.xrenoder.ru/russian-history-2 /

15 История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001. – С. 140

16 История России: с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А.Н.Сахаров. М., 1996. – С. 174

17 История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001. – С.145

 


Информация о работе Великие реформы Александра II