Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:15, реферат
В последние годы реформы 1860-1870-х годов вновь привлекают внимание широких слоев российского общества. Интерес, проявляемый к ним, носит сегодня практический характер. В наши дни, когда Россия в очередной раз вступила на путь коренных преобразований, люди с особым пристрастием вглядываются не просто в прошлое своей страны, но именно в те его периоды, когда государство оказывалось на переломе и приходилось выбирать пути дальнейшего развития страны.
К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.
Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого улучшения преградой стояло - крепостное право. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.
Введение………………………………………………………………………………....3
Глава 1. Александр II в до коронации и в первые годы царствования………….…5
Глава 2.«Великие реформы» 1863-1874 годов………………………………………..7
2.1Отмена крепостного права………………………………………………………….7
2.2 Земская и городская реформы………………………………………………………11
2.3 Судебная реформа……………………………………………………………………14
2.4 Военные реформы……………………………………………………………………16
2.5 Финансовые реформы………………………………………………………………..18
2.6 Реформы в области просвещения и печати………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………………26
Реформа устанавливала принцип гласности бюджета, с 1862 г. подробные сведения о нем стали публиковаться в печати. Эта смелая для России мера имела серьезное значение для увеличения притока в страну иностранных инвестиций и поддержания государственного кредита.
В 1864 г. реорганизуется государственный контроль, который был призван наблюдать за поступлением доходов и производством расходов, а также систематически ревизовать состояние финансов и целесообразность расходования средств во всех государственных учреждениях, как центральных, так и местных. С этой целью в каждой губернии были созданы контрольные палаты. С 1866 г. отчеты государственного контролера об исполнении государственного бюджета публиковались в печати, это усилило доверие общества к правительству.
Эти реформы укрепили финансовое положение государства, что проявлялось, в частности, в непрерывном росте государственного бюджета. В 1866 г. его доходная часть составляла 353 млн. руб., а в 1880 г. – 651 млн. руб., соответственно этому расходная − 413 и 694 млн. руб.15
Александр II открыл границы для иностранных капиталов, которым в стране была создана надежная система защиты. В Российскую империю устремились западные капиталы и специалисты, товары и технологии.
Таким образом, в результате финансовой политики правительства Александра II рынок сделался свободным, соотношение спроса и предложения на нем определяло рыночную цену использования денежных капиталов.
2.6 Реформы в области просвещения и печати.
Отмена крепостного права и ставшее ее результатом мощное ускорение социально-экономического развития страны, усложнение и расширение функций государственного управления, острая необходимость в дальнейшем развитии культуры и науки, в увеличении числа грамотных и образованных людей в Российском государстве потребовали от высшего руководства страны проведения новой школьной реформы.
14 июля 1864 г. Александр
II утвердил «Положение о
Устав для средней школы был утвержден 19 ноября 1864 г. Он предусматривал открытый доступ в семиклассные мужские гимназии для детей всех сословий, но вводил плату за обучение, что давало преимущество зажиточным слоям населения. «Устав гимназии и прогимназии» устанавливал два типа гимназий: классические, где, кроме общеобразовательных предметов, преподавалась латынь, а порой и греческий язык; и реальные, без древних языков, но с естествознанием и математикой в большем объеме. Учреждались также прогимназии в составе низших классов. Во главе гимназии стоял директор. Для наблюдения за порядком в классах и ведения хозяйства в пансионах существовала (с 1828 г.) должность инспектора, было учреждено звание почетного попечителя гимназии, для обсуждения учебной и воспитательной работы созданы педагогические советы. Воспитательную работу с учащимися проводили классные наставники и классные надзиратели (обе должности введены Уставом 1871 г.). С 1871 г. единственным типом гимназий стала классическая гимназия в составе 7 классов с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года).16 Выпускники классических гимназий получали преимущественное право при поступлении в университеты: окончившие гимназии с золотыми и серебряными медалями принимались в университет без экзаменов, остальные также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов.
Реформированию подверглась и высшая школа, которая готовила специалистов высшей квалификации для различных областей хозяйства, государственного управления и культуры. Новый устав 18 июня 1863 г. восстанавливал академическую автономию университетов, которая была ликвидирована в николаевское время. По новому университетскому уставу Совет профессоров регулировал всю жизнь высших учебных заведений: избирал ректора и деканов, замещал преподавательские вакансии. Министерство просвещения лишь утверждало или не утверждало решения об избрании профессоров и другие решения совета. Студенты никаких прав самоуправления не получили, подчиняясь дисциплинарному суду профессоров, избиравшемуся Советом. Каждый университет обычно имел четыре факультета: историко-филологический, юридический, физико-математический и медицинский. Курс обучения оставался четырехлетним.
В результате осуществления школьной реформы в России возникла достаточно стройная и демократическая по тем временам система начального, среднего и высшего образования.
6 апреля 1865 г. был принят
новый цензурный устав,
Периодика от нее освобождалась особым разрешением и при условии внесения залога в 2,5-5 тыс. руб. При этом газеты и журналы могли в административном порядке подвергаться сначала «предостережению», приостановке до полугода и, наконец, закрытию.17 Для провинциальных изданий предварительная цензура сохранялась. Продолжала действовать и церковная цензура.
Таким образом, Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Отмена крепостного права повлекла за собой введение других реформ.
Заключение.
Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.
Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.
Реформа четко определяла личные права крестьян. Крепостное их состояние было отменено навсегда. Крестьяне получили статус «свободных сельских обывателей» и право юридического лица. В результате им была дана возможность торговать, заводить фабрики, заниматься ремеслом, вступать в любые гражданские правоотношения, поступать в «общие учебные заведения» и т.п. Важнейшей особенностью реформы 1861 г. являлось то, что крестьяне были освобождены с землей.
Суть губернской реформы изложена в «Положении» 1864. Согласно нему создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы — и те, и другие выборные, на началах бессословности. Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год.
Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.
Судебная реформа 1864 года в российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов). Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства. В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства: осуществление правосудия только судом; независимость судов и судей; отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства); несменяемость судей; бессословность суда (равенство всех перед судом); гласность судопроизводства; состязательность; самостоятельность судей; устность судопроизводства.
16 июня 1870 г. Александр II подписал Закон о реформе городского самоуправления в России. Принятие «Городового положения 1870 г.» явилось ответом на новые насущные потребности развития городов, создавало определенные условия для подъема городского хозяйства, привлечения к работе в органах самоуправления стремительно набиравших силу после падения крепостного права предпринимателей. Реформа заменила прежние сословные органы городского управления всесословными выборными органами самоуправления – Городской думой (распорядительной) и Городской управой (исполнительной).
Военные реформы начались после Крымской войны в конце 1850-х годов и проводились в несколько этапов. С 1862 года вводились военные округа. Центральным элементом реформы стали Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности 1 января 1874 года, которые ознаменовали переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности.
Целью военных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности её развертывания во время войны.
14 июля 1864 г. Александр
II утвердил «Положение о
6 апреля 1865 г. был принят
новый цензурный устав,
Реформы Александра II вводили новые начала всесословности, выборности, представительства, создавали основы правового государства. Были заложены начала «новой» гражданственности в России. Благодаря реформам преобразования шли во всех сферах жизни государства и общества.
Реформы позволили в значительной мере снять социальное напряжение в стране, избежать острой гражданской конфронтации в обществе.
Будучи прогрессивными по своей сути, реформы обеспечили мощный скачок в экономическом развитии России в 60−70-е годы XIX в.
Список используемой литературы:
2. Зуев М.Н. История России с древности до наших дней: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. - М. : Оникс 21 век, 2005.
3. История России: с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А.Н.Сахаров. М., 1996.
4. История Отечества. Проблемы. Взгляды. Люди.//Под редакцией профессора Е.П. Иванова. - Псков: ПГПИ, 2004.
5. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001.
6. Ключевский В.О. русская история. Полный
курс лекций/ http://www.bibliotekar.ru/
7. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
8. Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. - М. : КноРус, 2008.
9. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского / http://sbiblio.com/biblio/
11. Федоров В.А. Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века.- М.: «Манускрипт», 1993.
1 Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского / http://sbiblio.com/biblio/
3 Ключевский В.О. русская история. Полный
курс лекций/ http://www.bibliotekar.ru/
5 Зуев М.Н. История России с древности до наших дней.- М.: Оникс 21 век, 2005. – С.215
6 Боханов А.Н., Горинов М.М. История России
с начала XVIII до конца XIX века / http://www.xrenoder.ru/
7 Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. – С. 257
8 История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001. С. 134
9 История Отечества. Проблемы. Взгляды. Люди.//Под редакцией профессора Е.П. Иванова. - Псков: ПГПИ, 2004. = С. 197
10 Боханов А.Н., Горинов М.М. История России
с начала XVIII до конца XIX века / http://www.xrenoder.ru/
11 Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. - С. 259
12 История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001. – С. 138
13 Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. - М.: КноРус, 2008. – С. 274
14 Боханов А.Н., Горинов М.М. История России
с начала XVIII до конца XIX века / http://www.xrenoder.ru/
15 История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001. – С. 140
16 История России: с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А.Н.Сахаров. М., 1996. – С. 174
17 История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001. – С.145