Верованя древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:44, реферат

Краткое описание

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, - иначе говоря, что весь окружающий мир пронизан "волшебством".
Такая вера получила название язычество, т.е. “народная вера”

Содержание

1. Введение
2. Верования Славян
2.1 Тотемизм
2.2 Анимизм
2.3 Политеизм
2.3.1 Боги "земледелия"
2.3.2 Боги "войны"
2.3.3 Домашние боги (духи)
3. Способы поклонения
4. Влияние христианства на язычество
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Верования древних славян.docx

— 47.32 Кб (Скачать файл)

         Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение    

     Пермский национальный исследовательский политехнический университет

                                                            

                                                        Кафедра: Государственное   правление и история

 
 
 

   

                                                               Реферат по истории 
                                                      Верования древних славян
 
 
 

                                                                                                                   
 
 
 

                                                                                     Выполнил: студент группы СДМ11                                  

                                                                                      И. Б. Соснин

                                                                                      Проверил: Кандидат исторических наук,

                                                                                       Старший преподаватель А. В. Кучева

   

                                                            Г. Пермь 2011г.

1. Введение 
2. Верования Славян 
2.1  Тотемизм 
2.2  Анимизм 
2.3  Политеизм 
     2.3.1 Боги "земледелия" 
     2.3.2 Боги "войны" 
     2.3.3 Домашние боги (духи) 
3. Способы поклонения 
4. Влияние христианства на язычество 
5. Заключение 
6. Список литературы
 
 

 
 

I.

 В  славянских сказках встречается  множество волшебных персонажей  – то ужасных и грозных,  то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся  причудливым вымыслом, но в старину  на Руси свято верили, что в  чаще леса стоит изба Бабы  Яги, в суровых каменных горах  обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может  выйти замуж за медведя, а  конь умеет говорить человеческим  голосом, - иначе говоря, что весь  окружающий мир пронизан "волшебством".

Такая вера получила название язычество, т.е. “народная вера” 

Самые древние славянские верования и  обряды основаны на обожествлении природы. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам, религия  северных (балтийских и новгородских) славян сильно отличалась от религии  славян киевских и дунайских. Единых для всего славянского мира представлений  о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в  дохристианское время не имели единого  государства, они не были едины и  в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень  похожи друг на друга.

Из-за разрозненности языческих верований, так и не достигших своего расцвета, сохранилось  очень мало сведений о язычестве, да и то довольно скупых. О высших славянских богах исследователи  узнают, как правило, из христианских поучений против язычества; о “низшей” мифологии (поверьях о различных  духах) – из фольклора (сказок, обрядов); много сведений получают благодаря  археологическим раскопкам мест языческих молений и найденным  кладам женских и мужских украшений  с языческой символикой. Кроме  того, верно осмыслить полученный материал помогают сопоставления с  древней религией соседних народов, а также с эпическими сказаниями (например, русскими былинами), непосредственно  с религией не связанными, но сохранившими отголоски мифов. 
 
 
 
 
 

II  

Язычество само по себе, является неким "сборником" всевозможных верований,  поскольку  не является верой во что-то определенное. Основными видами языческих верований можно выделить: Тотемизм - вера в происхождение от животных, Анимизм - вера в духов, Политеизм -многобожие.

2.1 Тотемизм

Когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что  дикие животные – их прародители. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка  и почитали его как божество. Имя  этого зверя было священным, его  запрещалось произносить вслух, поэтому вместо “волк” говорили “лютый”, а себя называли “лютичи”. Во время  зимнего солнцестояния мужчины  этих племен надевали волчьи шкуры, что  символизировало превращение в  волков. Так они общались со звериными  предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший  охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру.

Хозяином  языческого леса был Медведь –  самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне  связывали наступление весны. Вплоть до XX в. Многие крестьяне хранили  в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Славяне полагали, что медведь наделен большой  мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.

Истинное  название этого зверя-божества было столь священным, что не произносилось  вслух и поэтому не дошло до нас. Довольно долго медведя чтили  как священного зверя, и даже намного  позднее охотники все еще не решались произносить слово “медведь”  и называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой.

Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой; ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. Отголоском мифов о небесных Лосихах служат народные названия созвездий Большой и Малой Медведицы – Лось и Лосенок.

Среди домашних животных славяне более  других почитали Коня, ведь некогда  предки большинства народов Евразии  вели кочевой образ жизни, и в  облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской  избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов  на стыке двух скатов кровли в сочетании  со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могучим оберегом.

С течением времени человек все больше освобождался от страха перед миром животных, и звериные черты в образах  божеств постепенно начали уступать место человеческим. Хозяин леса из медведя превратился в косматого  лешего с рогами и лапами, но все  же напоминающего человека. Лешему, покровителю охоты, оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но, если его рассердить, может, наоборот, завести человека в чащу и погубить. Божествами влаги и  плодородия у славян были русалки  и вилы, выливающие на поля росу из волшебных  рогов. О них говорили то как о  девушках-лебедях, прилетающих с  небес, то как о хозяйках колодцев и ручьев, то как о мавках-утопленницах, то как о полудницах, бегающих в полдень по хлебным полям и придающих силу колосу. По народным поверьям, в короткие летние ночи русалки выходят из своих подводных убежищ, качаются на ветвях, а если встретят мужчину, могут защекотать до смерти либо увлечь за собой на дно озера. 
 
 

2.2  Анимизм

Одним из распространенных верований и, связанных  с ними символических действий первобытного человека, является анимизм - вера в  существование духов и души. Термин анимизм был введен английским этнографом Э. Тайлором. Он считал, что анимизм — это исходная, элементарная форма религии, которая развивалась затем в более сложные религиозные представления и действия.

Анимизм - это не первоначальная основа религий,  а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.

Наиболее  ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Этнографы  склонны объяснять появление  этого мира духов вполне естественными  причинами. Появление этого мира обусловлено, по их мнению, своеобразным истолкованием первобытным человеком  целого ряда оптических и акустических явлений: теней, эха, отражений, шумов, в реальности которых он не имел никаких оснований сомневаться, поскольку об их существовании свидетельствовали  его чувственные восприятия. Эти  восприятия заставляли его прийти к  заключению, что в окружающем мире наряду с обычными телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется  еще ряд таких же реальных, как  и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми. Эти  существа - духи. Для первобытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак - способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня. Мир духов - это невидимый мир. Позднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошло разграничение на добрых и злых духов. Высшей формой развития анимизма является вера в относительно самостоятельное существование души. По мнению этнографов, различные физиологические явления (сон, сновидения, обмороки, а также явления сопутствующие смерти) привели к мысли, что функциями жизни управляют особые существа (души), от воли которых зависела вся жизнь человека. Эти души могут быть самой различной природы. Одни из них, как, например, кровь, дыхание составляют видимые части или функции тела, другие, как душа, покидающая тело во время сна и вновь возвращающаяся к нему, представляют собой все признаки духа. Эта душа может переселяться в других людей, животных, в растения, предметы. В конце концов, развитие анимистических верований привело к признанию существования души как двойника конкретного человека, как той части его организма, которая оживляет его, а в последствие было признано, что и одухотворяет его.

2.3  Политеизм - религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.  Политеизмом можно назвать следующую ступень развития язычества. К примеру Тотемизм возник в условиях отсутствия земледелия (малой его значимости).                                                                                                                                               С переходом же славян к земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные боги. Многое в культе славяне заимствовали у соседних восточных кочевых племен. Имена божеств также имеют скифские (иранские) корни.

2.3.1 Древнейшим верховным мужским божеством славян был Род. В христианских поучениях против язычества XII – XIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы: “Начали эллины ставить трапезу Роду и Рожаницам, также египтяне, также римляне. Даже и до славян дошло, эти же славяне начали трапезу ставить Роду и Рожаницам прежде Перуна, бога их”. Другой христианский книжник наставляет: “Всем бо есть творец Бог, а не Род”. Этим противопоставлением летописец невольно дает понять, какое значительное место отводилось Роду в пантеоне древнеславянских божеств.

Род был  богом неба, грозы, плодородия. О  нем говорили. Что он едет на облаке. Мечет на землю дождь, и от этого  рождаются дети (очень похоже на мифы об Оленихах – прародительницах). Род – повелитель земли и всего живого, он – языческий бог – творец. Имя Рода восходит к иранскому корню со значением божества и света, а в славянских языках корень “род” означает родство и рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как “народ” и “родина”, кроме того – красный цвет (рдяный) и молнию, особенно шаровую, называемую “родия”. Такое разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.

Много общего с Родом имеют Стрибог и Сварог. “Стрибог” означает” бог – отец”, его внуками считались ветры. “Сварог” переводится как “небесный”, в мифах о нем говорится как о боге, пославшем людям клещи, благодаря чему они научились обрабатывать железо. Сварог связан и с огнем, который называли “сварожичем”.

Информация о работе Верованя древних славян