Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:44, реферат
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, - иначе говоря, что весь окружающий мир пронизан "волшебством".
Такая вера получила название язычество, т.е. “народная вера”
1. Введение
2. Верования Славян
2.1 Тотемизм
2.2 Анимизм
2.3 Политеизм
2.3.1 Боги "земледелия"
2.3.2 Боги "войны"
2.3.3 Домашние боги (духи)
3. Способы поклонения
4. Влияние христианства на язычество
5. Заключение
6. Список литературы
В эпоху двоеверия христианство и язычество не столько боролись друг с другом в народном сознании, сколько взаимодополнялись. Со временем христианские святые вытеснили языческих богов. Перуна заменил Илья-Пророк, который, по народным поверьям, проносился на колеснице по небу во время грозы. Праздник Перуна совпал с днем почитания Ильи. Велеса заменил Николай-Угодник – один из наиболее почитаемых на Руси святых, а также св. Георгий. Культ Рожаниц слился с Богородичным, образ Дажьбога – с Христом. Макошь стала восприниматься как св. Параскева, чьи иконы ставились у источников, прежде посвященных Макоши. Что же касается низших божеств, то отношение к ним со временем становилось все более отрицательным, постепенно в народном сознании они превратились в бесов или просто в зловредные существа.
V.
Несмотря на принятие христианства, язычество на Руси так и не исчезло. Язычество долгое время открыто сопротивлялось христианизации (полностью Русь была окрещена в XII в.), а будучи наконец побеждено и уступив важнейшие позиции, по-прежнему наполняло “низкие”, бытовые уровни народной жизни, благополучно сосуществуя с христианством, деля с ним сферы влияния и постепенно сливаясь в единое мировоззрение, называемое в науке вслед за средневековыми церковными авторами “двоеверием”.
Не только
языческие обряды, народ кое-где сохранил,
но и сам дух многобожия под христианскою
внешностью; русское народное христианство
представляет собою некое языческое христианство,
где многобожие представлено верованиями,
а христианство—культом. Имена языческих
богов и сама память о них были вырваны
из русской души, но христианству тем не
менее не удалось укоренить в ней свои
догматы и верования. Евангельское учение
и древние языческие представления расположились
одно над другими, и это положение не исчезло
до наших дней.
VI. Список литературы
1. Штернберг Л.Я. Основы первобытной религии. В кн.: Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Издательство института народов Севера ЦИК СССР 1936.-584 с
2. Сайт http://mith.ru/ - научные статьи - Мифология и фольклористика, Отдельные мифологемы
3. Сайт
http://www.pagandom.ru/
4. Статья
Ярослава Добролюбова "
5.Статья Асова А. И. "Славянские боги и рождение Руси"
6. Б.А
Рыбаков "Язычество Древней
Руси"