Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 16:37, контрольная работа
Начало войны с Германией не только резко активизировало международную активность СССР, но и значительно повысило его авторитет, поставив нашу страну в ранг жертвы неспровоцированной агрессии. В этот период были сформулированы основные направления деятельности дипломатических ведомств нашего государства. Среди них:
1. Взаимосвязь с главами государств, ведущих войну с Германией - прежде всего с Англией и США.
2. Поддерживание традиционных дружественных отношений с другими государствами мира, не втянутыми в агрессию, по линии Наркомата иностранных дел.
Введение. 3
1. Реакция в США и Англии на агрессию фашистских государств против Советского Союза. 4
2. Антигитлеровская коалиция 7
2.1 Основные этапы формирования 7
2.2 Советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии 12 июля 1941 г. Москва 7
2.3 Атлантическая хартия США и Великобритании 14 августа 1941 г., к которой 24 сентября 1941 г. присоединился СССР 8
2.3 Московская конференция министров иностранных дел СССР, Англии, США 29 сентября - 1 октября 1941 г. 10
2.4 Начало поставок в СССР по ленд-лизу из США 11
2.5 Подписание Вашингтонской декларации 26 государств о целях войны против фашизма 1 января 1942 г. 14
2.6 Советско-английский договор о союзе в войне против Германии 26 мая 1942 г. Лондон 14
2.7 Советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии 11 июня 1942 г. Вашингтон 17
2.8 Советско-французский договор о союзе и взаимной помощи 10 декабря 1944 г. Москва 19
3. Освобождение Европы. Окончание Великой Отечественной войны. 22
4. Окончание второй мировой войны. 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31
7) Такой мир должен предоставить всем возможность свободно, без всяких препятствий плавать по морям и океанам.
8) Они
считают, что все государства
мира должны по соображениям
реалистического и духовного
порядка отказаться от
Конференция представителей СССР, Великобритании и США по вопросу о военных поставках Советскому Союзу проходила в Москве с 29 сентября по 1 октября 1941 г. Советскую делегацию возглавлял нарком иностранных дел В. М. Молотов, английскую — министр снабжения лорд У. Бивербрук, американскую - личный представитель президента США А. Гарриман. В работе конференции принял участие И. В. Сталин.
Результаты конференции были зафиксированы в протоколе, подписанном 1 октября. Союзники взяли на себя обязательства с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. ежемесячно поставлять в СССР вооружение и военные материалы, нехватка которых в условиях отступления советских войск и эвакуации предприятий из прифронтовой зоны могла привести к тяжёлым последствиям для всех стран антигитлировской коалиции. Поставки предусматривались Соединёнными Штатами на основе закона о ленд-лизе, а Англией - на основе соглашения о взаимных поставках, кредите и порядке платежей от 16 августа 1941 г.
За определённый протоколом период США обязались поставить в СССР 85 тыс. грузовых автомашин. Также Советский Союз должен был получить от союзников 3,5 тыс. танков, 4,5 тыс. самолетов, 2 тыс. тонн алюминия, 1 тыс. тонн броневых листов и т. д. Со своей стороны СССР выразил готовность снабжать Англию и США сырьем для военного производства, в котором они испытывали нужду.
Подписание Московского протокола было поддержано народами США и Великобритании, стремившимися к скорейшему достижению победы над фашистским блоком. В США, Англии, Канаде и других странах прошли массовые митинги в поддержку СССР, начали создаваться общественные организации, объединившие антифашистов разных государств. В Советский Союз стали поступать тысячи тонн медикаментов, теплых вещей, продовольствия, подарков от простых граждан этих стран.
Московская конференция 1941 г. явилась крупным успехом на пути укрепления антифашистской коалиции. Она сыграла важную роль в мобилизации ресурсов СССР, США и Великобритании для разгрома агрессивного блока и ускорила принятие американским правительством решения о распространении на СССР закона о ленд-лизе (7 ноября 1941 г.).3 4
Ленд-лиз (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём») — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.
Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе5 (англ. «Lend Lease Act»), полное название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (англ. «An Act to Promote the Defense of the United States»), принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что:
поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате;
переданное
в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся
после окончания войны и
Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США.
Всего поставки по ленд-лизу составили около $50,1 млрд. (эквивалентно примерно $610 млрд. в ценах 2008 года), из которых $31,4 млрд. было поставлено в Великобританию, $11,3 млрд. - в СССР, $3,2 млрд. - во Францию и $1,6 млрд. - в Китай. Обратный ленд-лиз (поставки союзников в США) составил $7,8 млрд., из которых $6,8 млрд. пришёлся на Великобританию и страны Содружества.
Объём американских поставок по ленд-лизу составил около 11 млрд. долларов США. Согласно закону о ленд-лизе, оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы, сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. На переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 г. тоже ни к чему не привели. В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн., однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.
Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн., включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн., после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона - Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 г., и сумма — $674 млн.
После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию (Ельцин, Козырев), по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн. американских долларов. 6
В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд-лиза.
В СССР чаще преуменьшалась значимость поставок, в то время как за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы.
В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу СССР был довольно мал - всего около 4 % средств7, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей. Сегодня отношение в странах бывшего СССР к помощи союзников несколько изменилось, и внимание стало обращаться также на то, что по ряду позиций поставки имели немаловажное значение, как в плане значимости количественных и качественных характеристик поставляемой техники, так и в плане доступа к новым образцам вооружения и промышленного оборудования.
1 января
1942 года 26 государств мира подписали
Декларацию объединенных наций.
В начале 1942 г., после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, английское правительство стало склоняться к тому, чтобы пойти на признание западной границы СССР. В Англии все более отчетливо понимали, что укрепление сотрудничества с Советским Союзом означает упрочение всей антифашистской коалиции.
В то же время готовность английского правительства изменить свою позицию являлась маневром, вызванным стремлением сгладить недовольство Советского Союза невыполнением согласованных поставок оружия и боевой техники. В одной из бесед с помощником государственного секретаря С. Уэллесом английский посол в США Галифакс прямо заявил, что его страна должна заключить с СССР договор, который явился бы «политической компенсацией материальной и военной помощи». 1 марта Черчилль обратился к правительству США с просьбой предоставить ему свободу действий для ведения переговоров с Советским правительством.
Что касается позиции Соединенных Штатов Америки в отношении советских западных границ, то 12 марта Рузвельт сообщил советскому послу в Вашингтоне, что «по существу у него нет никаких расхождений» с Советским правительством по вопросу о границах и он «не предвидит никаких затруднений в связи с желательными Советскому Союзу границами после войны, однако сейчас считает постановку этого вопроса преждевременной». 8
8 апреля
А. Идеи сообщил советскому
послу в Лондоне И. М.
Майскому об окончательном
22 апреля
правительство СССР сообщило
Черчиллю о своем решении
Нарком В. М. Молотов прибыл в Лондон 20 мая. На следующий день во время встречи с Иденом он заявил о готовности продолжить переговоры. Правительство Великобритании, хотя в принципе и соглашалось признать советские довоенные границы, однако продолжало выдвигать оговорки относительно урегулирования вопроса о границе с Польшей. 22 мая английский министр иностранных дел предложил новый проект договора, в котором основное внимание сосредоточивалось на уже согласованных вопросах; вопрос же о западных границах СССР оставался открытым. Договор, кроме прочего, предусматривал взаимопомощь двух стран, как во время войны, так и в течение 20-летнего послевоенного периода.
Стремясь
к упрочению отношений с
26 мая 1942 г. был подписан советско-английский договор о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. Первая его часть предусматривала обязательство сторон оказывать друг другу всевозможную помощь в борьбе с агрессором. Стороны обязались не вступать без взаимного согласия в переговоры с гитлеровским или каким-либо другим правительством Германии, которое не откажется от агрессивных намерений, а также не заключать перемирия или мирного договора с ней или любым другим государством, выступающим на ее стороне.
Вторая часть договора устанавливала основные принципы дружественного сотрудничества СССР и Англии после войны в целях предотвращения агрессии и организации безопасности в Европе. Стороны согласились, что если одна из них в послевоенный период окажется вовлеченной в военные действия с Германией или ее сообщниками в Европе, то другая сторона будет обязана прийти ей на помощь. В договоре подчеркивалось, что ни одна из сторон не будет заключать никаких союзов и не примет участия ни в каких коалициях, направленных друг против друга. Первая его часть должна была оставаться в силе до восстановления мира между СССР и Англией, с одной стороны, и Германией и ее сообщниками - с другой. Срок действия второй части договора устанавливался в 20 лет.
Договор
сыграл важную роль не только
в истории советско-
После переговоров в Лондоне В. М. Молотов 29 мая 1942 г. прибыл в Вашингтон. В беседах с Рузвельтом он затронул некоторые вопросы послевоенного устройства мира. Президент США высказал мысль о необходимости разоружения Германии и Японии и установления контроля над их военной промышленностью в целях предотвращения тайного перевооружения этих стран. По мнению Рузвельта, для поддержания мира между народами после войны необходимо было создать международные вооруженные силы главных участников антифашистской коалиции (США, СССР, Великобритании) и, возможно, Китая.
Позиция Рузвельта получила полную поддержку Советского правительства.9
Информация о работе Взаимодействие СССР и союзников на разных Этапах II Мировой войны