Взаимоотношения восточных славян со степными народами в V1-XII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:59, контрольная работа

Краткое описание

Тема данной контрольной работы посвящена взаимоотношениям восточных славян со степными народами в VI – XII вв. Целю ее является рассказ о взаимоотношениях Древней Руси и её соседей - степных кочевников в период с VI по XII вв.
В своей работе я попытаюсь рассказать о событиях, имевших место в данный период истории, а также указать причины этих событий и последствия, что они за собой повлекли. Так же в данной работе приведены основные события из истории народов, населявших степь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….....3
1 Жизнь восточнославянских племен к началу VI в………………….………..4
1.1 Болгары и авары……………………………………………………………6
1.2 Xазары……………………………………………………...……………….8
2 Становление Русского государства. Киевская Русь и кочевники………….12
2.1 Торки, печенеги, половцы……………….………………………………..14
2.2 Война со степью…………………………...………………………….…...25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………….……..31

Вложенные файлы: 1 файл

контристория.docx

— 75.49 Кб (Скачать файл)

     Первоначально хазары придерживались традиционных тюркских верований. Главное место в пантеоне занимал бог неба Тенгри. Каган считался воплощением покровительства этого бога. Однако расположение на стыке христианского и исламского миров, а также исключительное влияние иудейских общин привело к проникновению и сосуществованию трёх монотеистических религий.

     Источники сохранили легенду о религиозном диспуте, который был устроен по желанию хазарского царя между проповедниками трёх религий. Иудаизм был выбран по той причине, что его положения признали как ислам, так и христианство. Уникальность ситуации заключается в том, что иудаизм не предполагает обращение неевреев. Современные учёные среди причин хазарского выбора называют желание сохранить независимость как от Византии, так и от Халифата или указывают на связи иудеев с частью хазарской знати. Установление ортодоксального иудаизма связано с деятельностью царя Обадии. К началу IX в. иудаизм стал   религией правящей элиты.

    Под водительством иудейской религии Хазарский каганат превратился в военно-разбойничье и торгово-паразитическое государство, занимавшееся сбором грабительских даней, посреднической торговлей, сбором пошлин с купцов. Торговля в Хазарии находилась исключительно в руках иудеев, главным источником дохода которых была торговля рабами, в том числе и из славянских земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Становление государственности на Руси. Киевская Русь и кочевники.

 

     На некоторое время хазарские иудеи подчинили себе племена восточных славян, заставляя их платить дань. В русском фольклоре сохранилась память о Козарине и Жидовине, о борьбе с “царем иудейским и силой жидовскою”.   Однако иудейско-хазарское иго на Руси было недолгим. В X же веке, когда хазары ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем — печенегами, русские стали сами нападать на хазар и способствовали падению их государства. Но еще раньше варяжские князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян.

     862 год – год возникновения Руси как государства, во главе которого встал приглашенный варяжский конунг Рюрик. Образование Древнерусского государства имело существенное значение для международной обстановки конца I - начала II тысячелетия н. э., создав оборонительный рубеж между Западом и Востоком, усилив натиск на Византию, способствовавший ослаблению последней, наконец, фактически завершив оформление "ареала" раннесредневековой западной цивилизации.

     Согласно «Повести временных лет», власть в Киеве была захвачена Аскольдом и Диром, в то время как Рюрик княжил в Новгороде. Отпросившись у Рюрика в Царьград, и плывя по Днепру, они увидели «градок»; узнав от местных жителей, что те платят дань хазарам, Аскольд и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов, ходили в походы на Константинополь. После смерти Рюрика, согласно той же летописи в 6387 (879г.) на страницах русской истории появляется имя Олега, возможно, родственника Рюрика, принявшего на попечение малолетнего сына Рюрика, Игоря. В 6390(882г.) летопись рассказывает о походе Олега с варягами, чудью, мерей, кривичами на Смоленск, Любеч и Киев (где им были захвачены в плен и убиты Аскольд и Дир). В 882 году конунгу Олегу удалось объединить Новгородскую и Киевские земли в древнерусское государство - Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя – «Матерью городов русских». Наследницей Древней Руси и следующим этапом в становлении Российского государства и является Киевская Русь, завершение формирования которой в качестве политического и культурного центра происходит при Владимире I Святославовиче (980-1015). Основными целями первых древнерусских князей были  походы на земли соседних народов. Так, походы в Византию  совершали Аскольд и Дир в 866  г.,  Олег  в  907г., Игорь в 941, 944 гг., Святослав  в  970-971  гг.,  Владимир  в  989  г., Ярослав в 1043 г., в Болгарию - Святослав в 968 г., Владимир в 985 г. и  др.

     Речь даже шла не столько о  военной  добыче  или  последующей  дани,  эти походы являлись одновременно и своеобразным средством  выработки  стабильной системы торговых отношений (договоры  с  Византийской  империей  912,  945, 1046гг.),  создания,  говоря  сегодняшним языком,   "режима   наибольшего благоприятствования" русско-византийской торговле.

     Другой  задачей являлась  оборона  славянских  земель   от   натиска

последовательно сменявших друг друга степных  кочевников - хазар,  печенегов, половцев. Нередко эта борьба со "степью" по форме  мало  чем  отличалась  от завоевательных  походов  и  приносила  несомненные  успехи,  как,  например, Святославу, сумевшему в 965 г. полностью разгромить Хазарский  каганат,  или Ярославу, прекратившему набеги на Русь печенегов (1036 г.). Однако  давление степи было постоянным и непрерывным на протяжении, по  крайней  мере,  IX  - XII  вв.,  а,  следовательно,  неизменной  оставалась   и   задача   обороны древнерусских границ.

     Став князем Киевским, Олег покорил древлян, подчинил северян и радимичей, прежде плативших дань хазарам, и добился для этих племен отмены дани, воевал с уличами и тиверцами, в 907г. возглавил успешный поход на Царьград. После смерти в 912 (по другим сведения в 922) году Олега его преемник, сын Рюрика, Игорь, стал полноправным правителем обширного, но еще очень непрочного в политическом отношении княжества. Не случайно, получив известие о смерти князя Олега, древляне отказались платить дань Киеву, и в результате Игорь вынужден  был выбивать ее силой. В 914 году, усмирив племя древлян и покорив уличей, он заставил их выплачивать еще более тяжелую дань, чем прежде. 

 

2.1 Печенеги, торки, половцы.

 

     Еще одной заботой князя Игоря стала борьба с набегами степных кочевников. Именно в правление Игоря участились набеги новых врагов Руси – печенегов. Когда-то, еще при Аскольде и Дире они пытались разграбить земли полян. Согласно Никоновской летописи, уже в 875 г. Аскольд «избиша множество печенегъ». К тому времени они прочно осели в причерноморских степях. И если в 915 году князю удалось избежать столкновения с ними, заключив с печенежскими ханами мир, то спустя пять лет на всем протяжении границы со степью уже бушевала настоящая война, изредка сменяющаяся коротким настороженным затишьем. О мирном соглашении (или ряде мирных соглашений) между Киевом и степью свидетельствует тот факт, что печенеги не препятствовали русам обосноваться в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье. Однако периоды дружбы длились недолго, заканчиваясь вместе с завершением совместного похода или тогда, когда подарки киевского князя переставали удовлетворять алчность печенежских ханов. Возможно, именно тогда, при Игоре, Русская земля начала опоясываться первыми «Змиевыми валами» – земляными укреплениями, затруднявшими подступы к Киеву со стороны степи.

     Печенеги являлись кочевыми племенами Средней Азии и были известны там под названием «канглы». Однако вскоре они были вытеснены оттуда торками, и затем откочевали в заволжские степи. Здесь они подчинили себе местные сарматские и частично угорские племена, образовав новое племенное объединение. Занятые поначалу завоеванием жизненного пространства в степях, они, по-видимому, не совершали значительных нападений на Русь, ища добычу на Балканах, в странах более богатых жизненными благами. Источники умалчивают о сколько-нибудь крупных печенежских набегах на протяжении целого столетия. После столкновения с хазарами часть печенегов ушла на запад, остальные подчинились огузам (огузы жили в западной части Средней Азии, в Арало-Каспийском регионе. Они являются предками современных туркменов). Печенеги, ушедшие на запад, разделились на две группы. Одна из них под названием тюркских печенегов начала кочевать между Доном и Донцом, а восточная, названная хазарскими печенегами,— в приазовско-донских степях. По подсчетам арабских писателей, путь из конца в конец печенежских земель занимал месяц конной езды. Летом, в поисках пастбищ, печенеги устремлялись в днестровские степи, к берегам Черного моря и на равнины Подунавья, а с наступлением осени возвращались в Приднепровье. Постоянных зимовищ, как и кладбищ, у печенегов не было. А между северной линией печенежских кочевий и южнорусской границей пролегала узкая нейтральная полоса в «один день пути» (30–35 километров). Какое-то время она достаточно надежно обеспечивала спокойствие Русской земли. На Днепре даже завязалась довольно оживленная русско-печенежская торговля. Русские купцы покупали у степняков коров, коней и овец. Как показывают археологические исследования, собственное животноводство удовлетворяло лишь немногим больше половины потребности жителей Киевской земли в мясе.

      Печенеги частично завоевали хазарские земли и вытеснили кочевавших в тех краях маджаров, однако при дальнейшем продвижении на запад столкнулись с Киевской Русью.

    При сборе дани в Древлянской земле был убит Игорь, князь киевский и муж Ольги (944). Сопротивление кочевникам сделалось главной проблемой для Киева. И потому княгиня киевская Ольга, правившая при малолетнем сыне Святославе, постаралась приобрести в лице греков сильного союзника: она отправилась в Константинополь, где приняла крещение, избрав своим крестным отцом императора Константина Багрянородного.

    Игорь и Святослав использовали печенегов для своих военных операций против Византии, но эти союзы, очевидно, основывались лишь на разделе военной добычи. Судьба князя Святослава – хороший пример того, как мало значили для печенегов договоры с утратившим силу союзником.

     В 967 году Святослав двинулся на болгар, живших на нижнем Дунае, завоевал их страну и обосновался в городе Переяславце. Но Римская империя не хотела иметь на своих границах такого могущественного и беспокойного соседа; в 971 году знаменитый полководец, император Цимисхий, с огромной армией осадил Святослава в крепости Доростоле. Два месяца под Доростолом происходили кровавые битвы, и греческий летописец с удивлением описывал неукротимую ярость русов, которые в безвыходном положении вонзали в себя мечи – лишь бы не попасть в плен. В конце концов, Святославу пришлось отдать Доростол императору и уйти из Болгарии. Но во время пути в Киев, на днепровских порогах, на дружину князя напали кочевники-печенеги. В результате Святослав был убит, а печенежский хан  Куря сделал из его черепа чашу для пиров.

     Результатом княжения Святослава было то, что он нанес сокрушительный удар Хазарскому каганату, разгромил Семендер, Итиль, разрушил хазарскую крепость Саркел. В 965 — 969 гг. русскими воинами была разгромлена иудейская столица Итиль, уничтожены все центры разбойничьего паразитического государства вдоль Волги. Падение иудейской Хазарии стало важной точкой отсчета в создании мощного Русского государства, будущего духовного центра Христианской цивилизации. Простой народ бывшей Хазарии, не принадлежавший к иудаизму, перешел под покровительство России, тогда как иудейские верхи и торгово-ростовщический класс, связавший себя верой “избранного племени”, покинули эти земли и, по мнению ряда историков, переселились в западные земли России.

     После смерти Святослава на Руси между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) начались кровавые усобицы, в результате которых погибли братья князя Владимира, и он остался единовластным правителем. Потрясенное усобицами, Киевское княжество являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы усмирить варягов, служивших у него, и подчинить отложившиеся племена (вятичей, радимичей). Как и его отец, Владимир стремился удержать единство Руси. Он посылал в различные земли своих сыновей, назначив их наместниками.

    Владимир вел   много войн с разными соседями за пограничные земли; продолжая дело отца, совершил поход против Болгарии. Хотя поход был успешен, но русские не рискнули там закрепиться, в результате был заключен мир. Сложившееся к тому времени Польское государство также стало противником Киевской Руси из-за спорных территорий так называемой Червенской Руси с городами Перемышлем, Червенем. Едва заняв княжеский престол, Владимир организовал поход и подчинил эти земли Руси.

    Все правление князя Владимира прошло в борьбе с печенегами. Их орды объединялись в большие союзы, с одними из них русские князья воевали, а с другими заключали мирные договоры и печенеги становились союзниками. Со временем напор степняков все усиливался. Печенеги грабили русские города, их жителей уводили в плен, а затем продавали в рабство. В 992 году печенеги потерпели поражение от русских войск. В честь этой победы Владимир основал город Переяславль. Но в 996 году печенеги подошли к городу Василеву, и на этот раз победа была за ними.

    Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир начал строить оборонительные крепости («Худо, что мало городов около Киева»). Началось строительство городов по Десне, Трубежу, Стугне, Суле и другим рекам. Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, «мужами лучшими», по выражению летописи, которые вербовались из разных племен населявших русскую равнину. С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными валами и лесными засеками. Так по южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были в Х и XI вв. ряды земляных окопов и сторожевых «застав», городков, чтобы сдерживать нападения кочевников. В глубине этой оборонительной линии князь построил город-крепость Белгород, который стал со временем местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов. Для оповещения об опасности была введена система светового оповещения.

     Много внимания Владимир уделял развитию своего стольного города Киева. В начале его княжения началось строительство новой городской крепости «города Владимира» площадью в 10 га. Центральную часть города, или Гору, окружили высокие земляные валы с деревянными башнями. К нему примыкали укрепленные пригороды, крупнейшим из которых был Подол.

    В начале своего правления Владимир совершил первую религиозную реформу. Он попытался реформировать язычество, провозгласив Перуна верховным богом страны. Однако старая вера не соответствовала новым отношениям в обществе. К тому же, в тогдашнем христианском мире восточных славян часто называли унизительным прозвищем «варвары». Вероятно, все это побудило князя Владимира принять крещение. После крещения византийскими священниками в Херсонесе Владимир женился на сестре императора Василия II, Анне. Это событие положило начало процессу крещения Киевской Руси.

     Принятие христианства в 988 году имело важное историческое значение для дальнейшего развития Киевской Руси. Христианство способствовало разрушению остатков родовых отношений у восточных славян, укреплению княжеской власти, признанию ее господства. Принятие христианства приобщило Киевскую Русь в круг цивилизованных государств своего времени, укрепив ее международный авторитет.

     Незадолго до своей смерти Владимир назначил наследником великокняжеского престола своего младшего сына Бориса. Однако когда в 1015г. князь умер, воспользовавшись отсутствием Бориса, власть в Киеве захватил его пасынок Святополк Ярополкович, прозванный Окаянным.  

     Между сыновьями Владимира Святославом, Мстиславом, Борисом, Глебом и Святополком вспыхнула междоусобная борьба за великокняжескую власть; в этой войне погибли Борис, Глеб и Святослав. В этой усобице Святополка поддерживали печенеги. Противники встретились на Днепре зимой 1016 г. вблизи города Любеча. В результате войска Святополка потерпели поражение, а сам великий князь бежал в Польшу, к своему тестю Болеславу I. Ярослав в 1017 году занял Киев.

Информация о работе Взаимоотношения восточных славян со степными народами в V1-XII вв