Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:07, курсовая работа
Цель работы – вклад российского предпринимательства в развитие культуры.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: изучить историю благотворительности в России и предпосылки ее появления, для того чтобы выявить предпосылки для возникновения такого явления как меценатство и историю его развития, проанализировать деятельность наиболее выдающихся меценатов и оценить их вклад в развитие культуры.
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1.Меценатство в России……………………………………..................
1.1. История благотворительности и меценатства в России………………..
1.2. Мотивы меценатской деятельности……………………………………..
1.3. Источники меценатских вложений………………………………………
Глава 2. Меценаты и их вклад в развитие культуры………………………...
2.1. Меценатство и театр………………………………………………………
2.2. Меценаты-коллекционеры: братья Третьяковы и их галерея………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………
Через 4 года, 6 сентября 1896 г., незадолго до смерти Павел Михайлович пишет второе и последнее завещание, в котором вносит «сто тысяч рублей для употребления процентов на ремонт Галереи, сто двадцать пять тысяч рублей на приобретение на проценты с этой суммы живописных и скульптурных художественных произведений для пополнения коллекции...» Через 8 месяцев, однако, меценат делает приписку к завещанию, направляя указанную сумму в 125 тыс. руб. не на пополнение собрания, а «на ремонт и содержание галереи, совместно с суммою выше сего назначенною».
В чем же особенности меценатства братьев Третьяковых, какова их экономическая философия? Они вынесли на своих плечах и сохранили для потомков русскую национальную школу живописи, совершив этим, как уже говорилось, «колоссальный, необыкновенный подвиг». В отличие от своих предшественников они с самых первых шагов отказались от использования коллекции в коммерческих целях, - ими была поставлена цель подарить ее Москве, России. Собирание произведений русского изобразительного искусства практиковалось и до них, - достаточно вспомнить коллекции Свиньина и Прянишникова, но только Третьяковым удалось собрать целостную, представительную, всестороннюю, характерную коллекцию. Завещав ее Москве, они повторили шаг Солдатенкова, но в отличие от него создали собственную галерею, обессмертив свое имя и дело.
Вместе с тем это деяние русских меценатов не следует чрезмерно идеализировать, - ведь они были предпринимателями, людьми с практической сметкой. Их взгляды прошли сложную эволюцию, которую легче всего проследить, сопоставляя завещания братьев Третьяковых. В первоначальном замысле «музеум» должен был быть исключительно общественным, в окончательном варианте - общественно-государственным, находящимся под контролем Московской думы, нос выполнением ряда ограничительных условий: всем делом должен был руководить общественный попечитель, состав коллекции должен был остаться постоянным, помещения галереи не могли сдаваться в аренду и т.д. Эта модель была разработана Павлом Михайловичем в 1860-1888 гг., ибо уже в завещании Сергея Михайловича она зафиксирована вполне определенно,: Вопрос об увеличении коллекции так и не был решен Павлом Михайловичем: позднейшая приписка о переадресовке 125 тыс. руб. была сделана, по мнению специалистов, под влиянием неудовлетворенности завещателя современным ему состоянием русского искусства конца 90-х годов XIX в.; Третьяков боялся формалистических тенденций, которые, как он думал, несут угрозу целостности коллекции.
Продуманность плана Третьяковых, их бескорыстие и патриотизм обусловили успех их проекта. В Положениях об управлении галереей, утвержденных Московской думой в июне 1899 г. и в октябре 1904 г., все пожелания братьев касательно попечителей и организации работы музея были учтены. Позже, в 1913-1916 гг., новый попечитель И. Э. Грабарь несколько изменил экспозицию, галерея пополнилась новыми произведениями, здание подвергалось реконструкции, но главная идея Третьяковых осталась - в Москве работала общественная русская национальная галерея. В наши дни, когда перед руководством галереи появляется соблазн повысить входную плату или включить в состав коллекции чужеродные произведения, следует чаще обращаться к завершениям основателей галереи: их экономическая философия, как мы надеемся, поможет определить облик настоящей и будущей Третьяковки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог исследованию экономической
философии великих русских
В заключение следует отметить,
что поставленная цель была достигнута.
Оценен вклад российского
Вклад меценатов в развитие всего российского общества огромен. Кроме уже упомянутых выше, известны следующие примеры их деятельности: Щукинское и Морозовское собрания современной французской живописи, Бахрушинский Театральный музей, Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Алексеевская, Солодовниковская, Солдатенковская, Бахрушинская больницы; приюты и дома бесплатных квартир Боевых, Ермаковых, Солодовниковых, Хлудовых, Мазуриных, Горбовых, Рукавишниковых, Бахрушиных; Шелапутинская и Медведниковская гимназии, Капцевское училище, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т. д.
.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ