Внешняя политика России в первой четверти XVIII

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:27, доклад

Краткое описание

Главными задачами Петра I во внешней политике были: борьба с Крымским ханством, завоевание выхода в Азовское и Черное моря, борьба за выход в Балтийское море и возвращение отторгнутых Швецией земель Ингрии на побережье Финского залива.
В 1695-1696 гг. Петр I организует первый поход на турецкую крепость Азов, расположенную в устье Дона.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 53.13 Кб (Скачать файл)

2.6 Финансовая реформа

Азовские походы, Северная война 1700—1721 годов и содержание постоянной рекрутской армии, созданной  Петром I, требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы.

На первом этапе всё  сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись  сборы и выгоды от монополизации  продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), косвенных  налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы и т. д.), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса (порча).

В 1704 году Петром была проведена  денежная реформа, в результате которой  основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала  равняться не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось  на монетах. Важнейшей мерой в  ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего  до этого подворного обложения. В 1710 году была проведена «подворная»  перепись, показавшая уменьшение количества дворов. Одной из причин такого уменьшения было то, что с целью уменьшения налогов несколько дворов обносили одним плетнем, и делали одни ворота (это считалось при переписи одним  двором). В силу указанных недостатков  было принято решение о переходе к подушной подати.

На основе полученных данных правительство разделило на численность  населения количество денег, необходимых  для содержания армии и флота.

В результате был определён  размер подушной подати: крепостные помещики платили государству 74 копейки, государственные  крестьяне — 1 рубль 14 копеек (так  как не платили оброк), городское  население — 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Душа была счётной — между ревизиями  умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате налоговая нагрузка распределялась неравномерно.

2.7 Реформа самодержавия

До Петра порядок престолонаследия в России никак не регулировался  законом, и целиком определялся  традицией. Петр в 1722 г. издал указ о  порядке престолонаследия, согласно которому царствующий монарх при  жизни назначает себе преемника, причем император может сделать  своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником «самого достойного»). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Петр не воспользовался законом о престолонаследии, так как умер, не указав преемника.

Сословная политика

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, — юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

 

Место прежнего боярства занял  «генералитет», состоящий из чинов  первых четырёх классов «Табели  о рангах». Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой  знати с людьми, поднятыми службой. Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян. Дворянство обязано для подготовки к службе учиться. Пётр разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, открыв путём выслуги через Табель о рангах доступ в среду шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии он открыл выход из дворянства в купцы и духовенство тем, которые хотели этого. Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.

Крестьянство

Реформы Петра изменили положение  крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости  от помещиков или церкви (черносошные  крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая  единая категория государственных  крестьян — лично свободных, но плативших  оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как  группы населения, составившие государственных  крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные  — они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли  быть пожалованы царём частным лицам  и церкви в качестве крепостных. Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных. Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца[14]. Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков, разорявших своих крестьян[14], а холопам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости[15] (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крепостные лишились этой возможности). Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости (если крестьянин в таковой находился)[16]. В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Указом 7 апреля 1690 г. было разрешено уступать, за неоплаченные долги «поместных» крепостных, что фактически было формой торговли крепостными[16]. Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей. При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев — крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.[17]

Городское население

Городское население в  эпоху Петра I было очень невелико: около 3 % населения страны[18]. Единственным крупным городом была Москва, которая до царствования Петра являлась столицей. Хотя по уровню развития городов и промышленности Россия сильно уступала Западной Европе, но в течение XVII в. происходил их постепенный рост. Социальная политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

В 1722 году появились ремесленные  цехи по западноевропейскому образцу. Основной целью их создания стало  объединение разрозненных ремесленных  мастеров для производства продукции, необходимой армии. Однако цеховая  структура на Руси не прижилась. В  период правления Петра изменилась система управления городами. Назначаемые  царем воеводы были заменены выборными  Городскими магистратами, подчинённые  Главному магистрату. Магистраты обеспечивали сбор налогов и выполняли судебные функции. Эти меры означали развитие городского самоуправления[19].

Преобразования в сфере  культуры

 

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета[20], появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась  первая книга на русском языке  с арабскими цифрами. До того числа  обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1708 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием  букв (церковнославянский шрифт остался  для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены.

Петром были созданы новые  типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю  русского книгопечатания). Благодаря  подъему книгопечатания потребление  бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.[21].

Произошли изменения в  русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков[22].

В 1724 Пётр утвердил устав  организуемой Академии наук (открылась  в 1725 после его смерти).

 Ассамблея при Петре  I.

Особое значение имело  строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения  между людьми. На ассамблеях дворяне  танцевали и свободно общались, в  отличие от прежних застолий и  пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым  предписывалось писать в челобитных  и прочих документах имена  полностью вместо уничижительных  полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»[23]

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж  и женитьбу. Предписывалось, чтобы  между обручением и венчанием  был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста  могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право  расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696—1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».[24]

Постепенно в среде  дворянства складывалась иная система  ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом  отличалась от ценностей и мировоззрения  большинства представителей остальных  сословий.

Образование

Петр ясно сознавал необходимость  просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

14 января 1700 года в Москве  была открыта школа математических  и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная  и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская  академия в Петербурге, горные  школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить, созданные указом 1714 года, цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено  обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление  и была отменена. Попытка Петра  создать всесословную начальную  школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство  цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные  школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.[25]

Когда думаешь о петровских реформах, неизбежно встает вопрос: насколько был необходим для  России именно такой тип реформ, именно такой темп и такие методы их проведения – с применением  фактически почти неограниченного  насилия. Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес "величайший вред будущности России". Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад. Деятельность Петра I создала условия для более широкого знакомства России с культурой, техникой образом жизни западноевропейского общества, что послужило началом коренной ломки норм и представлений Московской Руси.

Информация о работе Внешняя политика России в первой четверти XVIII