Внешняя политика США после второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 00:58, реферат

Краткое описание

В 1945 году, весь мир ждал закономерной капитуляции Японии со дня на день, США неожиданно сбрасывают ядерные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.
Ядерные бомбардировщики были ответом отнюдь не тактического вопроса, а делом стратегической важности. В условиях того времени СССР, имел самые большие и обороноспособные армии в мире, составлял большую угрозу странам капитала.

Содержание

1. Внешняя политика Трумена и первые шаги к мировому господству
2. Доктрина Трумена и план Маршала
3.Дальневосточное направление внешней политики США.
4. Новое соотношение мировых сил образование Североатлантического
Альянса
5.Внешняя политика Эйзенхауэра и усиление американской политики
«холодной войны»
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя политика США после второй мировой войны.docx

— 45.70 Кб (Скачать файл)

   План

 1. Внешняя политика Трумена  и первые шаги к мировому господству

 2. Доктрина Трумена и план Маршала

3. Дальневосточное направление внешней политики США.

 4. Новое соотношение мировых сил образование Североатлантического    

     Альянса

5. Внешняя политика Эйзенхауэра и усиление американской  политики            

    «холодной войны»

    Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Внешняя политика Трумена  и первые шаги к мировому господству

В 1945 году, весь мир ждал закономерной капитуляции Японии со дня на день, США неожиданно сбрасывают ядерные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.

       Ядерные бомбардировщики были ответом отнюдь не тактического вопроса, а делом стратегической важности. В условиях того времени СССР, имел самые большие и обороноспособные армии в мире, составлял большую угрозу странам капитала. Поэтому взрывы в Японии рассматривались как начало «атомного шантажа США». Вторая мировая война положила конец изоляционизму как влиятельному направлению во внешней политике США.          Окончание войны с Германией и реконверсия совпали с началом президентства Трумэна. 12 апреля 1945 г., через два часа после того, как Трумэн узнал о смерти Франклина Рузвельта, он принял в Белом доме полагающуюся по конституции присягу. Гарри Трумэн стал 33-м президентом США.

        Трумэну пришлось возглавить государство после второй мировой войны. Он был первым президентом, который отказался от вековой традиции и заключил военные союзы со многими государствами. Начало его президентства совпало с началом использования атомной энергии для военных целей. Выступив 12 апреля 1945 г. в должность президента США. Трумэн дал свои заверения в том, что «будет продолжать политику Рузвельта и сохранит кабинет». Но начал он свою деятельность в Белом доме с ликвидации «наследия Рузвельта», разгона его кабинета и отстранения основных его кадров.

        Еще в ходе войны Рузвельт высказывал предположения о будущих разногласиях между победителями. Но вместе с тем он указывал, что прочный мир может быть построен только в сотрудничестве с СССР.

        Вскоре после смерти Рузвельта правительство Трумэна взяло во внешней политике совершенно другой курс, курс, не поощряющий компромиссов, курс, направляемый теми агрессивными кругами монополистического капитала США, которые еще до вступления в войны выдвигали программу американского господства в послевоенном мире.

         Еще во время войны в Вашингтоне установилась в известной мере двухпартийная внешняя политика. Рузвельт всячески старался ладить с лидером республиканцев сенатором Вандербергом, как главным авторитетом оппозиционной партии по международным вопросам. После победы республиканцев на выборах в 80-й конгресс Вандерберг стал председателем комиссии по иностранным делам сената. Но еще задолго до этих выборов Вандерберг, у которого с Трумэном сложились личные доверительные отношения в сенате еще до войны, оказывал как участник важнейших международных политических конференций большое влияние на президента США, чем государственный секретарь Бирнс.

       5 января 1946 г. в Белом доме Трумэн зачитал Бирнсу свое письмо о необходимости жесткой и по существе непримиримой политики по отношению к Советскому Союзу. Борьба вокруг внешнеполитического курса США имела большое историческое значение. От ее исхода зависело во много развитие международных отношений в грядущие годы: сохраниться ли мирное сосуществование или продлиться “холодная война”, сохраниться ли соревнование в мирном строительстве или небывалая гонка вооружений. В тех условиях борьба в США оказалась неравной: на стороне противников мирного сосуществования, выражавших взгляды самых реакционных кругов американского монополистического капитала, стояло абсолютное большинство правительства и конгресса США, а также основные органы печати страны.

        Вместе с ревизией внешней политики Рузвельта во взаимоотношениях с СССР усиливалась активность американского империализма на Ближнем и

Дальнем Востоке. 4 июля 1946 г. вступил в силу закон о независимости Филиппин, принятый конгрессом США по инициативе Франклина Рузвельта еще в 1934 г. Закон, подписанный президентом США 24 марта 1934 г., предусматривал сохранение за США морских баз на Филлипинских островах.

        Основное внимание и усилия дипломатии США на Дальнем Востоке после окончания второй мировой войны были направлены на создание такого же внутриполитического положения в Китае. В планах Экспансии США Филиппины всегда рассматривались лишь как форпост для распространения влияния и господства американского капитала на Китай.

         Во внешней политике США давно выработался своеобразный метод, прием, свойственный американской дипломатии и характерный для нее. Этот прием сводится к тому, что Вашингтон декларирует определенную доктрину в вопросах, жизненно важных для других стран и затрагивающих интересы третьих государств, не спрашивая ни тех, ни других. На основании односторонней декларации государственный департамент присваивает себе определенные международные права, труда, чтобы другие государства признавали, соблюдали и уважали их.

        После окончательного отказа от изоляционизма программа американского империализма сводилась конечном итоге к распространению в модифицированном виде приспособленной к современным условиям доктрины «открытых дверей» на весь мир, сопровождая и подкрепляя ее по мере надобности и возможности вооруженными силами.

         Еще до окончания второй мировой войны в Вашингтоне развернулась большая дипломатическая подготовка к проведению программы руководства миром, мировое господство, к созданию блока обеспечения господствующего положения США в будущей Организации Объединенных Наций.

Суть этой программы выразил в своем выступлении президент США Трумэн на открытии сессии Генеральной ассамблеи ООН 23 октября 1946 г., хотя на  международной трибуне Трумэн, бравируя силой Америки, вынужден был заявить, что эта сила, будет использована «интересах мира и справедливости». Заявив вначале, что «это собрание-символ того, что Соединенные Штаты отказались от политики изоляционизма», президент США заключил: «Применение силы или угроза применения силы с целью нарушения мира в какой бы то ни было части мира непосредственно затрагивает интересы американского народа. Ход истории сделал нас одной из сильнейших стран мира. Этим самым на нас возложена особая ответственность за сохранение нашей силы и за использование ею в интересах справедливости в таком взаимозависящем мире, каким наш мир является теперь».

         На Дальнем Востоке политика мирового господства Соединенных Штатов и связанная с ней мировая система баз США и военных союзов также подорвала демилитаризацию Японии.

          Итак, экспансионистские силы американского империализма, избавившись от груза и тормоза изоляционизма, проводя под флагом “всемирной ответственности” политику мирового господства, строя с этой целью всемирную систему баз и создавая агрессивные военнополитические блоки, взяли вскоре после окончания войны курс на ремилитаризацию Японии и Германии, на превращение своих недавних заклятых противников в военных союзников.

2. Доктрина Трумена и план Маршала

          2 марта 1947 г. Трумэн произнес речь на объединенном заседании сената и палаты представителей. Отметив вначале, что серьезность положения заставила его явиться перед общим собранием конгрессменов, он обрисовал мрачными красками положение в Греции. «Греческое правительство, - говорил он, - работает в условиях хаоса и отчаяния... Греческая армия мала и плохо экипирована. Она нуждается в снабжении и в вооружении для того, чтобы восстановить власть правительства над всей территорией Греции».

        Признавая, что он предлагает вмешиваться во внутренние дела других, далеких от Америки государств и что курс, который он рекомендует взять, очень серьезный, Трумэн пытался оправдать свою политику тем, что США должны вмешиваться в жизнь других народов якобы для того, чтобы помогать большинству против меньшинства.      

        Заявив, что «мир не стоит на месте и что статус-кво не нерушим», Трумэн дал понять, что США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными. Если, говорил он дальше, США откажутся «от оказания помощи Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия для Запада, так же как и для Востока». И

Трумэн просил конгресс ассигновать на “помощь” этим двум государствам в течение ближайших 15 месяцев 400 млн. долл. В заключение Трумэн сказал, что США потратили на вторую мировую войну 341 млрд. долл., что ассигнования, которые он сейчас предлагает, это пустяки: всего лишь 0,1% расходов США на эту войну.

      Обращение президента США 12 марта 1947 г. к конгрессу получило название «доктрины Трумэна».

        22 мая 1947 г. “доктрина Трумэна” вступила в силу. Конгресс, санкционируя вмешательство США во внутренние дела стран Ближнего Востока, одобрил поддержку Вашингтоном реакционных сил и режимов во всем мире, курс, поистине чреватый далеко идущими последствиям. Своей доктриной Трумэн добился того, что конгресс возложил на США односторонние обязательства, не обеспечив себя ни союзниками, ни поддержкой ООН.

         В Греции и Турции Вашингтон преследовал военно-стратегические цели, и в их числе - подкрепление позиции нефтяных монополий США на Ближнем Востоке. Но в общем большом плане “холодной войны” “доктрина Трумэна” представляла лишь предварительную, подготовительную операцию.

      Основным полем действий в этой войне Вашингтон в то время считал Западную Европу. 23 мая 1947 г., назавтра после вступления в силу «доктрины Трумэна», Маршаллу поручена разработка плана оказания  «экономической помощи» странам Европы. После всестороннего обсуждения Маршалл изложил публично основные моменты этого плана в своей речи 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете. Так зародился «план Маршалла».

Этот план преследовал далеко идущие экономические, политические и военно-стратегические цели. Западная Европа служит не только прямо, но и косвенно важнейшим рынком для американского капитализма. Экспорт продовольствия и сырья в Европу из Латинской Америки, Канады и других стран увеличивает покупательную способность, а следовательно, и значение этих стран как рынка для товаров США. Принимая во внимание обострившуюся борьбу двух систем в результате развернутой      Соединенными Штатами политики “холодной войны”, в Вашингтоне считали, что стабилизация и усиление позиций капитализма в Западной Европе выгодны для США экономически и необходимы политически. В общем “план Маршалла”, как и “доктрина Трумэна”, преследовал военно-стратегические и политические задачи, но только несравненно более крупные.

        Он также, хотя более осторожно, завуалированно предусматривал вмешательство США во внутренние дела стран Западной Европы.

          2 декабря 1946 г в Вашингтоне было заключено соглашение о слиянии американской и английской зон оккупации в Германии, образовавших так называемую Бизонью. Летом 1948 г. к ним присоединилась и французская оккупационная зона, таким образом, создалась Тризония. 18 июня 1948 г. США, Англия и Франция объявили о проведении в западных зонах Германии сепаратной денежной реформы. Через пять дней, 23 июня, самовольно, без санкций советских властей, они распространили эту реформу на Западный Берлин, находившейся в советской зоне и имевшей свободное общение с Восточным Берлином и вей Восточной Германией. Западные державы своими действиями угрожали дезорганизовать хозяйственную жизнь не только в Восточном Берлине, но и во всей Восточной Германии. В ответ советские власти в Германии временно закрыли свободный доступ в Берлин из западных зон.

         Вместе с обострением германской проблемы, с активизацией политики “холодной войны” в Вашингтоне принимали меры к тому, чтобы втянуть в нее государства Латинской Америки, обеспечить полную поддержку Соединенным Штатам со стороны этих государств в Организации Объединенных Наций. Эти цели США преследовали на конференции министров иностранных дел американских республик в 1947 г. в Рио-де-Жанейро и на девятой панамериканской конференции, состоявшейся в 1948 г. в Боготе. Конференция в Рио-де-Жанейро открылась 15 августа и продолжалась до 2 сентября 1947 г. Делегацию США возглавлял Маршалл. Перед закрытием конференции в столицу Бразилии прибыл Трумэн и выступил перед делегациями американских стран.

В Рио-де-Жанейро было повторено более обстоятельное решение Чапультепекской конференции о том, что нападение на одну американскую страну будет рассматриваться как нападение на все американские государства. Участники конференции подписали договор о защите Западного полушария, который в Вашингтоне комментировали как прообраз будущего североатлантического пакта 1949 г.

       На Ближнем Востоке в 1947-1948 гг. после принятия “доктрины Трумэна” и “плана Маршалла” усилилась активность нефтяных монополий США.       К арабской нефти начали проявлять большой интерес крупнейшии нефтяные монополии США. Вашингтон втягивал в «холодную войну» Западную Европу и Южную Америку, Ближний и Дальний Восток, придавал этой политике глобальный характер, углублял и обострял ее в дальнейшем созданием военных союзов.

3. Дальневосточное направление внешней политики США

 Страны Восточной Азии стояли на распутии в выборе путей дальнейшего развития, и Трумэн знал все болевые точки. В этих странах участились столкновения межклассовая борьба, носило ожесточенный характер.       

          Перед Вашингтоном встал вопрос: что делать, как “спасти” Китай от коммунизма и включить его в орбиту американского империализма?         Оно решило действовать через Чан Кай-ши, оказывать ему всестороннюю помощь - военную, политическую, дипломатическую, экономическую и др. Другими словами, правительство США решило активно вмешиваться во внутренние дела, осуществлять интервенцию в Китай, воздерживаясь вместе с тем от непосредственных военных действий против Народной армии. Однако в ходе гражданской войны морские и воздушные силы США участвовали не только во вспомогательных операциях, но и непосредственных военных действиях против Народной армии, а в некоторых случаях участвовали также американская пехота и танки. В октябре 1945 г. гоминьдан и Компартия Китая обязались избегать гражданской войны и достигли компромисса по политическим вопросам. В декабре 1945 г. московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании приняло решение, в котором указывалось на необходимость мирного объединения Китая и прекращения гражданской войны. В эту войну не хотели напрямую втягиваться ни СССР, ни США.

Информация о работе Внешняя политика США после второй мировой войны