Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:03, курсовая работа
Целью данной является исследование внешнеполитического курса Франции в период между двумя мировыми войнами, в частности в Центральной и Восточной Европе. В соответствии с этой целью в исследовании ставятся и решаются следующие задачи:
Выяснение целей и задач политики Франции в странах Восточной и Юго-Восточной Европы;
Характер взаимоотношений Франции её восточных союзников;
Проследить эволюцию указанных взаимоотношений и выявит причину их изменений.
Введение 2
Глав 1. Взаимоотношения Франции со странами Малой Антанты. 3
1.1 Политическая ситуация в странах Центральной и Юго-Восточной Европы 3
1.2. Внешнеполитическая деятельность Франции в странах Малой Антанты в период создания Восточного пакта. 4
Глава 2. Восточная политика Франции в период кризиса международных отношений. 16
2.1. Германская угроза Франции и её восточным союзникам. 16
2.2. Изменение отношений Франции с её восточными союзниками. 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24
В ноябре 1937 года германский посланник в Австрии Папен, приезжавший в «частном порядке» в Париж, в разговоре с вице-премьером Блюмом поставил условием франко-германского сближения «предоставление Германии свободы рук в Австрии».
Франсуа-Понсэ докладывал из Берлина в начале января 1938 года о том, что гитлеровцы вынашивают идею осуществления «внезапности» нападения и «молниеносной войны» против Австрии и Чехословакии». Германские фашисты широко использовали антибольшевизм как предлог для вмешательства во внутренние дела и внешнюю политику других государств, в особенности государств Восточной Европы.
Нет сомнения в том, что агрессивные действия германских фашистов в Восточной Европе имели целью осуществление «натиска на восток». Но они были направлены и против Франции. Гитлер, добиваясь уничтожения восточноевропейского звена французской «системы союзов», стремился разорвать союзные отношения Франции с её восточными союзниками. На западе Гитлер рассчитывал, на основе сговора с консервативной Англией и влиятельными изоляционистскими элементами США, оставить Францию одну, лицом к лицу с Германией. Патриоты Франции были охвачены в связи с этим тревогой и требовали от руководителей страны противопоставления гитлеровскому натиску. В такой ситуации возникла и стала подготовляться поездка французского министра иностранных в страны Малой Антанты.
В Париже кое-кто верил в то, что эта поездка подбодрит французских союзников па востоке Европы и укрепит их солидарность с Францией.
Обращает на себя внимание тот факт, что французский министр отказался включить и программу своей поездки посещение Москвы, но 3 декабря, проездом через Берлин в Варшаву, встретился на Силезском вокзале с германским министром иностранных дел Нейратом. «Мы демонстрируем нашу волю к разрядке и соглашению, отмечаем прогресс, происшедший со времени Лондона в нашем взаимопонимании», — таковы были первые слова Нейрата, обращенные к Дельбосу. «В Лондоне ничего не было принято, что явилось бы запретным для Германии,- отвечал Дельбос.- В Лондоне говорилось о необходимости организовать и укрепить всеобщий мир». «Германия желает всеобщего мира, — отвечал Нейрат, — но заявляет, что нельзя решить всю проблему сразу». Дельбос: «Можно решать проблему частями, установив вначале контакт».
Французский министр остался «доволен честью, оказанной ему Нейратом», и говорил полпреду Сурицу о громадном впечатлении, которое наряду с его лондонским визитом этот жест Нейрата произвел на малоантантовцев и поляков». С таким радушным настроением Дельбос проследовал в польскую столицу. Польские реакционные политические круги провели значительную подготовку к визиту Дельбоса и создали соответствующую атмосферу путем антироссийской и античешской кампании в прессе. Нарком СССР Литвинов, еще накануне поручая полпреду Сурицу предупредить французского министра об этой кампании в Польше, писал: «Мы рассчитываем, что Дельбос не только не будет поддаваться на интриги Бека, но, наоборот, укажет последнему на ценность сотрудничества с СССР и заинтересованность Франции в улучшении советско-польских отношений».
За полчаса до отъезда из Парижа Дельбос обещал Сурицу «быть тверже камня («никому не позволит поколебать франко-советскую дружбу») и заверил.., что он по собственной инициативе намерен был указать Беку, что теперешнее состояние польско-советских отношений тревожит Францию».
Дельбос не только не сдержал слова, но во время своего пребывания в Польше (3—7 декабря 1937 г.) своим поведением и разговорами при встречах с польскими руководителями - маршалом Рыдз-Смиглы, президентом Мосцицким, министром иностранных дел Беком— действовал против франко-советской дружбы.
Министрами обсуждался широкий круг вопросов: итоги лондонского совещания, состояние отношений Польши с Францией, СССР, Чехословакией, Германией, положение Австрии, проблема Лиги наций и др. Дельбос, знакомя Бека с договоренностями на встрече в Лондоне, указал на большой интерес, проявляемый Англией и Францией к положению в Центральной Европе, «где может вспыхнуть всеобщая война». Бек на это почти не реагировал. Когда Дельбос заговорил о Лиге Наций, Бек заявил, что она сильно ослаблена и не может играть свою роль.
В Берлине были очень довольны тем, что Польша не дала себя увлечь на путь «коллективных методов» разрешения европейских проблем и продолжает придерживаться методов прямых двусторонних переговоров, которыми она «пользуется по взаимоотношениях с Германией».
Переговоры французского министра в Варшаве безусловно нанесли серьезный вред польско-советским и польско-чешским отношениям. «Встретив явное сочувствие Дельбоса в вопросе о Коминтерне, Бек атаковал франко-советский, франко-чешский и советско-чешский пакты».
С такими результатами переговоры с правящими кругами Польши французский министр проследовал с визитом в Румынию, а затем в Югославию Министр иностранных дел Антонеску при встрече французского министра в Бухаресте счел уместным сообщить ему, что Нейрат требует для судетских немцев «культурной автономии и экономических условий для их нормального развития». Румынский король Кароль, со своей стороны, заявил Дельбосу, что Италия, в обмен на поддержку Германией ее экспансии в Африке и Средиземном море, изменила свою политику в Центральной Европе». Далее король сказал французскому министру, что он «восхищен германским оружием и итальянскими пилотами», воюющими в Испании. В ходе последующих встреч Дельбос и премьер-министр Г. Татареску подробно обсуждали двусторонние франко-румынские и межсоюзнические отношения Франции со странами Малой Антанты.
Анализ бухарестских переговоров французского министра иностранных дел с румынскими правящими кругами свидетельствует о том, что симпатии и надежды последних находились не на стороне Франции Народного фронта, а на стороне фашистских государств, и прежде всего гитлеровской Германии. Это нашло свое убедительное подтверждение в том, что 9 декабря, во время пребывания Дельбоса в Бухаресте, было подписано германо-румынское соглашение, по которому сумма румынского импорта из Германии на 1938 год устанавливалась в млрд. лей, из которых 5 млрд. — на вооружение: полевую артиллерию, легкие самолеты, пулеметы и оптические приборы. Со своей стороны, Германия рассчитывала импортировать из Румынии на 8 млрд. лей нефти, не сокращая размерен вывоза хлеба, мяса, живого скота и лошадей. «Обращаю ваше внимание, — писал советский полпред в Румынии Островский в Наркоминдел СССР, —на то обстоятельство, что впервые предусмотрено массивное оснащение румынской армии из Германии, и на совпадение подписания этого соглашения с пребыванием Дельбоса».
После
посещения Бухареста
Стоядинович, говоря о заключенном им в Риме договоре о «ненападении и дружбе» между Югославией и Италией, считал, что тем самым удалось изменить «чувства Италии к Югославии». На самом же деле этот договор отразил внешнеполитическую ориентацию югославского правительства. Хотя Стоядинович и уверял французского министра, что, «если вспыхнет война, Югославия, вне всякого сомнения, немедленно будет на стороне Франции», Дельбос в ответ заявил своему собеседнику, что «некоторые действия югославского правительства», в особенности связанные с Италией, «задели французские чувства». Он обратил внимание Стоядиновича и на то, что одновременно со сближением Югославии и Италии с заключением между ними договора о «ненападении и дружбе» усилились нападки фашистских руководителей Италии на Францию. Югославский премьер напомнил Дельбосу, что на путь сближения с Италией его раньше «толкали сами французы». Иными словами, французская дипломатия, пожиная плоды своего заигрывания с Гитлером и Муссолини, теряла еще одного своего союзника.
Тем не менее, Стоядинович сказал, что он сегодня же официально заявит, что «франко-югославская дружба и союз являются и будут являться основой его политики». Однако французский министр упрекнул Стоядиновича в нежелании укреплять сотрудничество Югославии и других двух членов Малой Антанты с Францией. Последний в ответ заявил, что он «всегда остается приверженцем этой группировки, но полагает нецелесообразным и даже опасным раздувать её». В этих словах югославского министра было выражено отрицательное отношение его правительства к укреплению Малой Антанты.
В
заключение можно сделать вывод
о том, что внешняя политика Франции
в межвоенный период носила противоречивый
характер, который усугублялся внутренней
нестабильной политической ситуацией
страны. Если в начальный период Франция
выступала в роли державы –победительницы,
которая стремилась, опираясь на военную
мощь, обеспечить лидирующее положение
странах Центральной и Восточной Европы,
то в последующем она начинает утрачивать
свои позиции в этом регионе. Целый ряд
стран, в том числе Балканских, начинают
выходить из зоны французского влияния,
осознавая бесперспективность нахождения
в союзе с Францией. Сомневаясь в способности
Франции определять курс внешней политики
и играть роль ведущей мировой державы,
целый ряд балканских стран начинают скатываться
в фарватер германского вляния.
Источники
1. Документы внешней политики СССР. М., 1974. Т. 17.
2. Документы и материалы по истории советско-балканских отношений М., 1969. Т. 6
3. Отдел
рукописных фондов Института истории
АН СССР. Архив газетных вырезок. Иностранная
телеграфная информация ТАСС. Досье
14,
пакет 6а.
4. Международная жизнь. 1963
5. Внешняя политика Югославии. М., 1959.
6. Историко-дипломатический
Архив МИД СССР. Ф. 2е. Оп. 4. Ед. хр. 4
Библиография
14. Шихов В. И. Первые римские протоколы//Международные отношения в новейшее время. Свердловск, 1966. Ч.
15.Табуи Ж. Двадцать лет дипломатической борьбы. М., 1960.
Информация о работе Восточная политика Франции в период кризиса международных отношений