Восточные славяне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:18, методичка

Краткое описание

Предмет изучения курса – история восточных славян от первоначального расселения на территории Восточной Европы по первую треть ХІІ века.
Цель курса заключается в том, чтобы дать обучаемым целостное представление об истории восточных славян, основных этапах их развития в обозначенный период, ведущих тенденциях и проблемах общественно-политической жизни и социально-экономического развития восточнославянского общества.

Содержание

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Вуч.-метад.комплекс па ГІСТОРЫІ УСХОДНІХ СЛАВЯН Стацыянар .doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Формирование восточного славянства. Продвигаясь в восточном направлении по необозримым пространствам Восточноевропейской равнины, славяне контактировали с балтскими и финно-угорскими племенами, частью ассимилируя, частью вытесняя их. В результате этих этнических взаимодействий возникло восточное славянство как самостоятельная этническая общность, отличающаяся от других славянских народов. Восточнославянские племена расселились в обширном регионе Восточной Европы от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги. Ядром формирования этой ветви славянства было Нижнее и Среднее Поднепровье, где уже несколько тысяч лет жили земледельческие племена.

Миграция  восточнославянских племен была направлена по крупным рекам и речным системам. Не случайно названия некоторых племен произошли от названий рек (бужане, полочане). Когда славяне овладели истоками Днепра, Волги и Западной Двины, подошли к реке Волхову и озеру Ильмень, в их руках оказались исключительно важные пути сообщения, которые соединяли Балтийское море с Черным и Каспийским. “Путь из варяг вгреки” начинался от Финского залива и шел в реку Неву, в Ладожское озеро, в реку Волхов, в озеро Ильмень, в реку Ловать. Из Ловати через мелкие речки и систему волоков он вел в Западную Двину, а оттуда – в верховья Днепра. Через Днепр славяне выходили в Черное море, к «грекам», т. е. в Византию. Этой важнейшей торговой дорогой пользовались не только славяне, но и варяги.

Другой  важный торговый путь проходил по Волге, в земли хазар и волжских булгар. Из Днепра через небольшие речки славянские купцы выходили на Дон, достигали Азовского и Каспийского морей. Этими же путями и иноземные купцы ездили в славянские земли. Активная торговля славян с Византией и с греческими колониями в Крыму доказана обилием кладов римских серебряных денариев по течению Днепра. Клады арабских монет, найденные археологами вдоль Волжского торгового пути, свидетельствуют об оживленных торговых связях славян со странами Востока. Этот поток римского и арабского серебра (как в монетах, так и в ювелирных изделиях) шел, очевидно, в обмен на те продукты, которые могли предложить славяне — хлеб и пушнину.

Расселение восточнославянских племен. Торговые связи с Византийской империей и странами Востока, несомненно, способствовали экономическому прогрессу восточных славян и их этнической консолидации. Не случайно, именно по речным дорогам возникают славянские племенные центры — Новгород у ильменских словен, Киев у полян, Смоленск у кривичей, Полоцк у полочан.

Территория расселения восточнославянских племен очерчена летописцем. Оба берега Днепра, недалеко от устья реки Десны, занимало племя полян с центром в Киеве. Происхождение этнонима «поляне» летописец объясняет так: «зане в поли седоху», противопоставляя это племя обитателям лесной зоны. Их северо-восточными соседями были северяне, обитавшие в бассейне рек Десны, Сулы и Сейма, с центром Черниговом. Восточные и южные границы северян, лежавшие на окраине степей, занятых кочевниками, не были постоянными и временами достигали Северного Донца. Далее, к северу, находились радимичи, занимавшие верхние притоки Днепра. В летописи о радимичах сказано: «радимичи же и вятичи от ляхов», что некоторыми историками трактуется как свидетельство их генетических связей с западными соседями, однако это не подтверждается археологическими данными. Верховья Днепра и Западной Двины, а также отчасти и Волги, заселяли кривичи, одно из самых крупных племенных объединений восточного славянства, центром которого являлся Смоленск. Ответвление кривичей, полочане, жили по реке Полоте, по Западной Двине. Область Ильменского озера и бассейн рек Волхова, Ловати, Меты была занята словенами, наиболее северной группой восточных славян. Их древнейшим племенным центром было городище Старая Ладога на Волхове. В верхнем течении Оки и ее притоков — Москвы и Угры — находилась территория вятичей, которых летописец производит от их легендарного родоначальника Вятко. В Полесье, на правом берегу Днепра, севернее полян, расселились древляне, территория которых доходила до реки Припяти. Главным городом древлян был Искоростень на реке Уж. Между Припятью и Двиной, на Полесье, простирались владения дреговичей. Как и другие племенные объединения, дреговичи имели свое «княжение» с центром в Турове. По верхнему течению Припяти и Западного Буга обитали дулебы, или волыняне. По среднему и нижнему течению Днестра до самого морского побережья жили уличи и тиверцы, а северо-восточные отроги Карпат населяли белые хорваты.

Итак, ареал расселения восточнославянских племен, согласно «Повести временных лет», включал в себя приблизительно большую часть современной Западной Украины и некоторые области Восточной, преобладающую часть нынешней Беларуси и ряд областей России. Таким образом, в перечисленных летописцем восточнославянских племенах можно видеть этнических предков русских, белорусов и украинцев. При этом северяне явились предками как русских, так и украинцев, а кривичи и радимичи — русских и белорусов.

Верования. Языческие культы. Общественному развитию восточных славян соответствовали их верования. Господствующей религией являлось язычество, обожествлявшее силы и явления природы (воду, огонь, землю), а также животных и растения. Славяне поклонялись огню, деревьям, камням, источникам, молились в священных рощах, приносили кровавые жертвы своим богам. Языческие боги были растворены в природе и жили рядом с людьми. Наряду с верой в языческих богов восточным славянам были свойственны древнейшие мифологические представления, согласно которым в глубоком омуте обитал водяной, в воде жили утопленницы, обратившиеся в русалок, в лесу хозяйничал леший, в жилище незримо присутствовал домовой — его покровитель.

Языческие представления были связаны с  разными ступенями в

развитии сознания первобытного общества: фетишизмом, тотемизмом, культом предков. Древнейшим из них у славян был культ Рода, Чура или Щура (отсюда слово «пращур»), предков по женской линии называли Рожаницами.

Культ семейно-родового предка-владыки, патриарха, деда стал основой для возникновения культа племенного бога. Нередко у разных племен одни и те же боги имели разные имена. Например, бог солнца назывался Даждьбогом, Сварогом, Хорсом, Ярилом. Боги отдельных племен постепенно сводились в общий пантеон. Несмотря на условность и неустойчивость, в нем устанавливалась своеобразная иерархия, выделялись главные божества, почитаемые всеми или многими племенами: Перун — бог грома и молнии, бог дождя, Стрибог — бог ветра, Семаргл — бог плодородия и др.

Обожествляемые  силы и явления природы персонифицировались и изображались в виде людей — идолы. Археологические исследования открыли языческие культовые сооружения — капища и требища, где славяне поклонялись своим идолам, пытаясь активно воздействовать на них. С этой же целью устраивались языческие празднества (гульбища, братчины). В честь богов закалывали быков и баранов, всем племенем варили пиво, пекли пироги. Служителями языческих культов были волхвы-кудесники.

Хозяйство и социальная организация славян. Основой экономики славян являлось земледелие, имевшее свои особенности в зависимости от регионов Восточноевропейской равнины. В лесных районах была распространена подсечная система, при которой расчистка

леса была необходимым  условием для расширения посевов. Вырубленные деревья и кустарники сжигались, а оставшаяся по «пале» зола служила удобрением. Верхний слой подготовленного таким образом участка разрыхлялся мотыгами. Подсечное земледелие не знало постоянных полей: несколько лет с удобренного золой участка собирали хорошие урожаи, а когда почва истощалась, участок забрасывали до восстановления плодородия почвы, расчищали и засевали новые земли.

В местах, где лесов было мало или не было совсем, «подсека» для посевов не применялась, но и здесь ручная обработка целины требовала больших затрат труда. Черноземные почвы степных и лесостепных районов создавали более благоприятные условия для земледелия, но, не получая никаких удобрений, они тоже истощались. Поэтому в степных и лесостепных местностях применялась переложная система земледелия; истощенные земли оставляли «под залежь», а для посева выбирали новые участки, которые предварительно возделывали мотыгами. Обе системы примитивного земледелия (подсечное хозяйство и перелог) имели общую особенность: они требовали постоянного применения больших усилий значительных людских коллективов и наличия обширных массивов земли.

Хотя  при ручном земледелии не было постоянных полей, славяне вели вполне оседлый образ жизни. Существование в лесной и лесостепной полосе укрепленных поселков-городищ свидетельствует не только об оседлости, но и о том, что славяне вели коллективное хозяйство. На последней стадии первобытнообщинного строя кооперирование труда выражалось в сохранении большой родопатриархаль-ной семьи, в состав которой входило не менее трех поколений. Такие большие семьи и жили в славянских укрепленных городищах. Несколько таких семей составляли патриархальный род, а несколько родов — племя.

Развитие  земледелия вносило значительные перемены в хозяйственную жизнь славян. Часть продуктов сельского хозяйства стали использовать для откорма скота, в то время как другие отрасли хозяйства — охота, рыболовство, бортничество — становились второстепенными. Развитие подсечной системы создавало условия для перехода к более совершенной форме обработки земли — пашенному земледелию, при котором посеву стала предшествовать распашка. Переход к пашенному земледелию происходил неравномерно. В первую очередь он начинался в так называемых «опольях» — на открытых местах лесных районов, где вспашка земли деревянным ралом была единственным средством увеличить урожайность, весьма низкую при ручной обработке. Распространение пашенного земледелия, зафиксированное археологами уже в начале первого тысячелетия, имело исключительное значение для развития экономики и общественной организации славян. Лесной перелог в сочетании с пашенным земледелием заметно повышал производительность труда и уже не требовал непременного кооперирования рабочей силы для обработки земли.

Пашенное  земледелие с его более устойчивым циклом сельскохозяйственных работ, с более производительными орудиями труда и применением тяглой силы рабочего скота открывало возможность для индивидуализации хозяйства. Поэтому можно видеть бесспорную связь между возникновением и развитием пашенного земледелия у славян и появлением сельской (соседской, территориальной) общины, которая пришла на смену прежним родовым объединениям. Вместе с тем, распространение пашенного земледелия сопровождалось ростом населения, которое выходило за пределы укрепленных поселков-городищ и строило новые поселения, которые, как правило, не укреплялись. Несколько таких поселений составляли соседскую общину — вервь, мир, которую возглавляли выборные старейшины. Большинство историков относят этот процесс к VI—VII вв., хотя любая его датировка может быть лишь относительной.

Во  второй половине I тыс. пашенное земледелие стало господствующим для всей территории расселения восточных славян. Широкое распространение, как свидетельствуют археологические данные, получили пахотные орудия с железными рабочими частями — рало (в южных областях) и соха (на севере). Среди зерновых культур преобладала пшеница, небольшое место занимала рожь, известны были также просо, гречиха и ячмень. Подчиненную роль в хозяйстве играло скотоводство. Хозяйственной ячейкой у восточных славян стала малая семья («дым») с индивидуальным хозяйством. Если пахотные земли находились во владении отдельных семей, то другими земельными угодьями община владела совместно — выгонами для скота, водоемами, лесами. Это нераздельное владение создавало основу для сохранения общинного землевладения и самой сельской общины.

Таким образом, сельская территориальная  община была основана на коллективной форме собственности. Это была корпоративная социальная система, организующая все виды деятельности ее членов и основанная на принципах уравнительности. Ее внутренняя структура строилась на принципах прямой демократии (выборность старейшин, коллективность принятия решений).

Возникновение городов. Сельские общины в VI—VIII вв. имели в своем составе не только неукрепленные села, но и городища — «грады». Это были общинные убежища, где за валами и стенами могло укрыться («деться») местное население во время нападений врагов. Некоторые «грады» имели постоянное население, занимающееся в основном ремеслом. Заселение ремесленниками городов-убежищ было началом возникновения городов как ремесленно-торговых центров. Археологические данные позволяют утверждать, что многие города возникли уже в VII—VIII вв. К ним относят Киев, Изборск, Ладогу, Новгород, Полоцк, Смоленск, Ростов, Чернигов.

К IX в. города восточнославянского региона были настолько развиты, что варяги стали называть эту страну «Гардарик», т. е. страной городов. Города постепенно становились экономическими и административными центрами. В городах формировалась администрация — старейшины городских общин или «старцы градские», которых упоминают древнерусские письменные источники. Развитие городов как центров ремесла свидетельствовало об экономическом прогрессе восточного славянства. Раньше всего видоизменились и обособились от других видов хозяйственной деятельности две отрасли производства: обработка металлов и гончарное дело. Но и другие промыслы — кожевенное дело, обработка кости, ткачество также стали приобретать ремесленный характер — производство с целью обмена.

Выделение и  рост ремесла естественно приводили  к развитию обмена; так в славянском обществе появляются купцы. Центрами местной торговли были города и погосты — центры сельских общин. В городах составлялись торговые караваны и направлялись по торговым путям, в т. ч. «из варяг в греки». Торговали мехами и полотном, скотом и медом, рабами-пленниками. Охрана товаров на путях требовала военной силы, поэтому в городах складывались военные дружины, в состав которых входили сильные молодые люди. Во главе таких дружин стояли князья. Так в восточнославянском обществе возникает господствующий слой в лице князей, дружинников, племенных старейших и «старцев градских», который, накапливая богатства, торгуя, захватывая лучшие угодья и рабов, превращался в силу, стоящую над обществом и подчиняющую общину.

Племенные союзы. Племена, перечисленные автором «Повести временных лет», по существу являлись племенными союзами, т. е. территориально-военными федерациями, объединенными общими хозяйственными задачами или необходимостью борьбы с внешними врагами.

Внешняя опасность  была мощным катализатором общественной консолидации славянства. Так, в VI в. грозным врагом славян был Аварский каганат, совершавший по подстрекательству Византии грабительские нападения на соседние славянские земли. Вероятно, в борьбе с аварами и сложился племенной союз дулебов-волынян, наиболее ранний из славянских союзов племен и известный как Антский. В него входили и западнославянские, и восточнославянские племена. Летопись сохранила предание об «обрах» (аварах), которые жестоко угнетали славян.

Перечисляя  племенные объединения, летописец  называет их «княжениями», отмечая существование у восточных славян княжеских династий: у полян, например, династии Кия, который основал город Киев, совершил путешествие в Царьград, где был принят императором. Легендарный Тур назван основателем Турова, а Радим и Вятко — предводителями радимичей и вятичей. Летописные племена-княжения возникали в результате консолидации нескольких соседних племен. Первоначально у восточных славян существовало около 150 небольших племен, которые с течением времени образовали более крупные объединения. Однако это был не единственный путь возникновения племенных союзов. Сопоставление летописных сообщений о кривичах и полочанах дает основание предполагать, что княжение по-лочан возникло в процессе выделения полочан из состава обширного племенного объединения кривичей. Княжения у уличей, тиверцев, белых хорватов и волынян, вероятно, находились в зависимости от западнославянских политических объединений — Великой Моравии, а позднее Чехии и Польши.

Информация о работе Восточные славяне