Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:18, методичка
Предмет изучения курса – история восточных славян от первоначального расселения на территории Восточной Европы по первую треть ХІІ века.
Цель курса заключается в том, чтобы дать обучаемым целостное представление об истории восточных славян, основных этапах их развития в обозначенный период, ведущих тенденциях и проблемах общественно-политической жизни и социально-экономического развития восточнославянского общества.
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Племенные союзы были достаточно устойчивыми объединениями, о чем свидетельствует прочность родоплеменных границ. Дробление Киевской Руси в удельный период происходило именно по этим рубежам. Внутри союзов племен, просуществовавших несколько столетий, складывались общие черты культуры и быта, формировался свой диалект. Именно в племенных княжениях и племенных союзах следует искать истоки государственности у восточных славян. Новым этапом в этом процессе явилось образование в VIII — начале IX в. нескольких политических центров (суперсоюзов): Куявии, Славии и Ар-тании, о которых сообщают арабские авторы.
«Русский каганат». Завершающий этап создания государства у восточных славян связан с образованием «Руси», «Русской земли» и народом, создавшим это государство — «русами» или «росами». Известия о «русах» появляются в различных источниках, начиная с VI в. Сирийские и арабские писатели знали народ «рос», живший в районе Приднепровья. «Русы» в 30—40-х гг. VII в. совершили несколько походов на Дербент и закавказские владения Персии. От конца VIII — начала IX в. до нас дошло известие о новгородском князе Бравлине, который во главе «рати великой русской» воевал в Крыму с хазарами, пройдя от Судака до Керчи. Еще более крупные масштабы имело «нашествие Руси» на византийский город Амастриду (30-е гг. IX в.). Наконец, в 860 г. поход Руси на Византию едва не привел к взятию Константинополя. Предпринятый не только для захвата добычи, но и с целью демонстрации силы, он закончился неудачно.
В источниках мы находим многочисленные данные о торговле Руси с Византией и другими странами, о политическом устройстве Руси и о самих русах. Так, арабский писатель IX в. Ибн-Хордадбех в рассказе о купцах-русах отмечает, что Русь имела столь обширные торговые связи с Византией и с арабскими странами, что Черное море называлось «Русским морем», а река Дон — «рекой славян». Из рассказа о русском посольстве в Византию в 838 г. узнаем, что правитель «народа Рос» носил титул «каган» или «хакан». Этот титул глава ру-сов принял, демонстрируя тем самым свое равенство с повелителем Хазарии.
Таким образом, уже в первой половине IX в. у восточнославянских племен существовала верховная политическая власть. Ее возглавляли князья-каганы, получившие широкую известность далеко за пределами своих княжеств. Свидетельства источников не позволяют точно определить регион расселения русов в VI—IX вв. По некоторым данным — это район среднего течения Днепра и его притоков, ограниченный с юга степями Северного Причерноморья и тяготеющий к Киеву. Однако, кроме поднепровской, известна и другая Русь — северо-западная или варяжская.
И «собрались трое братьев...». Одновременно с образованием ядра государства во главе с полянами вокруг Киева, происходил процесс объединения северной части восточнославянских племен во главе со словенами вокруг Новгорода. В этот процесс втягивались и неславянские этносы (финно-угорские чудь, меря). Объединительные процессы у восточных славян происходили в обстановке борьбы на юге с хазарами, на севере — с варягами. «Повесть временных лет» сообщает, что «варяги, приходя «из Заморья», брали дань на чуди, сло-венех,... и кривичах, а хазары брали дань на полянах, северянах и вятичах». Однако ни хазарам, ни варягам не удалось надолго подчинить славян. Зависимость полян была ликвидирована во время правления киевских князей варяжского происхождения Аскольда и Дира, которые действовали уже вполне как самостоятельные и сильные правители.
Несколько иначе развивались события на севере. Походы варягов «из Заморья», т. е. из Скандинавии, на земли восточных славян носили характер разбойных набегов. Словене, кривичи и другие племена, как сообщает летопись, «восстали на варягов», изгнали их «за море» и стали сами «владеть собой». Новгород, подобно Киеву, являлся политическим центром складывающейся славянской государственности. Однако в Новгороде были очень сильны традиции родового строя, что привело к острой борьбе за власть между родовыми старейшинами. В результате восстал «род на род» и «град на град» и начали сами с собой воевать».
В этой обстановке в Новгороде (862 г., по датировке летописца) и появился Рюрик — легендарный родоначальник правящей династии на Руси. Летописная легенда — яркий рассказ о «призвании варягов» — повествует, как славяне решили: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву», как они пошли к варягам и заявили им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». В ответ «избрались трое братьев» и «пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась «Русская земля».
Теории и версии о начале Руси и русской государственности. Начиная с XVII в., вопрос о возникновении государства у восточных славян и роли варягов в этом процессе является дискуссионным. Летописная легенда легла в основу так называемой «норманской теории». Ее сторонники утверждают, что варяги (скандинавы) стали создателями государства у восточных славян, к чему сами они оказались не способны. Полемика между «норманистами» и «антинорманиста-ми» продолжается в течение столетий, однако аргументация обеих позиций уязвима. При этом обе стороны признают, что государство у восточных славян формировалось в процессе длительного общественного развития.
Рассказ летописца о «призвании варягов» отразил события, которые могли иметь место. По самой распространенной версии возникновения Руси, к которой склоняется большинство историков, варяжское (скандинавское) происхождение первых русских князей (Рюрик, Олег, Ольга, Игорь) не ставится под сомнение. Значительное количество скандинавских захоронений на территории Восточной Европы свидетельствует об участии варяжских дружин и их предводителей в политических событиях середины IX в. Многие ученые связывают с правлением варяжской династии и «лествичный» (по старшинству) порядок престолонаследия, отражавший взгляд на древнерусское государство как на общую собственность правящего варяжского рода. Вместе с тем, варяги довольно быстро растворились в славянском обществе, втянутые в славянскую культуру: не случайно летописец дает им емкое имя — «находники».
Однако этническая принадлежность, как и родина варягов, до сих пор окончательно не определены. Ничего не сообщает об этом и «Повесть временных лет». Часть исследователей, отрицая скандинавское происхождение варягов, склоняется к тому, что варягами называли не шведов, датчан или норвежцев, а славянское население южного побережья Балтики. Согласно этой версии, термин «варяги» произошел от названия западнославянского племени вагров или варов, населявших Вагрию — область, расположенную между Балтийским морем и рекой Травой. В пользу данной концепции свидетельствует полное отсутствие в наименованиях древнерусских городов, (даже основанных варягами — Новгород, Белоозеро, Изборск) скандинавских названий. Археологические, антропологические и лингвистические данные доказывают активную колонизацию северо-западных восточнославянских территорий балтийскими славянами. Вероятно, поэтому новгородский летописец отметил, что новгородцы — люди «от рода варяжска».
Таким же дискуссионным является вопрос о происхождение термина «Русь». По традиции его связывают с финским словом«ruotsi» — гребцы, участники похода на гребных судах. Эта гипотеза подтверждается замечанием летописца о том, что призванные новгородцами варяги пришли «с русью». Данный этноним был со временем воспринят восточными славянами и постепенно трансформировался в «русы», «росы», «Русь». Возможно, первоначально он распространялся на неваряжскую часть княжеской дружины, а позднее принял широкое геополитическое значение.
Приверженцы южнобалтийских корней происхождения варягов связывают «Русь» с названием древнего прибалтийского народа — ругов, населявшего остров Руяну (современный Рюген).
Сторонники третьей версии придерживаются местного, восточнославянского происхождения названия «Русь». В качестве подтверждающих аргументов приводятся данные гидронимики и лингвистики, а также уже отмеченные свидетельства арабских писателей. Однако как бы ни были отрывочны и спорны в интерпретациях данные летописей, анналов и записок современников, все они убеждают в активной деятельности пришельцев-варягов в ранней истории Восточной Европы.
Роль варяжских князей особенно заметна уже после смерти Рюрика. Его родственник или приближенный Олег начал подчинение славянских племен за пределами северного центра. С 879 г. он правил в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. Вместе с Игорем во главе дружины он двинулся на юг по великому пути «из варяг в греки». Покорив Смоленск и Любеч на Днепре, он подошел к Киеву, где княжили Аскольд и Дир, вероятно, также из окружения Рюрика. Хитростью выманив их из города, Олег убил обоих на том основании, что они «не князья и не княжеского рода». Затем он занял Киев, сделал его своей столицей, объявив: «Да будет матерью городам русским». Это событие, отнесенное летописцем к 882 г., традиционно считается датой образования Киевского государства. Несмотря на скандинавское происхождение Рюрика и Олега, государство это было славянским. Успех варяжских князей объяснялся тем, что их политика объективно отражала процесс объединения восточнославянских племен, начавшийся задолго до появления варягов и независимо от них.
II
533 — движение склавинов и антов на Дунай. Появление аваров в Восточной Европе.
538 —
образование Аварского
626 —
образование Хазарского
VI—IX вв. — возникновение племенных княжений и союзов восточнославянских племен.
IX в. (первая половина) — княжение династии Кия в Киеве. 838—839 — посольство варягов-русов к византийскому императору Феофилу с целью заключения союза (по сведениям Вертинских анналов). 860 — совместный морской поход днепровских славян и варягов на Константинополь (Царьград).
862 —
«призвание варягов» по
862 (?) — 879 —
княжение Рюрика в Новгороде. 8
III
Аскольд и Дир — полулегендарные киевские князья. По арабским источникам — славяне, последние представители династии Кия, а по данным «Повести временных лет» — варяги, дружинники Рюрика. В пользу скандинавского происхождения Аскольда и Дира свидетельствуют их имена. Некоторые исследователи считают, что Аскольд — не имя, а прозвище скандинавского варяга или князька, искаженное от Iskold — «холодный, как лед». Дир — русское произношение распространенного скандинавского имени Тир, что означает «небесный», имя мифического бога войны. В начале 60-х гг. IX в. направились в Византию, по пути заняли Киев. В 882 г. были свергнуты преемником Рюрика Олегом и казнены как узурпаторы. Многие исследователи высказывают сомнения в том, что Аскольд и Дир были современниками и одновременно княжили в Киеве. Рассказ о некоем Ал-Дире сохранился в арабских источниках и рисует его как самого могущественного из славянских князей.
Бравлин — новгородский князь, известный своим походом в Крым (первая половина IX в.), где воевал с хазарами, пройдя «во главе рати великой русской» от Судака до Керчи. Как сообщает «Житие Стефана Сурожского», его дружины захватили греческие города Северного Причерноморья — Корсунь (Херсонес), Су-рож (Судак), Корчев (Керчь).
Вадим Храбрый-— полулегендарный новгородский князь или старейшина, возглавивший в начале 60-х гг. IX в. восстание против варягов и убитый Рюриком вместе со своими «советниками».
Гостомысл — новгородский старейшина, правивший в Новгороде до «призвания варягов».
Ибн-Русте (конец IX — начало X в.) — арабский географ и путешественник, автор «Книги драгоценных сокровищ», которая содержит ценные данные о народах Восточной Европы, в их числе об обычаях и образе жизни славян.
Ибн-Фадлан — арабский путешественник и писатель первой половины X в. Составил яркое описание своего путешествия (921—922) через Бухару и Хорезм в Волжско-Камскую Булгарию, в котором содержится много фактического материала о русах и других народах.
Ибн-Хордадбех — арабский географ (IX — начало X в.), автор первого сочинения описательного характера «Книга путей и государств», в котором имеются данные о восточных славянах.
Иордан — готский историк VI в. Его важнейший труд «О происхождении и истории готов» содержит ценные сведения по истории древних славян, позволяющие доказать этногенетическую связь славян VI в. и венедов и важную роль славян в истории Византийской империи.
Кий — по преданию, вошедшему в «Повесть временных лет», первый князь у полян конца VI — начала VII в., легендарный основатель Киева и династии киевских князей. Известно, что он совершил поездку в Константинополь и был радушно принят императором (предположительно, Юстинианом). На обратном пути Кий построил на берегу Дуная крепость Киевец, но оставил ее и вернулся в Киев, где правил, по летописной легенде, вместе со своими братьями — Щеком и Хори-вом и сестрой Лыбедью.
Крив, Радим, Вятко — легендарные родоначальники племенных объединений кривичей, радимичей, вятичей.
Маврикий Стратег (Псевдо-Маврикий) — византийский автор, написавший в конце VI — начале VII в. трактат по военному искусству — «Стратегикон». Главное место в нем отводится способам ведения войны со славянами, опасными противниками Византии. Трактат содержит ценные сведения об их военной и общественной организации.
Плиний Старший (23 или 24—79) — римский ученый, писатель. В своем труде «Естественная история» сообщает о древних славянах, называя их венедами.
Прокопий Кесарийский (конец V — около 562) — крупнейший византийский историк. В его важнейшем труде «История войн» содержатся весьма ценные сведения о древних славянах — склавинах и антах.
Рюрик — полулегендарный варяжский князь (?—879), по летописному преданию — родоначальник русской княжеской династии Рюриковичей. Сведения о нем имеют малодостоверный характер. Возможно, он был приглашен на княжение одной из борющихся партий во время усобиц в Новгороде. По сведениям летописи, Рюрик первоначально правил в Ладоге, затем захватил власть в Новгороде, сломив сопротивление части новгородцев во главе с Вадимом Храбрым. Некоторые ученые отождествляют Рюрика с предводителем военной дружины Рериком Датским, известным своими набегами на западноевропейские страны (до 860).
Рюрик, Синеус, Трувор — по летописным преданиям, три брата-конунга, предводители варяжских дружин, якобы призванные «из-за моря» новгородскими славянами на княжение (862). По этой версии Рюрик сел на княжение в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Быстрая смерть братьев (864) сделала Рюрика полновластным правителем новгородской земли. Некоторые исследователи полагают, что Синеуса и Трувора не существовало, а известия о них — результат неправильно прочитанного летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришел к ильменским словенам со своим домом (си-не-хус) и верной дружиной (тру-вор). Летописная легенда о «призвании» варягов легла в основу норманской теории.