Восточные славяне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:18, методичка

Краткое описание

Предмет изучения курса – история восточных славян от первоначального расселения на территории Восточной Европы по первую треть ХІІ века.
Цель курса заключается в том, чтобы дать обучаемым целостное представление об истории восточных славян, основных этапах их развития в обозначенный период, ведущих тенденциях и проблемах общественно-политической жизни и социально-экономического развития восточнославянского общества.

Содержание

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Вуч.-метад.комплекс па ГІСТОРЫІ УСХОДНІХ СЛАВЯН Стацыянар .doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Рюриковичи — династия князей (киевских, владимирских, московских) конца IX—XVI в., потомков киевского великого князя Игоря, считавшегося, по летописному известию, сыном Рюрика. Князья этой династии стояли во главе Киевской Руси (поэтому в исторической литературе ее иногда называли «Империей Рюриковичей»).

Тацит — римский историк (I в.), в своем труде «Германия» впервые приводит сведения о славянах под именем венедов.

IV

Аварский каганат — примитивное государство, племенной союз авар, возникший в 60-х гг. VI в. в Паннонии, на Дунае, под властью хана Баяна. Осуществлял активную военную экспансию в соседние земли. Существовал за счет грабежа подвластных народов и контроля над торговыми путями. С конца VI в. вел опустошительные нападения на Византию. В 626 г. авары попытались захватить Константинополь, но были наголову разбиты. Поражение явилось сигналом для восстания покоренных народов. В 30-х гг. VII в. от аварского господства освободились славяне. Однако каганат как политическое объединение продолжал существовать до конца VIII в., когда распался под ударами франков.

Авары — племенной союз кочевых (главным образом тюркоязычных) племен, упоминаемый в источниках с середины V в. В середине VI в. они вторглись в степи Западного Прикаспия, позже появились в Восточной Европе. В этническом отношении состав аварской орды включал монгольские и финно-угорские племена. Авары покорили болгар и обосновались на Дунае, вступив в союзные отношения с Византией, где в 558 г. было принято аварское посольство. По подстрекательству Византии авары совершали грабительские нападения на соседние германские и славянские племена, собирая с них дань. Удачные войны усиливали племенной союз, в который вошли и покоренные племена. Под аварское иго попал Антский союз славянских племен в Прикарпатье (дулебов, хорватов, мора-вов). Предание о владычестве авар (в славянских языках «обров») во времена «Ираклия царя» (византийского императора, царствовавшего в 610—641 гг.) сохранилось в «Повести временных лет».

Анты — название восточнославянских племен, встречающееся у византийских писателей Прокопия Кесарийского, Иордана, Псевдо-Маврикия и др. (IV — начало VII в.) Область расселения — лесостепь от Карпат до Северного Донца. Анты занимались земледелием и скотоводством, знали обработку железа, гончарное, ювелирное ремесло, ткачество, вели торговлю с Римской империей. Общественная структура была основана на сельской общине, где широко использовался труд рабов. В III—IV вв. у антов начался процесс складывания государства, не получивший завершения. Источники упоминают имена антских князей («рексов») — Боз, Ардагаст, Пирагост. Анты имели сильную военную организацию и в IV в. вели упорную борьбу с готской державой Германариха и Византией, а в VI в. — с аварами. С VII в. не упоминаются в источниках.

Артания — область в Восточной Европе, упоминаемая арабским географом X в. Аль-Джанхани вместе с другими славянскими землями — Куявией (Киевом) и Славней (Новгородом). Одни историки отождествляют Артанию с Причерноморской Русью (Тмутаракань); другие связывают ее с Рязанью, возникшей в землях мордвы. Артания, как и другие славянские объединения, существовала в конце VIII — первой половине IX в., т. е. задолго до образования Киевской Руси.

Бортничество — добыча меда диких пчел (от слова «борть» — дупло дерева), поселяющихся в дуплах деревьев. Бортничество было известно в древней Руси и составляло значительную часть ее хозяйства.

Бужане — группа восточнославянских племен (союз племен). В летописи локализованы по Бугу. С конца X в. вошли в состав Киевской Руси и больше не упоминались в источниках. Ряд исследователей полагает, что бужане и волыняне ранее назывались дулебами.

Варяги — собирательное название выходцев из Скандинавии (норвежцев, шведов), объединенных в торговые или военные дружины во главе с князьями-викингами. Историки предполагают, что название «варяги» возникло в среде восточного славянства, куда приходили скандинавские отряды наниматься на службу или торговать. В Европе известны как «норманны». Большими флотилиями они нападали на берега Англии, Франции, Италии, завоевывая и грабя города, основывая государства (Нормандия). Нападали на соседние земли ильменских словен, кривичей, финские племена, вынуждая их платить дань. В середине IX в. покоренные племена восстали и прогнали варягов. Однако у славян началась междоусобная борьба, в результате которой состоялось «призвание» варягов (Рюрика, Синеуса и Трувора) на княжение. Летописный рассказ явился основанием для возникновения «норманской теории», объясняющей возникновение государства у восточных славян деятельностью варяжских князей. Славян и варягов связывали не только военные, но и мирные, в том числе торговые отношения. Через славянские земли варяги вели торговлю с арабами и Византией (не случайно один из важнейших европейских торговых путей был назван «путь из варяг в греки»). Как свидетельствуют данные археологии, они селились в близи славянских городов и поселков — «Рюриково городище» под Новгородом, Гнездово под Смоленском, Угорское урочище под Киевом. Многие варяжские дружины, неся военную службу, жили в славянской среде постоянно и с течением времени были ассимилированы.

Великое переселение народов — условное название этнических миграций (главным образом, кочевых племен) на территории Европы в IV—VII вв. Непосредственным толчком к ним явилось массовое передвижение гуннов (с 70-х гг. IV в.) на запад из Приуралья. В ходе великого переселения происходили вторжения германских, славянских, сарматских и других племен на территорию Римской империи, способствовавшие ее крушению. Конечная фаза процесса (VI—VII вв.) характеризовалась крупными переселениями раннеславянских племен (склавинов и антов) на территорию Восточной Римской империи (Византии) и на Балканы. Переправившись в 577 г. через Дунай, славяне заселили Фракию, Македонию, часть Греции, Далмацию, Истрию — вплоть до побережья Адриатического моря, проникли в долины Альп и земли современной Австрии. Территория Восточной Римской империи от Дуная до Эгейского моря была занята славянами, основавшими здесь позднее свои государства.

Венеды, венеты, венды, винды — древнейшее название славян, зафиксированное письменными источниками. В первые века нашей эры их упоминают Тацит, Плиний Старший, Иордан. По их данным, территория расселения венедов охватывала огромные пространства от Одера на западе до Днепра и Оки на востоке и от Балтийского моря на севере до Прикарпатья на юге. Венеды занимались земледелием, оседлым скотоводством, охотой, рыболовством. В начале нашей эры пришли в столкновение с Римской империей. За победу над ними император Волузиан (III в.) получил титул «Венедский». Иордан (VI в.) сообщал, что в его время венеды именовались антами и склавинами, однако он перечислял венедов, антов и склавинов как отдельные группы племен. Непосредственные потомки венедов стали этническим субстратом для формирования восточных, западных и южных славян.

Воевода — военачальник, правитель в древней Руси и других славянских государствах. С X в. упоминается в летописях в качестве начальника княжеской дружины или народного ополчения.

Военная демократия — последняя стадия разложения первобытного общества при переходе его в классовую структуру. Характеризуется сильной властью военных вождей в сочетании с остатками первобытной демократии и коллективизма в общественной организации.

Волыняне — племенное объединение восточных славян, проживавших по обоим берегам Западного Буга и в истоках реки Припять. Вероятно, являлось одним из объединений, возникших на территории племенного союза дулебов, обитавших здесь уже в VII в. Вошли в состав Киевского государства в конце X в. в результате походов Владимира Святославича, подчинившего Червенскую и Пе-ремышленскую земли, населенные волынянами.

Вятичи — союз восточнославянских племен в верхнем и среднем течении реки Оки. Происхождение названия спорно. По летописной версии, произошло от легендарного родоначальника Вятко. По мнению некоторых исследователей — от древнего наименования славян — «венды». В середине X в. вошли в состав Киевской Руси. С XII в. — в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

Городища, грады — центры славянских поселений. Слово встречается в летописях, начиная с XII в. Грады располагались на высоких берегах рек или возвышенностях. Представляли собой треугольные, круглые или прямоугольные площадки, обычно защищенные естественными рубежами. Укреплялись рвами, земляными валами, иногда бревенчатыми стенами. Обеспечивали защиту окрестного населения от нападений, были центрами ремесел.

Древляне — племенное объединение, занимавшее территории Полесья, Правобережной Украины по течению рек Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. Граничили с бужанами, волынянами, дреговичами. Главный город — Искоростень. Долго сопротивлялись включению в состав Киевского государства. Были обложены данью Олегом (883), но после его смерти подняли восстание (912) и перестали платить дань. Князь Игорь, пытавшийся подчинить древлян, был убит по приказу древлянского князя Мала (945). Вдова Игоря Ольга жестоко расправилась с древлянами, уничтожив местную знать и предав огню их города. Земля древлян была обращена в киевский удел с центром в городе Вручий (Овруч). Имя древлян последний раз встречается в летописи под 1136 г., когда их земля была подарена киевским князем Ярополком Десятинной церкви.

Дреговичи — племенное объединение восточных славян, расположенное между Припятью и верховьями Западной Двины. Имели свое княжение с центром в городе Туров на Припяти. С X в. в составе Киевской Руси. Их территория стала позднее основой Туровского княжества.

Дулебы — славянский племенной союз на территории Западной Волыни, известный как Антский (дулебы, хорваты, моравы). В VII в. был подчинен аварами. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе киевского князя Олега на Царьград. В X в. объединение распалось, и дулебы вошли в состав Киевской Руси. В «Повести временных лет» упоминаются как волыняне и бужане.

Дым — древнейшая единица налогового обложения («подымное»), размеры которой варьировались. Отождествлялась с индивидуальным крестьянским хозяйством (двор, очаг, дым). Существовала на Руси в IX—XIV вв.

Ильменские словене — одно из самых крупных славянских объединений, расположенное на побережье озера Ильмень и в бассейне рек Волхова, Ловати, Меты, Мологи. Древнейшее поселение — городище Старая Ладога (VII—VIII вв.). Позднее возникли Новгород и Старая Руса. Соседствовали с финно-угорскими племенами (чудь, меря, весь) и вместе с ними в начале IX в. образовывали племенной суперсоюз — Славию. Об ильменских словенах летопись упоминает в связи с рассказом о «призвании варягов» (862). Территория ильменских словен стала позднее ядром Новгородской республики.

Каган, хакан («хан ханов») — титул верховного правителя многоплеменной державы (каганата) у восточных славян и древних тюркских народов — авар, печенегов, хазар. После освобождения полян в конце IX — начале Х в. от владычества хазар был принят киевскими князьями, что подчеркивало независимость Руси от Хазарского каганата. Арабские писатели упоминают «Русский каганат» с центром в Киеве. Этот титул правители Руси сохраняли до XII в.

Капище — языческое святилище, культовое сооружение у восточных славян. Считалось местом пребывания божества. Обычно в центре его помещался идол, над которым на столбах располагался двускатный навес с украшениями. Упоминаются в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона. Известны по археологическим раскопкам в Киеве и под Новгородом.

Кривичи — одно из крупнейших объединений восточного славянства, занимавшее области в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Главные города — Смоленск, Полоцк, Изборск. В IX в. были включены в состав Киевской Руси. В XI—XII вв. территория кривичей вошла в состав Смоленского и Полоцкого княжеств, северо-западная часть — в состав Новгородской земли. Племенное название связывают с именем мифологического родоначальника кривичей — Крива или с литовским наименованием верховного жреца Криве.

Куявия, Куяба — по сведениям арабских географов — один из центров древней Руси, предшествовавших Киевскому государству. По данным аль-Джейхани существовал в IX в. Большинство историков предположительно связывают его с Киевом.

Легенда о призвании варягов — летописное сообщение, помещенное в «Повести временных лет» под 862 г. (датировка спорна) о приглашении ильменскими словенами и финскими племенами (чудь, весь, меря) по решению веча на княжение варягов Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Достоверность этого сообщения, послужившего основой для возникновения «норманнской теории», ставится некоторыми учеными под сомнение и рассматривается как более поздняя аппликация в первоначальный летописный текст. Это известие было внесено, по-видимому, для противодействия стремлению Византии навязать Руси политическую зависимость вместе с подчинением церкви Константинопольскому патриархату.

Мир — родовая община, объединение нескольких родовых коллективов (с XII в. — собирательное название крестьянской сельской общины).

Норманнская теория — одна из версий, объясняющая причины и обстоятельства возникновения государства у восточных славян. Основана на летописной легенде о «призвании варягов». Ее сторонники («норманисты») связывают возникновение древнерусского государства с деятельностью варяжских князей, не всегда учитывая иные факторы. Была впервые сформулирована в XVIII в. российскими историками немецкого происхождения Миллером, Шлецером и Байером. Первым против нее выступил М. В. Ломоносов.

Община, вервь, задруга — форма объединения людей, основанная на общем владении землей, на соседских, а не на кровнородственных связях. Вервь составляла территориальную единицу, управляющуюся общим сходом (вече) и выборными старейшинами. Множество таких общин составляли волость.

Племя — совокупность нескольких родовых общин (миров), имеющих общую территорию, хозяйство, обычаи, культы, организацию управления, племенной совет (вече), вождей, старейшин. Восточнославянские племена, по сообщению «Повести временных лет», жили «каждый со своим родом и на своих местах, владея каждый родом своим».

Племенные союзы — территориально-военные федерации нескольких племен (иногда нескольких десятков племен), объединенных общими хозяйственными задачами или необходимостью борьбы с внешней опасностью. У восточных славян процесс их образования интенсивно протекал с V в., в эпоху их расселения. Наиболее ранним из славянских племенных союзов являлся Прикарпатский (Антский) во главе с дулебами или волынянами, сложившийся в период их борьбы с аварами. Следы существования крупных племенных объединений задолго до образования государства сохранила «Повесть временных лет», называющая полтора десятка племенных союзов. Эти объединения носят как племенные (дулебы, радимичи, вятичи), так и территориальные названия (полочане, бужане, дреговичи, древляне). Летописец называет перечисленные племена «княжениями», поскольку во главе племенного союза стоял князь, управлявший с помощью совета и веча. Союзы племен принято считать переходной формой от родоплеменной общественной организации к государству.

Информация о работе Восточные славяне