Восточные славяне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:18, методичка

Краткое описание

Предмет изучения курса – история восточных славян от первоначального расселения на территории Восточной Европы по первую треть ХІІ века.
Цель курса заключается в том, чтобы дать обучаемым целостное представление об истории восточных славян, основных этапах их развития в обозначенный период, ведущих тенденциях и проблемах общественно-политической жизни и социально-экономического развития восточнославянского общества.

Содержание

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Вуч.-метад.комплекс па ГІСТОРЫІ УСХОДНІХ СЛАВЯН Стацыянар .doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Власть  великого киевского князя была относительно слабой и опиралась на ряд политических институтов, уходящих корнями в племенную организацию. Одним из них была дружина, являвшаяся не только вооруженной силой государства, но и органом его политического управления. Воеводы и знатные дружинники получали право на доходы в виде сбора дани, имели свою внутреннюю иерархию. В состав «старшей» дружины входили бояре, они же назывались «княжи мужи» или «нарочитые мужи», составлявшие привилегированный слой. «Молодшая» дружина состояла из «отроков», «детских», «гридей». Вместе с дружиной князь решал важнейшие государственные вопросы войны и мира, суда и др. Из числа дружинников он назначал посадников (наместников) в города, воевод (предводителей военных отрядов), тысяцких, вирников, мечников, подъездных (сборщиков судебных податей), мытников (сборщиков судебных пошлин).

Вооруженные силы Киевской Руси состояли не только из княжеских и боярских дружин, но и народного ополчения — «вой», «ратные люди». Они собирались из областей Руси в случае крупных военных предприятий. В состав древнерусского ополчения входили горожане и сельское население — смерды. «Вой» были организованы в сотни (военно-административные округа), во главе которых стояли «сотские». Сотни составляли «тысячу» во главе с местным, а не княжеским воеводой — «тысяцким». Решение о выступлении в поход принималось на вече и было обязательным для всех. Необходимость всеобщего вооружения народа была проявлением незрелости феодального государства, еще одной чертой раннего феодализма.

Верхушка дружины, а также местная знать входили  в главный политический орган Киевской Руси — совет при князе, однопалатное сословное учреждение, имеющее совещательный характер. Постоянного состава не было; в Совет входили вассалы князя — бояре; в мирное время — духовная знать, а в военное — руководители союзников. Члены княжеского совета назывались «думцами» (с ними князь думал о делах), поэтому он имел и другое название — Боярская дума. Совет собирался по мере надобности. Компетенции совета подлежали вопросы законодательства, управления государством, отношений с церковью, внешней политики.

Совет был главным, но не единственным политическим органом. В Киевской Руси функционировало вече — народное собрание. В его состав входили «вечные люди» — бояре, духовенство, купцы, горожане или жители сельской местности. Вече решало вопросы войны и мира, законодательства, распоряжалось финансовыми и земельными ресурсами волости, санкционировало денежные сборы. Нередко вече выступало хозяином княжеского стола: оно призывало князей, заключая с ними «ряд» и изгоняло их, если условия «ряда» не выполнялись. Уходящее своими корнями в племенной строй, вече являлось проявлением высшей политической активности древнерусского народа.

Древняя Русь и Византия. Геополитическое положение Руси на великих водных путях, связывающих Балтийское, Черное и Каспийское моря, в значительной степени определяло ее внешнюю политику. В Скандинавии киевские дружины пополняли наемную силу. Через Хазарию шел торговый путь в среднеазиатские страны. Достаточно тесными были связи с соседними европейскими государствами. Что касается Византии, то она оказала особенное влияние на историю Киевской Руси.

Первые  контакты относятся к VI в., когда в Царьграде было принято посольство во главе с легендарным Кием. В 30-х гг. IX в. русские отряды напали на г. Амастриду, после чего в 838 г. в Царьград было направлено посольство с целью заключения союза («ради дружбы»). В 860 г. были разграблены прилегающие к столице Византии селения и монастыри. Затем на Русь в качестве миссионера был направлен архиепископ Михаил, которого историки церкви считают первым русским митрополитом.

Образование мощного славянского государства вызывало тревогу Византии за судьбу ее причерноморских владений: выход на черноморское побережье давал Киевскому государству экономические и политические преимущества. На этой почве между Византией и Русью участились военные столкновения. По свидетельству летописи, одним из первых военных походов Руси на Византию был поход Олега в 907 г., когда он во главе огромного войска, в составе которого были почти все славянские и неславянские племена, сухопутным и морским путем подошел к Царьграду и опустошил его окрестности. В 911 г. поход повторился. Эти походы застали Византию ослабленной войнами с Болгарией, и она была вынуждена пойти на невыгодный для нее мир и союз.

Договор был нарушен Византией, которая  с 940 г. прекратила выплату дани, установленной договором 911г. Преемник Олега, князь Игорь в 941 и 944 гг. совершил походы на Византию. Первый из них оказался неудачным. Второй поход завершился мирно: Византия, не дожидаясь начала военных действий, предложила заключить новый договор на условиях возобновления выплаты дани и контрибуции. Договор создавал благоприятные условия для развития русско-византийских торговых отношений. Вскоре Киев впервые в своей истории принимал послов императора. В их присутствии князь Игорь приносил клятву в верности перед идолом Перуна в Киеве. В истории древнерусской дипломатии это был значительный факт: языческая Русь признавалась Византией равной по процедуре ведения переговоров и оформлению международных соглашений.

Сын Игоря Святослав  продолжал политику отца, и при нем борьба с Византией приняла грандиозные размеры. Князь мало бывал в Киеве, провел короткую жизнь в постоянных походах и погиб на чужбине. Святослав воевал между Окой и Доном, покоряя вятичей, затем на Волге, в Болгарии, в Родопских горах и на Дунае. В низовья Дуная, в город Преславец, он хотел даже перенести свою столицу. Преславец лежал на важном торговом пути в Константинополь, поэтому Святослав и называл это место «сердцевиной» своей земли. Однако русские торговые караваны нередко подвергались нападению хазар, контролировавших торговлю по Волге и Каспию. В 965 г. Святослав пошел на хазар, взял и полностью разрушил обе их столицы — г. Итиль на Волге и крепость Саркел (Белую Вежу) на Дону. После этих побед Хазарский каганат прекратил существование, а торговые пути на восток были свободны для русских купцов.

Обосновавшись на Дунае, Святослав стал угрожать и  самой Византии, стремившейся оттеснить Русь от черноморских берегов. Заключив союз с болгарским царем Борисом II, Святослав начал войну с Византией, но был вынужден заключить с византийским императором договор (971), по условиям которого Русь давала обязательство не совершать походов на Византию и Болгарию. Византия со своей стороны обязывалась не воевать с Болгарией и не подстрекать печенегов к походам против Руси, выпустить корабли Святослава из устья Дуная. Однако на днепровских порогах затаившиеся печенеги напали на дружину Святослава. Ослабленное и малочисленное войско было перебито. Погиб и Святослав, и печенежский хан Куря сделал из его черепа чашу для пиров, оковав ее золотом. Нападение печенегов произошло не без участия Византии.

При сыне Святослава князе Владимире  отношения с Византией вступили в новый этап и связаны были с принятием Русью христианства.

Принятие христианства. Необходимость принятия христианства определялась социально-политическим развитием древнерусского общества. Его распространение представляло длительный процесс. С ликвидацией автономии племенных союзов складывалась структура единого государства с одной правящей династией. Поэтому прежние языческие культы, носившие разрозненный характер и разбивавшиеся на ряд местных обрядов, стали непригодны, поскольку могли быть использованы в сепаратистских целях. Не случайно волхвы, как хранители архаических традиций, неоднократно возглавляли народные движения, направленные против Киева.

Для укрепления политического единства Руси князь Владимир I в первые годы своего княжения предпринял попытку объединить местные религиозные культы и на их основе создать общий языческий пантеон. Он поставил, по рассказу летописи, на холме недалеко от своего двора в Киеве деревянные идолы (кумиры) шести наиболее чтимых славянских богов: Перуна, Даждьбога, Хорса, Стрибога, Се-маргла и Мокоши. Тем самым Владимир пытался сделать многобожие с культом Перуна как главного бога государственной религией, а Киев превратить в общегосударственный религиозный и идеологический центр. Однако попытка князя не увенчалась успехом.

Вместе  с тем, к этому времени христианство уже было известно на Руси. Первые христианские общины появились здесь в 60-х гг. IX в., тогда же на Русь были направлены греческие священники и проповедники. В Киеве функционировала церковь св. Ильи. В 957 г., совершив поездку в Царьград, крестилась киевская княгиня Ольга; вслед за ней приняла христианство часть русской знати, дружина и слуги. Сын Ольги князь Святослав отказывался креститься, ссылаясь на то, что над ним будет насмехаться дружина. В то же время длительное пребывание Святослава в Болгарии, где уже существовала разнообразная христианская литература на славянском языке, должно было объективно усилить распространение христианства в дружинной среде. Большинство историков считает, что Русь в это время не принимала христианства в общегосударственном масштабе, поскольку это могло повлечь за собой вассальную зависимость от Византии. Однако сам факт принятия христианства Киевской Русью был связан с обстоятельствами ее заинтересованности в укреплении политических отношений с Византией.

В 988 г. император Василий II обратился к Владимиру Святославичу за помощью в покорении мятежа в Малой Азии. За это Владимир потребовал выдать за него сестру императора Анну, что подразумевало принятие христианства киевским князем. Этот брак, несомненно, поднимал международный авторитет Руси. Соглашение было достигнуто, и шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме мятежников. Однако император нарушил обещание. Тогда Владимир захватил центр крымских владений Византии — Корсунь (Херсонес). После этих событий, демонстрировавших политическую силу Руси, Владимир вместе с дружиной принял крещение и вступил в брак с византийской принцессой. Вернувшись домой, он крестил киевлян, и новая религия стала распространяться по всей Руси. Вводилась она как мирным, так и насильственным путем. Разрушались языческие идолы, для крещения жителей загоняли в реку, «аки стада» — сообщает летописец.

Принятие  христианства означало смену всего  жизненного уклада. Новая вера требовала соблюдения строгих ограничений и моральных принципов. Поэтому христианство утвердилось далеко не сразу. Православной церкви пришлось вести длительную борьбу с дохристианскими верованиями. Однако языческое сознание народа было настолько глубоким и мощным, что христианство восприняло многие его черты. Древние славянские празднества были приурочены к христианским, многие святые восприняли прежние языческие «функции». Политеизм слился с христианством. В то же время язычество продолжало существовать как самостоятельное социальное явление, неоднократно проявляя себя как идейное знамя в борьбе с христианским государством и его институтами.

Крещение  Руси создавало основу для объединения  древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов, способствовало исчезновению племенной розни, закреплению в общегосударственном масштабе терминов «Русь», «Русская земля», «русичи», «русины». Русь оказалась приобщенной к христианскому миру и его культурным ценностям, наследству античной цивилизации. Укрепилось международное положение Руси. В конце X — начале XI в. посольство римского папы побывало в Киеве, а русские посольства были приняты в Риме. В то же время христианство было воспринято в восточном, византийском варианте, который позднее получил название православия, т. е. «правильной веры». В исторической перспективе это привело к возникновению противоположных тенденций — политическому и культурному отчуждению Руси от латинской Европы, к утверждению другой модели развития.

Распространение христианства в Киевской Руси носило характер государственного мероприятия. Поэтому церковные институты оказались в тесной связи с великокняжеской властью и другими политическими структурами и во многом способствовали становлению и развитию государственности. Все первые епископы, священники и монахи на Руси были из греков. Новая церковь была объявлена составной частью Константинопольской патриархии и организована по образцу греческой. В Киеве, а затем в Новгороде были учреждены митрополичьи кафедры, подчиненные Константинополю. Митрополитов патриарх назначал сам, иногда даже не спрашивая киевского князя. За все время существования Киевского княжества на митрополичьем престоле только дважды бывали русские епископы: оба раза в моменты конфликтов Киева с Византией. В других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (первоначально пять). В епархиях строились церкви и монастыри, которые получали княжеские или боярские земельные пожалования. На эти земли монастыри принимали «странников», отпущенных холопов, изгоев, разорившихся купцов и ремесленников. Они составили в древнерусском обществе особую группу «церковных людей».

Князья  предоставляли церкви значительные права (судебные, имущественные и  др.). Управление и суд на церковных  и монастырских землях осуществлялись на основании особого сборника законов — Номоканона или Кормчей книги. Сами князья были основателями многих монастырей и церквей. Так, Владимир после крещения Руси основал в Киеве церковь Богородицы, на содержание которой выделил десятую часть своих доходов, поэтому церковь и получила название Десятинной. Церковь пыталась влиять на политическую жизнь, но это редко приводило к успеху. Напротив, князья пользовались своей силой и не раз изгоняли неугодных им епископов. Показательно, что первыми святыми на Руси стали не клирики и не монахи, а князья Борис и Глеб, убитые во время усобиц.

Социальные конфликты  и развитие древнерусского законодательства. В 1015 г. умер великий киевский князь Владимир Святославич. К этому времени Киевская Русь превратилась в одну из сильнейших держав Восточной Европы. Четко обозначились ее внешние границы, определились отношения с соседями. В XI в. быстро росла и укреплялась феодальная вотчина, множились города, усложнялась общественная жизнь, и в ней господствующей тенденцией становились укреплявшиеся феодальные отношения.

Однако  внутреннее единство древнерусского государства  не было прочным. Еще при жизни Владимира от Киева попытался «отложиться» Новгород, где на правах вассала княжил его старший сын Ярослав. Готовясь к войне с отцом, Ярослав нанял «за морем» варяжскую дружину.

Получив известие о том, что старый князь скончался, а между братьями, управлявшими отдельными частями Руси, началась кровавая борьба за киевский стол, он поспешил в нее вмешаться. Предательски убив князей Бориса и Глеба, власть захватил пасынок Владимира Святополк. Против него на правах старшего сына решил выступить Ярослав, нуждавшийся для предстоящей борьбы в сильной военной помощи новгородцев. Ему удалось собрать дополнительно к тысячной варяжской дружине еще 3000 новгородцев. После завоевания киевского стола Ярослав щедро наградил участников похода, «дав им Правду и устав».

Это был первый общерусский законодательный памятник, известный как «Правда Ярослава». Исследователи относят к ней первые 17 статей Краткой редакции «Русской Правды». Устав Ярослава лишь регулировал отношения между новгородцами и варягами. Устав как бы делил население Новгорода на две части: к одной относились все горожане от боярина до изгоя; к другой — чужеземцы-варяги, которые были поставлены Уставом в неравноправное положение. Появившаяся в результате острой политической борьбы «Правда Ярослава» гарантировала новгородскому населению охрану от притеснений княжеских дружинников, и наемных варягов.

Информация о работе Восточные славяне