Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:47, реферат
Цель работы состоит в изучении расселения восточных славян, их занятия и быта, и их религии.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть территорию расселения восточных славян;
- рассмотреть хозяйственную жизнь и быт,
- рассмотреть верования восточных славян.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Восточные славяне. Расселение……………………………………………..4
2. Род занятия восточных славян…………………………..…………...……9
3. Религия восточных славян…………………………..…………………….13
Заключение………………………………………………………………….…..20
Список использованных источников.....………………………………...…..22
Большую надежду славяне возлагали на защитную силу слова. Произнося заветные заклинания, которые держались в большом секрете, а иногда прибегая к грубым ругательствам, древние славяне стремились прогнать беду, испугать врага, победить болезнь, не поддаться страху и т.д.
Чтобы избавить умерших от бесприютного хождения по свету, существовали традиционные обряды захоронения. Мертвых сжигали, собирали пепел в сосуд, который или закапывали, насыпая сверху курган, или ставили на столбе, где сходились несколько дорог. При погребении князя вместе с ним сжигали коня, одну из жен или рабыню, утварь, вооружение, чтобы умерший ни в чем не имел недостатка в загробной жизни.
В язычестве был целый ряд праздников, впоследствии воспринятых христианством. Это новогодние празднества - святки, продолжавшиеся 12 дней, с конца старого года и захватывающие начало нового года (в христианстве святки приходятся на период с Рождества до Крещения - 25 декабря и 6 января по григорианскому календарю). Праздник весеннего равноденствия, встречи солнца, назывался масленицей и проводился на кануне пахоты. В период пахоты, сева яровых и ожидания всходов посеянного зерна славяне обращались к предкам - «дедам», лежащим в земле. В эти дни люди шли на кладбища, несли «дедам» пшеничную кутью, яйца, мёд, считая, что похороненные предки помогут всходам зерновых. Кроме помощи «дедов» для всхода яровых были необходимы дожди, солнечное тепло. Этому были посвящены три праздника - 1-2 мая, когда появлялись первые всходы; второй праздник - день бога Ярила (4 июня), когда молодую берёзу увивали лентами, а дома украшали берёзовыми ветками (в христианстве этот праздник слился с праздником Троицы); самым торжественным праздником конца весны и начало лета был праздник Купала (летний солнцеворот 24 июня). В праздник Купала отмечалось поклонение воде и огню. В ночь на Купала девушки бросали в воду венки, а пары юношей и девушек прыгали через огромные костры.
Перед жатвой отмечался день Рода-Перуна, дабы задобрить богов плодородия и грозы. Это был мрачный праздник, лишённый веселья и забав, когда богам, дабы они даровали хорошую погоду перед жатвой и в сому жатву, приносили жертвы. Существование в язычестве славян земледельческих праздников свидетельствует о том, что земледелие было основным их занятием. Они также занимались разведением домашнего скота, охотой, рыболовством и бортничеством (сбор мёда диких пчел)7.
Итак, условно историю славянских верований можно разделить на три периода:
Славянское язычество
не оставалось окаменевшим, со временем
одним из самых почитаемых богов
становится Перун. Культ природы
и культ предков – две основы
язычества. Культ природы символизировал
связь человека с окружающей природой.
Культ предков приводил к формированию
у славян идеалов рода, семьи. В
более широком плане
Заключение.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI - VIII вв. славяне делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120 - 150 отдельных племён. К IХ в. насчитывалось около 15 племенных союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей. Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи "Повесть временных лет", созданной монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археославян логическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей.
Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли. Также следует отметить развитие ремёсел, в частности метало обработка, гончарное дело.
В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого, характерное для всех народов древнего мира. условно историю славянских верований можно разделить на три периода:
Славянское язычество не оставалось окаменевшим, со временем одним из самых почитаемых богов становится Перун. Культ природы и культ предков – две основы язычества. Культ природы символизировал связь человека с окружающей природой. Культ предков приводил к формированию у славян идеалов рода, семьи. В более широком плане формированию коллективизма, общинности, соборности Из древности до нашего времени дошло достаточно много языческих обрядов и праздников.
Список использованных источников
1 Деревянко А.П. История России: учеб. пособие для вузов[Текст]/ А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: «Проспект», 2006;
2 Карамзин Н.М. Предания веков [Текст] / Н.М. Карамзин. М., 1999;
3 Ключевский В.О. Краткий курс по русской истории [Текст] / В.О. Ключевский. М. 2002;
4 МоряковВ.И. История России IX-XVIII вв[Текст]./Моряков В.И. - М.: «СЛОВО»; Эксмо, 2004;
5 Происхождение славян [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.historicus.ru/185;
6 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян [Текст] / Б.А. Рыбаков. М., 1981;
7 Седов В.В. Восточные славяне в VI-VIII вв. [Текст] / В.В. Седов. М., 1982;
8 Славянская Европа V-VIII
веков[Электронный ресурс].- Режим доступа:http://historylib.org/
9 Языческие верования восточных славян [Текст]/ «Храмы России». М.: Эксмо, 2008.
1 Ключевский В.О. Краткий курс по русской истории / В.О. Ключевский. М. 2002 с.52
2
http://historylib.org/
3 Седов В.В. Восточные славяне в VI-VIII вв. / В.В. Седов. М., 1982 с. 103
4 В.И. Моряков. История России IX-XVIII вв./Моряков В.И. - М.:Филол.о-во «СЛОВО»; Эксмо, 2004. с.48
5 Ключевский В.О. Краткий курс по русской истории / В.О. Ключевский. М. 2002 с.243
6 2.Карамзин Н.М. Предания веков / Н.М. Карамзин. М., 1999. С.54
7 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. М., 1981.с.97
Информация о работе Восточные славяне. Расселение, род занятий, религия