Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа
В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:
1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.
2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.
Архитектура. Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя, позже на её месте воздвигнут храм Святой Софии. Оба храма были построены византийскими мастерами из привычной для них плинфы - большого плоского кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывались все-таки из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» - природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены. Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительного белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.
Искусство. Перенесенное
на русскую почву каноническое
по содержанию, блестящее по своему
исполнению искусство Византии
столкнулось с языческим
4.ГОСУДАРСТВЕННАЯ
1. Предпосылки
Раздробленность стала результатом взаимодействия целого комплекса факторов. В отечественной историографии разделение относительно единой Древней Руси на ряд самостоятельных государств долгое время объясняли развитием феодальных отношений, укреплением феодальных вотчин и утверждением натурального хозяйства, которое препятствует установлению экономических связей, что, в свою очередь, приводит и к политической обособленности. Отмечалось и влияние классовой борьбы, требовавшей совершенствования и укрепления аппарата власти на местах. Это, якобы, также подталкивало к отделению земель, т. к. местное боярство, окрепнув, больше не нуждалось во власти и поддержке киевского князя. Однако такая трактовка причин раздробленности, основанная на формационном подход, представляется односторонней.
Процесс перерастания родового владения Рюриковичей в семейное отдельных ветвей рода приводил к оседанию князей на отдельных территориях (будущих уделах). Отныне князь все более думает не о получении более престижного и доходного “стола”, а о закреплении за собой собственного владения. (Данная тенденция юридически была закреплена решением Любечского съезда князей в 1097 г. ). Этому же способствовало нарастание междоусобиц, стремление князя укрепить и расширить свое владение, порой за счет соседей.
В то же время происходит
складывание боярских региональных
группировок, вызванное, в свою очередь,
как успехами земледелия (распространение
пашенного земледелия, появление
трехполья увеличивали производ
Изменилось положение и роль самого Киева. С потерей значения торгового пути “из варяг в греки” в ХII в. , ослабевает и экономическая основа единства, сокращается поступление торговых пошлин, подрывается экономическое могущество киевского князя. Главным источником богатств становится земля. Дружины со своими князьями устремляются на окраины в поисках земли. Кроме того, киевскую землю покидает и трудовое население, спасающееся от княжеских междоусобиц и набегов половцев. Естественно, этот “исход” ослаблял позиции киевских князей, получавших все меньше и меньше налогов, терявших своих “воев”. Духовной предпосылкой разделения стало развитие авторитарногоидеала, укрепляющего власть местных князей. Население отдельных земель стремилось быть“ под рукой” собственного князя, т. к. , испытывая влияние сохраняющихся языческих представлений, видело в нем гаранта безопасности и благоденствия данной территории.
2. Начало раздробленности
Центробежныетенденции
в Древней Руси стали проявляться
еще в эпоху правления
Однако в начале ХII
в. разделение страны было приостановлено
под воздействием ряда причин. Одной
из важнейших стала внешняя
Его сыну Мстиславу Великому
(1125-1132) удалось продолжить политику
отца и сохранить достигнутое. Но
сразу же после смерти великого князя
киевского “раздрашася вся
На месте некогда единой державы возникло около 15 независимых государств (Киевское, Черниговское, Переяславское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Туровское и другие княжества, а также Новгородская земля), продолжавших дробиться дальше, но целостность Русской земли все-таки в определенной степени сохранялась. Связи между русскими землями поддерживались благодаря общей вере, языку, действию общих законов, зафиксированных Пространной Правдой. В народном сознании никогда не исчезала идея единства, особенно ярко проявлявшаяся во времена междоусобиц и народных бедствий, выпадающих на долю русской земли. Сформировалось своеобразное самосознание, при котором русские люди считали своей Отчизной и Русскую землю в целом и, одновременно, каждую из земель в отдельности.
Некоторые историки считают, что произошел не полный распад Древнерусского государства, а его трансформация в федерацию княжеств во главе с великим князем киевским. Но его власть была скорее номинальной, чем реальной, а за сам киевский стол начинается борьба наиболее могущественных князей отдельных земель, приводящая к опустошению киевской земли и потери ею былого значения. Уже через некоторое время стол Великого князя киевского потерял свою привлекательность для местных князей, сосредоточившихся на расширении собственных владений.
3. Владимиро - Суздальская земля
История Северо-Восточной Руси, расположенной в бассейне Оки и Верхней Волги, вызывает особенный интерес потому, что именно эта земля позже стала ядром нового Российского государства. Значительную часть ее территории занимали леса и малоплодородные подзолистые почвы. Исключение составляли т. н. “ополья”, огромные поляны на окраине лесов в районе Ростова, Переяславля - Залесского и Суздаля, с относительно мощным черноземом. Здесь развивалось пашенное земледелие, появились монастырские и боярские вотчины.
На Северо-Востоке, который сравнительно поздно подвергся славянской колонизации(с Х в. ), наряду со старыми городами (Ростов, Суздаль), появлялись новые: Владимир - на- Клязьме, Переяславль- Залесский, Галич. Под 1147 г. летопись впервые упомянула Москву. Переселенцы с юга и северо-запада Руси - земледельцы и ремесленники - ускоряли освоение этой глухой окраины, приносили с собой не только передовые приемы хозяйствования, но и географические названия. Торговые пути простирались через Новгородские земли на запад и через Волжскую Булгарию на восток и юго-восток.
Ростово-Суздальская земля вышла из-под власти Киева в 30-х годах ХII в. при младшем сыне Владимира Мономаха Юрии Долгоруком. (Свое прозвище получил за стремление преобладать на Руси и править в Киеве). Центр своего княжества он перенес из Ростова в Суздаль и, опираясь на поддержку боярства и союз с Галицким княжеством, после нескольких неудач все же “сел на киевский стол” в 1155 г.
Однако его правление
оказалось недолгим, в 1157 г. он умер
(по одной из версий был отравлен киевлянами, недовольными его
правлением), а пришедшие с ним суздальцы
были перебиты. В дальнейшем власть на
Северо-Востоке переходит к старшему сыну
Юрия Андрею Боголюбскому, который еще
при жизни отца без его ведома покинул
предназначенный ему Вышгород на юге Руси
и вернулся в милую его сердцу Суздальскую
землю. (При этом князь взял с собой считавшуюся
чудотворной икону Божией Матери, повелев
поставить ее во Владимире - на- Клязьме.
Со временем эта икона Владимирской Божией
Матери стала одной из главных святынь
русской земли). При этом столица была
перенесена во Владимир, который ранее
считался “пригородом” старых городов.
Перенос столицы диктовался стремлением
Андрея к самовластию и желанием избежать
влияния старого ростово-суздальского
боярства. Владимир же не имел сложившейся
боярской группировки и собственного
веча, ограничивающего власть князя. Проявлением
новых тенденций становится и превращение
дружинников из советников и соратников
князя в егоподданных, получающих за свою
службу земельные владения. Однако верховная
собственность на землю сохранялась за
князем, который ею полностью распоряжался.
Так складываласьсинкретическаясвяз
Отличительной чертой правления Андрей Боголюбского стало и то, что после захвата и разорения Киева в 1169 г. владимиро-суздальским войском и союзными половцами, он туда не переехал, а остался во Владимире, продолжая политику укрепления собственного княжества. Ради этой цели он попытался, правда, неудачно, учредить собственную митрополичью кафедру, равную Киевской, чтобы возвысить Владимир, превратив его в независимый от Киева не только политический, но и религиозный центр. Андрею удалось несколько расширить княжество, которому платили дань даже волжские булгары.
Стремление к самовластию, не отвечающему идеалу правителя людей того времени, репрессии против бояр и ряд военных неудач привели к организации против него заговора. В 1174 г. заговорщики убили князя в его замке Боголюбово. Вслед за этим по всему княжеству прокатились волнения.
После смерти Андрея старшие дружинники-бояре старых городов предложили престол Ростиславичам, племянникам убитого князя, но владимирцы выдвинули его сводных младших братьев - Михалко и Всеволода. После кровопролитной усобицы победу одержали братья.
Всеволод Большое Гнездо (1176-1212), сменивший рано умершего брата Михалко, проводил более взвешенную политику, чем Андрей, что и позволило значительно укрепить Владимирское княжество и власть самого князя. Он расширил свои владения, усилил дружину, подчинил своему влиянию Новгород и Рязань, предпринял новый поход на Волжскую Булгарию. В результате в Северо-Восточной Руси окончательно утвердилось первенство Владимиро-Суздальского великого князя.
Но центробежные процессы развивались и после смерти Всеволода. Вновь начались междоусобицы, ослабившие княжество. В результате борьбы Всеволодовичей к власти приходит его сын Юрий (1218-1238), ставший последним правителем независимого Владимиро-Суздальского княжества и погибший в трагическую годину монгольского нашествия.
4. Новгородская земля
Владения Новгорода простирались от Финского залива до Урала и от Северного Ледовитого океана до Верховьев Волги. Географическое положение, суровые природные условия, смешанный этнический состав населения, наряду с рядом исторических особенностей, определяли специфику хозяйственной жизни, социальной структуры и политической организации Северо-западной земли. Так, бедные почвы и холодный климат приводили к тому, что новгородцы периодически испытывали недостаток хлеба. Это экономически и политически привязывало Новгород к Владимирской земле, откуда, в основном, и шли хлебные поставки. Удобное географическое положение превращало Новгород в крупнейший торговый центр, поставляющий европейским странам пушнину, мед, кожи, продукты морского промысла. Торговлю организовывало купечество, но саму продукцию оно получало из боярских промысловых сел.
Информация о работе Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь