Вселенские соборы V-VIIIвв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 14:04, реферат

Краткое описание

Вселенские соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Церковь, как Тело Христово, имеет единое соборное сознание, руководимое Духом Святым, получающее свое определенное выражение в решениях церковных соборов. Созыв соборов является древнешей практикой для разрешения возникших церковных вопросов

Вложенные файлы: 1 файл

Вселенские соборы Microsoft Office Word.docx

— 30.85 Кб (Скачать файл)

Шестой Вселенский Собор стал самым продолжительным из всех соборов: собор открылся 7 ноября 680 года, а окончился 16 сентября 681 года. Число участников собора всё время возрастало. На первом заседании присутствовало 43 человека, на последнем 163 (среди них легаты Римского папы), а при составлении правил присутствовало 240 участников. Сам император присутствовал на 11 первых заседаниях и на последнем, где подписался под соборными протоколами с формулировкой «читал и одобрил».

Шестой Вселенский Собор осудил и отверг учение монофелитов как ересь, и постановил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна воле Божественной.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах, называемых Трулльскими, для решения вопросов, по преимуществу относящихся к церковной дисциплине. На Востоке решения Трулльского Собора входят в канонические сборники как решения Шестого Вселенского Собора.

Существует мнение, что этот Собор установил дату летоисчисления : от библейского «сотворения мира» с началом 1 сентября 5509 г. до н.э.

Собор вновь защитил почитание в Иисусе Христе две природы и две воли человеческой и Божеской.

Главным трудом Вселенского Собора было изложенные 102 правила церкви.

Правила Трулльского собора не признаются Западной Церковью, потому что некоторые определения направлены против обычаев и учения Римской Церкви. Например, Собор принимает в руководство Церкви 85 ап. правил, а Западная Церковь принимала только 50; 13-е правило обличает римское учение об обязательном безбрачии священников; 55-е правило осуждает посты в субботу, введенные Римской Церковью; 82-е правило запрещает употреблять в храмах изображение Христа в виде агнца, распространенное на Западе.

 

 

 

VII ВСЕЛЕНСКИЙ  СОБОР

 

 

VII Вселенский Собор (II Никейский), был созван в 787 в г. Никее против  ереси иконоборчества.

Акты (протоколы деяний) VII Собора сохранились со всеми приложениями в греческом оригинале. Латинский перевод актов, сделанный с экземпляра, доставленного в Рим папскими представителями, был выполнен крайне неудовлетворительно, в связи с чем Анастасий Библиотекарь (IX в.) предпринял их новый перевод с греческого.

Решения Собора в основном соответствовали пожеланиям папы Адриана. Впрочем, требования Римского престола о возвращении отторгнутых из-под его юрисдикции церковных областей в Италии и на Балканах были фактически проигнорированы (соответствующий пассаж из послания папы, равно как и его упреки по поводу возведения свт. Тарасия на патриаршество из мирян и его титула, изъяты из греч.текста деяний и на Соборе, вероятно, не прозвучали). Тем не менее соборные акты были утверждены его посланцами и доставлены в Рим, где были помещены в папскую канцелярию.

Однако по ряду причин Собор встретил решительное неприятие со стороны короля Карла Великого. В условиях обострения отношений с императрицей Ириной могущественный монарх крайне болезненно воспринял церковное сближение Рима и Константинополя. Не последнюю роль в негативном отношении к Собору сыграло и крайне низкое качество имевшегося латинского перевода его деяний; в частности, слова Константина, митр. Кипрского, о недопустимости поклонения иконам в смысле служения были поняты в обратном смысле, как попытка отнести к иконам приличное лишь Святой Троице служение и поклонение.

Собор принял принципиальное различение «служения», подобающего одному Богу, и «поклонения», которое воздается также всему, причастному Божественной благодати.

Определение Собора догматически утвердило иконопочитание.

Собор закончился прославлением Господа со стороны всех епископов, начальников, воинских чинов и других граждан Константинополя, в несметном количестве заполнивших залы дворца. Списки соборных деяний были посланы папе, восточным патриархам, императрице с императором и всем церквам Константинопольского патриархата.

Так торжественно закончился VII Вселенский собор, восстановивший истину иконопочитания и поныне ежегодно воспоминаемый 11 октября всею Православной Восточной Церковью

Собор не смог остановить движение иконоборцев. Это было сделано только на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре. В ознаменование окончательной победы над иконоборцами и всеми еретиками был установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется до сих пор в Православной Церкви.

 

 

 

Заключение

 

Ряд соборов созывались как Вселенские Соборы, но по каким-то причинам не были признаны Православной Церковью как Вселенские. Чаще всего это происходило из-за того что их решения отказывался подписывать папа Римский. Тем не менее эти соборы пользуются высочайшим авторитетом в Православной Церкви и некоторые православные богословы считают что их надо включить в состав Вселенских Соборов.

• Пято-шестой собор (Трулльский) 692 г.

• IV Константинопольский собор 879-880 гг.

• V Константинопольский собор 1341-1351 гг.

Разбойничьими соборами называются церковные соборы, которые Церковь отвергла как еретические, часто такие соборы проходили под внешним давлением или с нарушениями процедуры. Ниже приведены разбойничьи, соборы которые организовывались как вселенские:

• Эфесский "разбойничий" собор 449 г.

• Иконоборческий собор

• Константинопольский разбойничий собор 869-870 гг.

• Флорентинский собор 1431-1445 гг. - почитается католиками как Вселенский.

Многие традиционные деноминации в протестантизме, как англикане и лютеране признают все семь Вселенских Соборов, но не придают им того же вероучительного авторитета как православные или римо-католики.

Многие другие протестантские деноминации отвергают Вселенские соборы как идею вообще, на основании убеждения что только Библия является источником вероучения (принцип Sola scriptura)

Римо-католики признают все Семь Вселенских Соборов, а вдобавок считают Вселенскими соборами ряд соборов отвергнутых Православной Церковью или же проведенных после отпадения Римской Церкви от Православия. К последним относятся:

IV Константинопольский собор 869-870 гг.

I Латеранский собор 1123 г.

II Латеранский собор 1139 г.

III Латеранский собор 1179 г.

IV Латеранский собор 1215 г.

I Лионский собор 1245 г.

II Лионский собор 1274 г.

XV (Вьеннский) собор 1311-1312 гг.

XVI (Констанцский) собор 1414 г.

XVII (Базельско-Флорентийский) собор 1431-1449 гг.

V Латеранский собор 1512-1517 гг.

XIX (Тридентский) собор 1512-1517 гг.

I Ватиканский собор 1869-1870 гг.

II Ватиканский собор 1962-1965 гг.

Такова огромная работа, которая была совершена Вселенскими соборами на вечные времена для всей Христовой Церкви. И догматические вероопределения этих соборов и канонические постановления, определяющие весь административный строй и узаконения для личной жизни священнослужителей и мирян, должны оставаться незыблемыми и нерушимыми в Церкви, о чем обязаны пещись "блюстители" Церкви - епископы, и в чем они дают страшную клятву - торжественное обещание при своей хиротонии: "обещаюся каноны святых Апостол, седми Вселенских и Благочестивых Поместных Соборов и правила святых Отец хранити и соблюдати: вся, яже тии прияша, и аз приемлю: и ихже тии отвратишася, и аз отвращаюся ".

Само собою должно быть понятно, что догматические вероопределения вообще не могут подвергаться никаким изменениям, а из канонических правил могут быть изменяемы лишь те, которые были изданы применительно к определенной внешней обстановке тогдашней жизни и не имеют сами по себе какого-либо абсолютного значения. Все же, что вытекает из требований религиозно-нравственного учения Евангелия и аскетического строя жизни христиан первых веков христианства, никак не может подлежать отмене. Что установили Вселенские соборы, это - голос самого Духа Святого, живущего в Церкви, по обетованию Господа Иисуса Христа, изреченному Его ученикам на Тайной Вечере: "Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век".

 

христианский духовенство собор вселенский

 

Литература

 

 

1. Карташев А.В. «Вселенские соборы» Фонд «Христианская жизнь» Клин 2002.

2. Православие. Том I: История, каноническое устройство и вероучение Православной Церкви. С предисловием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М: Сретенский монастырь, 2008.

3. Православие. Том II: Храм и икона, Таинства и обряды, богослужение и церковная музыка. М: Сретенский монастырь, 2009.

4. http://verapravoslavnaya.ru/?Averkii_Taushev_sobory

5. http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/lektsii-po-istorii-drevnej-tserkvi/

 


Информация о работе Вселенские соборы V-VIIIвв