Высшее, среднее и начальное образование в России в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2 и 4 классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением. Начало XIX в.— время культурного и духовного подъема в России. В 1812 г. отечественная война в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа. В народном хозяйстве назревают коренные изменения.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1. Образование первой половины ХIХ в..............................................................4-6
2. Образование второй половины ХIХ в ……........................................................6
2.1. Развитие образования......................................................................................6-8
2. 2. Студенты шестидесятых годов.....................................................................9-10
Заключение..............................................................................................................11
Список литературы.................................................................................................12

Вложенные файлы: 1 файл

и.rtf

— 207.30 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

" РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Казанский институт (филиал)

 

Шифр М-13433

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "История "

на тему: "Высшее, среднее и начальное образование в России в XIXв"

 

 

                                                           Работа выполнена:

                                            студенткой 1-го курса

                                                    группы 115

                                                              заочной формы обучения

                                                        Хуснутдиновой З.Т

                                                   Проверила:

                                                        Федорова Н.Г.

 

 

 

тел. 89503255663

Казань - 2014

 

Введение.....................................................................................................................3

 

1. Образование первой половины ХIХ в..............................................................4-6

 

2. Образование второй половины ХIХ в ……........................................................6

 

2.1. Развитие образования......................................................................................6-8

 

2. 2. Студенты шестидесятых годов.....................................................................9-10

 

Заключение..............................................................................................................11

 

Список литературы.................................................................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2 и 4 классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

Начало XIX в.-- время культурного и духовного подъема в России. В 1812 г. отечественная война в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа. В народном хозяйстве назревают коренные изменения. Они зарождались буржуазными отношениями в различных областях экономики, оживилась деятельность внутреннего рынка, росли международные торговые отношения. В промышленности значение приобретала фабрика с вольно наёмными рабочими. Товарное отношения проникают в сельскохозяй- ственное производство, способствуя появлению специализированного земледелия, внедрению технических и агрономических новшеств. Растущие города, привлекая новых рабочих, ремесленников, торговцев увеличивали потребность внутреннего рынка.  В связи с этим явлениям становится потребность не только в образованных специалистах, но и просто в грамотных работниках. В этой ситуации одним из важнейших условий поступательного развития страны становилось народное образование.  По данным 1797 г. Процент грамотности сельского населения равнялся - 2,7; городского - 9,2. Кроме того, критерий грамотности в начале 19 в. Были чрезвычайно низкими. Грамотным считался человек, способный вместо креста обозначит свою подпись фамилией.

 XIX век немного изменил представления об образовании в России. Отмечается активное появление университетов, гимназий, училищ, приходских школ, что говорит о подъеме образования. Однако, необходимо более подробно рассмотреть образование 19 века в России.

 

 

 

 

 

 

3

Образование первой половины ХIХ в.

 

 В 1804 г. создавалась система управления всеми учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени:

Приходские училища

Уездные училища

Гимназии

Университеты

 В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основали в Москве Институт Восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны.

К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля -- Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. В 1802 г. учреждено министерство народного просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

 Новые принципы в системе образования:

1. бессословность учебных заведений,

2. бесплатность обучения на низших его ступенях,

3. преемственность учебных программ.

 Предварительными правилами 1803 г. все учебные заведения были разделены на 4 разряда: 1) одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища, 2) 3-классные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе, 3) 7-летние губернские училища, или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах и 4) университеты.

 Всей системой образования ведало Главное управление училищ, созданное в 1803 г.

 Появилось 6 университетов: в 1802 г. ― Дерптский, в 1803 г. ― Виленский, в 1804 г. ― Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.

В самом большом университете, Московском, в 1811г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814.

 Появились первые привилегированные средние университетские заведения- лицеи: В 1811 г.  Царскосельский. В 1817 г. Ришельевский в Одессе, в 1820 г. Нежинский.

4

 В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

 В 1828 г. ― школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории:

1. для детей низших сословий ― одноклассные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).

2. для средних сословий, то есть мещан и купцов ― трёхклассные училища (геометрия, география, история).

3. для детей дворян и чиновников ― семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

 Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия. Он запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян

В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось двадцать. Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ, то в 1854 г. их стало, 48 и 223.

В 1810 г. после добавления дополнительной ступени образования в Инженерном училище, которое затем становится Главным инженерным училищем, начался переход к созданию системы высшего инженерного образования в России, сопровождавшийся реальным углублением качества естественно-научной подготовки инженеров. Этот процесс качественных изменений инженерных школ в основном завершился к концу XIX века. В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба.

 Расширилась сеть промышленно-технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. ― Архитектурное училище, а в 1832 г. ― Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище). В 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Практический политехнический институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

Продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать «добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек».

5

 Приходские училища предназначались для детей "самых низших состояний", в них обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные училища создавались для детей "купцов, ремесленников и других городских обывателей", в их программу входили русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география. В гимназиях получали образование главным образом дети дворян, чиновников, богатых купцов. Целью гимназий было "приготовление учащихся к слушанию академических или университетских курсов наук". В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями.

 В 30-е годы в России были созданы предпосылки для развития системы средней и высшей школы. Университетский устав 1835 г., поставивший российские университеты под больший государственный контроль по сравнению с Уставом 1804 г., способствовал их более углубленной научно-учебной деятельности. С целью повышения уровня университетской профессуры практиковалось направление за границу молодых выпускников университетов для подготовки к ученому званию.

 С развитием экономики, увеличением сфер жизни, требующих грамотных, образованных людей, авторитет знаний и необходимость их приобретения возрастали. При гимназиях в 30-е годы открывались реальные классы для изучения технических и коммерческих наук. В университетах фабрикантам читались публичные лекции по технической химии, технологии производства.

В 30-е годы появились ведомственные школы. К 50-м годам существовало до 3 тыс. волостных училищ Министерства государственных имуществ. При известном расширении школьной системы уровень грамотности в России к концу крепостной эпохи в среднем не превышал 1%. В некоторых губерниях, прежде всего столичных, он был несколько выше -- от 1,5 до 2%. Культурный потенциал общества в этот период был сосредоточен в дворянском сословии. Дворянство являлось основным носителем профессиональной культуры.

 

Образование второй половины XIX в.

 

2.1 Развитие образования.

 Образование XX века в России получает особенный подъем во второй половине столетия. Земские и городские школы дают ученикам значительно больше знаний, происходит развитие церковноприходских школ. Вторая половина XIX века - время сложное, послереформенное. Как известно, европейское образование приучало к свободомыслию, поэтому правительство России не могло допустить свободы умов, делая все возможное, чтобы обучение происходило на родине. Конец века характеризуется сменой укладов, когда ученики не хотели слепо верить и слушаться.

6

 Во второй половине XIX в. обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши и др.). Важную роль в ее создании сыграли православные миссионеры. Стали выходить книги на языках народов Поволжья, открылись национальные начальные школы, появилась местная интеллигенция.

 В пореформенный период дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. В изданном в 1864 г. "Положении о начальных народных училищах" декларировалась бессословность школы, предоставлялось право открытия начальных школ общественным организациям (земствам, органам городского управления); женщины получили право преподавать в начальных школах. Все училища подчинялись Министерству народного просвещения. Поощряя инициативу общественности в организации народной школы, правительство перекладывало на нее и все расходы. При обсуждении реформы начальной школы 1864 г. правительство исходило из того, что "дело народного образования есть дело самого народа".

Земские школы были наиболее распространенным типом негосударственной начальной школы. С 1864 по 1874 г. их было открыто до 10 тыс., в 80-е годы -- несколько меньше. К 1914 г. в России работало более 40 тыс. земских школ. Земская трехгодичная школа в сравнении с министерской отличалась лучшей постановкой обучения, более высоким профессиональным уровнем учителей. Ученик в земской школе, помимо чтения, письма, арифметики и Закона Божьего, получал элементарные знания по природоведению, географии, истории.

 Наряду с земской продолжали действовать церковно-приходские школы, существовавшие еще в дореформенное время. Образование в них (чтение, письмо, Закон Божий, церковно-славянское чтение и церковное пение) по своему уровню было ниже, чем в земской школе. Церковно-приходским школам правительство оказывало материальную поддержку. В середине 90-х годов в России насчитывалось до 44 тыс. начальных училищ (многоклассных, двухклассных, одноклассных). Из этого числа учебных заведений, предназначенных для народных масс, одноклассные составляли более 90%.

По вопросу о среднем образовании велась длительная борьба между сторонниками реального и классического направления. Первые настаивали на расширении преподавания естественных наук и современных иностранных языков. Вторые считали необходимым сохранить ориентацию на изучение классической древности как основы европейской культуры. Верх одержали сторонники классического направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения Д. А. Толстого и И. Д. Делянова.

Основой среднего образования стала классическая гимназия. В 60-е годы возникли реальные и классические гимназии. После 1866 г. классическая

7

гимназия стала фактически основной формой среднего образования, только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты. При Александре III правительство старалось ограничить допуск в гимназии выходцев из простого народа. Печальную известность приобрел циркуляр Делянова, в котором не рекомендовалось принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т. п.». Реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права ее выпускникам поступать в университет.

В преобладании классического среднего образования и усилении контроля за работой школы правительство видело основной путь борьбы против "пагубных стремлений и умствований", порожденных "духом времени" 60-х годов.

 В университетах, получивших автономию по Уставу 1863 г., появились новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. Несмотря на упразднение автономии университетов по Уставу 1884 г., программа обучения в них постоянно совершенствовалась и расширялась. Развитие высшей школы тормозилось вследствие противоречивой политики правительства. Оно понимало, что страна нуждается в высокообразованных людях, но в то же время высшая школа всегда была у него на подозрении как очаг неистребимой «крамолы».

Информация о работе Высшее, среднее и начальное образование в России в XIX веке